рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по ОРКСЭ
Алтынова Татьяна Викторовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №27
Г. Волгоград
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики»
4–5 классы
Пояснительная записка
Рабочая программа курса « Основы духовно– нравственной культуры народов России» (модуль «Светская этика») для четвертых классов разработана на основе:
– рабочей программы курса «Основы духовно– нравственной культуры народов России. Светская этика» 4-5 классы / Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлева ( www. school 2100. ru)
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Для реализации данной программы используется следующий учебно – методический комплект:
– учебник: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлева Основы духовно – нравственной культуры народов России. Светская этика: 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений . – М. : Баласс, 2012. – 128 с. ,ил. (Образовательная система «Школа 2100»
Цели:
- развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
- воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
- становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:
- Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
- Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
- Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
- Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
- Совместно с учителем составлять план решения задачи.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др. ).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
- Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.
К 1-й линии развития относятся следующие из них:
- Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
- Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
- Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
- Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.
Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:
- Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
- Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
- Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Календарно – тематический план по курсу «Основы духовно – нравственной культуры», 4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Основное содержание темы, термины и понятия |
Этапы учебной деятельности Формы работы |
Характеристика основных видов деятельности |
Познавательные УУД |
Регулятивные УУД |
Коммуникативные УУД |
Дата |
|
|
|
||||||||
1 |
Знакомство с предметом «Светская этика», учебником |
Определяют предмет изучения, зачем и как будем учиться |
Структурируют знания. Выделяют и формулируют познавательную цель |
Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия |
|
|
||
2 |
Россия – наша Родина |
Россия, Родина, столица, «малая Родина», народ, многонациональность |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Обобщают знания, полученные в 3 классе о народах России |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Ставят учебную задачу |
Учитывать возможность существования различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию |
|
|
Глава 1. Как отличить добро от зла? |
|||||||||
3 |
Граница между добром и злом |
Материальные и духовные ценности, идеал |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Формулируют признаки понятий ценности и идеал |
Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, делают выводы на основе обобщения знаний |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
4 |
Граница между добром и злом |
Духовность человека, внутренний мир |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Определяют характеристики, которые отличают человека от животных |
Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, работают по плану |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
5 |
Долг и совесть |
Мораль, нравственность, добро, зло |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение извлекать информацию, представленную в форме текста |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, учатся составлять план решения задачи |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
6 |
Долг и совесть |
Долг, совесть, мораль, нравственность, стыд |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм |
Выбор оснований и критериев для сравнения, построение логической цепи рассуждений |
Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
|
|
7 |
Честь и достоинство |
Уважение, самоуважение, честь, совесть |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Определяют, какой поступок можно назвать хорошим, какой – плохим |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
8 |
Честь воинская, рыцарская |
Достоинство человеческой личности, нравственность и безнравственность |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей |
Составлять простой план учебно– научного текста, сравнивать и группировать факты |
Осуществлять самоконтроль результата, осознание качества и уровня усвоения |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
9 |
Счастье и смысл жизни |
Обсуждение вопроса «счастье – это когда…». Счастье, мечта, смысл жизни |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные традиции людей |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Выбор в ситуации мотивационного конфликта и преодоление препятствий |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
10 |
Ради чего живет человек |
Смысл жизни, поступок |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование
|
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
|
11 |
Справедливость и милосердие |
Золотое правило нравственности |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций |
Постановка и формулирование проблемы |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
12 |
Ценные качества человеческой души |
Справедливость, милосердие |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
|
1314 |
Обобщение главы 1. Подготовка проектов |
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, делать выводы на основе обобщения знаний |
Совместно с учителем составлять план решения задачи, работать по плану и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя |
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли |
|
|
|||
1516 |
Фестиваль проектов «Как отличить добро от зла?» |
Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?» |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
|
Вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся |
Выступать перед одноклассниками, используя иллюстративный ряд ( плакаты, макеты, схемы и т. д. ) |
|
|
|
Глава 2. Каковы истоки морали? |
|||||||||
17 |
Ценность рода и семьи |
Род,семья, любовь |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать жизненные ситуации, почему надо уважать семейные традиции |
Постановка и формулирование проблемы |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
18 |
Семейные традиции |
Род,семья, любовь, традиции, семейные праздники |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Постановка и формулирование проблемы |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
|
19 |
Сочинение – размышление о семье |
Комплексное применение знаний |
|
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
|
|
||
20 |
Образцы культуры народов |
Традиции народов России, культура |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций |
Постановка и формулирование проблемы |
Осуществлять самоконтроль результата |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
|
|
21 |
Обычаи нравственной культуры |
Традиции народов России, культура |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
|
22 |
Сочинение «Добрые сказки разных народов» |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме |
Осуществлять самоконтроль результата |
|
|
|
|||
23 |
Взгляд светский и религиозный. добрые заповеди богов. |
Атеизм и религия, церковь, правила морали разных религий, духовность |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать отличаются ли доброта, нравственность верующего человека и атеиста |
Постановка и формулирование проблемы |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
|
|
24 |
Принципы морали |
Светское и религиозное понимание духовности |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
|
||
25 26 |
Фестиваль творческих проектов |
Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?» |
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
|
|
||
Глава 3. Какие правила морали особенно важны в школе? |
|||||||||
27 |
Правила поведения в школе |
Права школьника, обязанности школьника, учеба, внеучебная жизнь |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать – зачем в школе нужны особые правила поведения |
Постановка и формулирование проблемы |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|
|
28 |
Правила поведения в школе |
Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников |
Оценивать свою работу и работу других учащихся |
|
|
||||
29 |
Этикет – форма для содержания этики |
Этикет, этика |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Постановка и формулирование проблемы |
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей |
|
|
||
30 |
Правила этики и нормы этикета |
Этикет, этика |
Комплексное применение знаний, коллективная, групповая форма работы |
Учатся анализировать зачем нужна форма в школе |
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
|
|
||
31 |
Обобщение главы 3. |
Делать выводы на основе обобщения знаний |
Оценивать свою работу и работу других людей |
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли |
|
|
|||
32 33 |
Представление проектов |
Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий |
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, делать выводы на основе обобщения знаний |
Ставят учебные задачи в сотрудничестве с учителем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера |
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
|
|
||
34 |
Обобщение курса за год |
|
|
|
|
|
Метки: Методический кабинет