Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО СКАЗКЕ А. С. ПУШКИНА «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

(ЛИТЕРАТУРА И ПРИРОДОВЕДЕНИЕ, С ЭЛЕМЕНТАМИ РИТОРИЗАЦИИ)

Хорошо известно, что сказки входят в число любимых детских книг. Дети любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять и рассказывать.

Рассказывание и сочинение сказок – это искусство. Рассказывание и сочинение сказок позволяет ребенку перевоплотиться и в этом перевоплощении раскрыться. Такому перевоплощению способствует сама сказочная речь.

Сказочная речь – это проявление народного красноречия, в котором выработались и закрепились нормы живого речевого стиля. В сказке установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения сказочная композиция с так называемыми приступами, концовками и троекратными повторами, ставшая традиционной. В сказке утвердилась вся произносительная культура речи с особым ритмом, рифмой, присловиями, прибаутками, крылатыми выражениями и т. д.

Сказка, ожившая именно в изустном произношении, является одной из самых благодатных форм обучения, особенно в младшем и среднем школьном возрасте.

Рассказывание сказки часто подталкивает и к самому созданию сказки, подводит к индивидуальному творчеству.

Создание сказочного текста требует от детей умения раскрывать тему, подчинять свою сказку определенной мысли. Кроме того, школьники учатся находить необычного сказочного героя, развивать сказочный сюжет, наполняя его удивительными событиями, используя «сказочные» языковые средства, то есть совершенствовать речь посредством конкретных риторических приемов.

Вообще, введение на любых уроках постоянного элемента сказочности – как в содержании материала, так и в методах его подачи – способствует формированию интереса к предмету, развивает детскую любознательность, раскрывает взаимозависимость разных явлений языка.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: формировать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Задачи:

обучающие: а) подготовить к созданию творческой работы – написанию сказки; б)проанализировать сказку А. С. Пушкина, используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»; в) продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки; г)закрепить умения различать организмы по классовым признакам, объяснять причины возникновения природных явлений; д)продолжать тренировать навыки работы с географической картой;

развивающие:а)развивать образное мышление и речь, творческие способности; б)способствовать развитию устной монологической речи: обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

воспитывающие: воспитывать культуру слушателя, нравственные качества учащихся.

Образовательная технология: эвристическое обучение. Во главе угла – эвристические вопросы, которые стимулируют творческое мышление учащихся и в зависимости от переформулировки вопроса позволяют увидеть проблему с новой точки зрения, развивают способности к прогнозированию явлений, принятию оригинальных явлений, стимулирую такие процедуры творческой деятельности, как творческое воображение, генерация идей, творческая рефлексия.

Оборудование: м/м презентация, текст сказки, географическая карта, атласы, фрагмент мультфильма.

Ход урока:

I. Организационная часть. Приветствие.

II. Целеполагание. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем фантазировать, творить и в тоже время наша работа будет подготовкой к выполнению домашнего задания, сочинению сказки.

Класс разделен на три группы.

III. Основная часть.

Учитель читает вслух начало сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». ( На доске иллюстрации к сказке. )

Учитель: ребята, иллюстрации к какой сказке вы видите?

Учитель: попробуйте восстановить последовательность событий «Сказки о царе Салтане», используя представленные иллюстрации (риторическое произнесение)

Учитель: ребята, сейчас в вашем исполнении мы услышали сюжет сказки. Найдите памятку «сюжет» (на парте у каждого ученика). А теперь, пользуясь этим планом расскажите все о понятии «сюжет».

Ученик: Сюжет – последовательность событий, обязателен конфликт, кто-то помогает или мешает, в сказке содержится волшебство, есть странствия героев, персонажи воюют с враждебными силами, добро побеждает зло.

Учитель: а теперь попробуйте привести цитаты – доказательства ваших слов.

Ученик: зачитывание фрагментов (риторическое произнесение).

Учитель: ребята, безусловно, без слов нам далеко не уйти. Но не следует забывать и о таких составляющих нашего голоса, как: звучность (выразительность, то есть усиление звука на значимых словах и слогах – ударение), темп речи (скорость, длительность звучания отдельных слов, интервалы, паузы и их продолжительность), тембр (окраска голоса), диапазон (пределы его звучания) и интонационная выразительность (чередование повышенной и пониженной интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски). Таблица на доске.

Прослушивание первоисточника.

Учитель: ребята, из предложенного ряда вам необходимо выбрать животных – героев сказки.

Белка, муха, шмель,лисица, оса, комар, муравей, волк, медведь, сорока, ворона, лебедь, рак, корова, баран, коршун, конь, олень, рысь, иволга.

Учитель: разделить животных на 3 группы (класса). Как вы можете их назвать? (Насекомые, птицы, млекопитающие). Попробуйте продолжить ряд в озвученных вами группах (риторическая игра).

Учитель: какие признаки объединяют животных внутри класса? (работа в группах).

Учитель:ребята, а теперь рассмотрим план под названием «композиция». Попробуйте сформулировать определение термина «композиция» (риторический прием).

