Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

рабочая программа по ОРКСЭ

рабочая программа по ОРКСЭ

Алтынова Татьяна Викторовна

учитель начальных классов

МОУ СОШ №27

Г. Волгоград

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»

4–5 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа курса « Основы духовно– нравственной культуры народов России» (модуль «Светская этика») для четвертых классов разработана на основе:

– рабочей программы курса «Основы духовно– нравственной культуры народов России. Светская этика» 4-5 классы / Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлева ( www. school 2100. ru)

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Для реализации данной программы используется следующий учебно – методический комплект:

– учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлева Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика: 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . – М. : Баласс, 2012. – 128 с. ,ил. (Образовательная система «Школа 2100»

Цели:

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

  • формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;

  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др. ).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

К 1-й линии развития относятся следующие из них:

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
  • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
  • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Календарно – тематический план по курсу «Основы духовно – нравственной культуры», 4 класс

п/п

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности Формы работы

Характеристика основных видов деятельности

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Дата

1

Знакомство с предметом «Светская этика», учебником

Определяют предмет изучения, зачем и как будем учиться

Структурируют знания. Выделяют и формулируют познавательную цель

Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия

2

Россия – наша Родина

Россия, Родина, столица, «малая Родина», народ, многонациональность

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Обобщают знания, полученные в 3 классе о народах России

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Ставят учебную задачу

Учитывать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию

Глава 1. Как отличить добро от зла?

3

Граница между добром и злом

Материальные и духовные ценности, идеал

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Формулируют признаки понятий ценности и идеал

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, делают выводы на основе обобщения знаний

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

4

Граница между добром и злом

Духовность человека, внутренний мир

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Определяют характеристики, которые отличают человека от животных

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, работают по плану

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

5

Долг и совесть

Мораль, нравственность, добро, зло

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение извлекать информацию, представленную в форме текста

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, учатся составлять план решения задачи

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

6

Долг и совесть

Долг, совесть, мораль, нравственность, стыд

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм

Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

7

Честь и достоинство

Уважение, самоуважение, честь, совесть

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Определяют, какой поступок можно назвать хорошим, какой – плохим

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

8

Честь воинская, рыцарская

Достоинство человеческой личности, нравственность и безнравственность

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей

Составлять простой план учебно– научного текста, сравнивать и группировать факты

Осуществлять самоконтроль результата, осознание качества и уровня усвоения

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

9

Счастье и смысл жизни

Обсуждение вопроса «счастье – это когда…».

Счастье, мечта, смысл жизни

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные традиции людей

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

10

Ради чего живет человек

Смысл жизни, поступок

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

11

Справедливость и милосердие

Золотое правило нравственности

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций

Постановка и формулирование проблемы

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

12

Ценные качества человеческой души

Справедливость, милосердие

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

1314

Обобщение главы 1. Подготовка проектов

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, делать выводы на основе обобщения знаний

Совместно с учителем составлять план решения задачи, работать по плану и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли

1516

Фестиваль проектов «Как отличить добро от зла?»

Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся

Выступать перед одноклассниками, используя иллюстративный ряд ( плакаты, макеты, схемы и т. д. )

Глава 2. Каковы истоки морали?

17

Ценность рода и семьи

Род,семья, любовь

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать жизненные ситуации, почему надо уважать семейные традиции

Постановка и формулирование проблемы

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

18

Семейные традиции

Род,семья, любовь, традиции, семейные праздники

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Постановка и формулирование проблемы

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

19

Сочинение – размышление о семье

Комплексное применение знаний

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

20

Образцы культуры народов

Традиции народов России, культура

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций

Постановка и формулирование проблемы

Осуществлять самоконтроль результата

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

21

Обычаи нравственной культуры

Традиции народов России, культура

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

22

Сочинение «Добрые сказки разных народов»

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме

Осуществлять самоконтроль результата

23

Взгляд светский и религиозный. добрые заповеди богов.

Атеизм и религия, церковь, правила морали разных религий, духовность

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста

Постановка и формулирование проблемы

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

24

Принципы морали

Светское и религиозное понимание духовности

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

25

26

Фестиваль творческих проектов

Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе?

27

Правила поведения в школе

Права школьника, обязанности школьника, учеба, внеучебная жизнь

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать – зачем в школе нужны особые правила поведения

Постановка и формулирование проблемы

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем

Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

28

Правила поведения в школе

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников

Оценивать свою работу и работу других учащихся

29

Этикет – форма для содержания этики

Этикет, этика

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Постановка и формулирование проблемы

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

30

Правила этики и нормы этикета

Этикет, этика

Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы

Учатся анализировать зачем нужна форма в школе

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

31

Обобщение главы 3.

Делать выводы на основе обобщения знаний

Оценивать свою работу и работу других людей

Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли

32

33

Представление проектов

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, делать выводы на основе обобщения знаний

Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

34

Обобщение курса за год

Метки: Методический кабинет