Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Готовимся к ЕГЭ по математике. "Задача С. Искусство перевоплощения

Готовясь к ЕГЭ, надо помнить, что задача С6 требует неординарного подхода. Необходимо научиться различным подходам к задаче. Как поэт подбирает слова и образы, чтобы лучше выразить свои мысли и чувства, так и математик подбирает математические модели, которые наиболее удобно и верно отражают сущность поставленной задачи.

Чтобы не быть голословными, разберём два примера, обращая внимание, в первую очередь, на основные принципы, руководствуясь которыми, мы проводим рассуждения.

Пример 1. (Задача 6.4. книга [1])

Найдите все пары натуральных чисел id18141 и id18141, удовлетворяющих равенству id18141(в левой части равенства стоит число, получаемое приписыванием десятичной записи числа id18141 перед десятичной записью числа id18141).

Решение.

  1. Применим принцип “особого случая”. Разберём отдельно крайние значения чисел. Если id18141, то id18141, противоречие. Если id18141, то id18141, противоречие.
  2. Второй шаг. Применим принцип “введения нового параметра”. Для более полной характеристики числа id18141 и удобства записи условия обозначим за id18141 число знаков в числе id18141. Тогда уравнение примет вид: id18141 (1).
  3. Третий шаг. Снова применим принцип “особого случая”. То есть разберём значение id18141. Уравнение (1) примет вид: id18141(2). Заметим, что тогда id18141.
  4. Четвёртый шаг. Принцип “введения новой функции”. Будем рассматривать функцию id18141 при id18141. Причем считаем теперь переменную id18141 действительным числом. Тогда уравнение (2) перепишется в виде id18141(3).
  5. Пятый шаг. Применим принцип “функционального подхода”. А точнее принцип “монотонности”. Исследуем функцию с помощью производной и найдем промежутки монотонности. Для этого вычислим значение функции в крайней точке: id18141. И производную: id18141.
  6. Шестой шаг. Опять придётся применять принцип “особого случая”. Рассмотрим отдельно id18141. Уравнение (2) примет вид: id18141
  7. Седьмой шаг. Вернёмся к принципу “функционального подхода”. К принципу “монотонности” добавим принцип “ограниченности”. Для id18141 получим id18141, id18141. Следовательно, функция id18141 является возрастающей при всех id18141, поэтому id18141 и уравнение (3) не имеет решений.
  8. Восьмой шаг. По принципу “полного перебора” рассмотрим остальные значения id18141. Тогда id18141. В этом случае id18141. id18141. Снова применим принципы “введения новой переменной” и “введения новой функции”. Обозначим для удобства записи id18141. Введём функцию id18141 при id18141. Тогда id18141.
  9. Девятый шаг. Повторим принцип “функционального подхода” к функции id18141. Вычислим значение функции id18141в точке: id18141 и производную: id18141. Следовательно, функция id18141 возрастает и id18141. Тогда получаем неравенство id18141.
  10. Десятый шаг. Продолжим применять принцип “ограниченности” к функции id18141. Вычислим её производную: id18141. Значит, функция возрастает и id18141

. Поэтому уравнение (3) не имеет решений.

Ответ: id18141.

Другие решения этой задачи можно найти в книгах [1] (с.34) и [2] (с.59).

Пример 1. (Диагностическая работа МИОО, 2010, 10 класс, задача С6)

Натуральные числа id18141 образуют возрастающую арифметическую прогрессию, причем все они больше 500 и являются квадратами натуральных чисел. Найдите наименьшее возможное, при указанных условиях, значение id18141.

Решение.

  1. Используем принцип “введение правильных обозначений”. Начнем переводить условие задачи на язык формул. Во-первых, id18141. Во-вторых, id18141. В-третьих, id18141.
  2. Тогда получим соотношения: id18141 (1); id18141 (2). Плохо, что между переменными нет никакой видимой связи. Попробуем это исправить с помощью лесенки (то есть обозначать неизвестными на сколько одна переменная отличается от другой). Пусть id18141.
  3. Преобразуем соотношение (2), используя формулы сокращенного умножения: id18141id18141id18141. Очевидно, что id18141, поэтому выразим то, что проще всего (то, что входит в соотношение линейно):id18141. (3)
  4. Снова попробуем улучшить ситуацию с помощью замены. Упростим знаменатель, обозначив id18141. Тогда id18141. Теперь снова пересчитаем формулу (3): id18141. (4) Из формулы (4) легко следует, что id18141.
  5. Займемся теперь рассуждениями на тему “делимость”. Из (4) следует, что id18141. Подставим id18141 в формулу (4): id18141. (5)
  6. Повторим процесс (к счастью, он не бесконечен). Из (5) следует, что id18141. Подставим id18141 в формулу (5): id18141. (6)
  7. Подставим полученную формулу (6) в соотношение (1): id18141. (7) Заметим, что нам надо минимизировать значение id18141. (8)  
  8. Вот теперь можно заняться перебором всех случаев. Будем менять параметр id18141.
  9. Первый случай: id18141. Тогда id18141. Из (8) получаем id18141. Наименьшее значение id18141 принимает при наименьшем id18141, то есть id18141.
  10. Второй случай: id18141. Тогда id18141. Из (8) получаем id18141. Наименьшее значение id18141 принимает при наименьшем id18141, то есть id18141.
  11. Третий случай: id18141. Тогда id18141. Следовательно, id18141. С учетом ограничения id18141, получаем id18141. Поэтому самое наименьшее значение id18141

Ответ: id18141.

Примечание. Мы использовали 11 обозначений переменных. Действует правило: чем больше имён, тем меньше вычислений.

Список литературы

  1. Пратусевич М.Я. и др. ЕГЭ 2011. Математика. Задача С6. Арифметика и алгебра. Под ред. А.Л. Семенова и И.В. Ященко. – М.: МЦНМО, 2011.
  2. Шевкин А.В., Пукас Ю.О.ЕГЭ. Математика. Задание С6. – М: Издательство “Экзамен”, 2011.

13.07.2012