Ученик: композиция – это построение произведения, зачин, концовка, эпизоды, повторяющиеся по три раза: три раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану, три раза обращался к царевне-лебеди за помощью, она его три раза спрашивала, «что ты тих, как день ненастный, опечалился чему», три раза заезжают корабельщики, три раза угощают их Гвидон и Салтан.

Учитель: да, ребята, герои сказки постоянно путешествуют по морю. Как вы считаете, о каком море писал А. С. Пушкин? Докажите свое предположение (риторический прием).

Ученик: о Черном море (климатические условия похожи, омывает территорию России, дядька-черномор – персонаж)

Учитель: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах на раздутых парусах…»

Учитель: что называют ветром? Объясните причины возникновения ветра. Перечислите природные явления, вызванные ветром. С какими из этих явлений мы встречаемся в сказке?

Ученик: ветер – движение воздуха вдоль поверхности земли. Возникает из-за разности в атмосферном давлении. В сказке неоднократно упоминаются волны (ветровые). Приводят цитаты из текста.

Учитель: ребята, давайте вспомним каким образом здороваются наши персонажи друг с другом.

Ученик: «Князь Гвидон зовет их в гости, их он кормит и поит и ответ держать велит…», «Царь Салтан зовет их в гости… царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? Куда?»

Учитель: А как вы приветствуете друг друга? (риторическая игра) Как здороваются на нашей планете?

Справка. Если в России при встрече обмениваются пожеланиями, то в Германии согласно заведенному порядку желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго дня» с 12 до 17 и далее следует «Добрый вечер», однако могут ограничиться и простым приветом. В большинстве других европейских странах и в Америке спрашивают: «Как дела?», и в ответ получают обычно: «Хорошо» или «Нормально», затем следует встречный аналогичный вопрос (причем отвечать «Плохо» просто неприлично). В Малайзии вопрошают: «Кда ты идешь?» На что отвечают расплывчато: «Погулять». Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!». Гренландцы констатируют: «Хорошая погода!».

Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жеста обмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и их намерения чисты. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются. Мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами. Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов – самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким. Китайцы тоже кланяются, но с вытянутыми вдоль тела руками. В Индии в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди. Арабы скрещивают руки на груди. Любопытные самоанцы обнюхивают друг друга.

Существует и особый праздник, посвященный приветствиям. Начиная с 1973-го он отмечается ежегодно 21 ноября. Праздник изобрели братья-американцы Майкл и Брайан Маккормак. Достаточно поздороваться в этот день с 10 незнакомыми людьми – и ты его отметил.

Учитель: В сказке дворец царя Гвидона находится на сказочном острове Буян. Что вам о нем известно? (из сказки)

На современной карте мира тоже есть остров Буян.

По координатам найдите этот остров (80градусов с. ш. 92 градуса в. д. )

Ученики ищут остров по заданным координатам и показывают его на карте.

Учитель: в каком море и в каком архипелаге находится этот остров? Какому государству принадлежит эта территория?

Ученик: Карское море. Архипелаг Северная Земля. Это территория России.

Учитель: как вы считаете, можно ли перенести действие сказки на настоящий остров Буян и почему?

Ученик: нет, т. к. климатические условия не соответствуют сюжету сказки.

Справка.

Буя́н – остров архипелага Северная Земля. Административно относится к Таймырскому Долгано-Ненецкому районуКрасноярского края.

Расположен в Карском море в 500 метрах от мыса Открытого – юго-западного мыса острова Комсомолец.

Имеет вытянутую форму около километра в длину и до 500 метров в ширину. Особых возвышенностей нет, северный берег – обрывистый.

Населения нет.

Речевая разминка (риторическая игра).

Учитель: назовите те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями из сказки.

Ученик (соревнование между группами): словно реченька журчит, выступает будто пава, жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь.

Учитель: какую особенность языка вы отметите в этих фразах? («Здравствуй, князь ты мой прекрасный!», «Бог вас, дети, наградит»).

Ученик: обращение.

Учитель: отметьте особенность языка («Что я царь или дитя?», «К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»).

Ученик: противопоставление.

Учитель: какую риторическую фигуру речи использует автор? («…И растет ребенок там не по дням, а по часам»).

Ученик: гиперболу (образное выражение, содержащее непомерное преувеличение).

Учитель: обратимся к третьему плану. Попробуйте рассказать все, что касается понятия «жанр» по сказке.

Ученик: жанр – вид литературы, сказки народные и литературные, «Сказка и царе Салтане…» – литературная, так как автор сказки – Александр Сергеевич Пушкин, он придумал характеры свои героям, ход событий, в сказке есть жизненная правда, мораль.

Учитель: определите характер героя, каким его изобразил А. С. Пушкин? «Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил».

Ученик: хищный.

Учитель: подберите синонимичный ряд к слову «хищный» (риторическая игра).

Ученик: кровожадный, злой, пугающий…

Учитель: Что такое хищничество с точки зрения биологии?

Ученик: хищничество, форма взаимоотношений между организмами разных видов, из которых один (хищник) поедает другого (жертву, добычу), обычно предварительно убив его. )

Учитель: приведите примеры взаимоотношений хищник – жертва в природе. Составьте пищевую цепь и докажите необходимость хищников в природе.

Поразмышляйте, нужны ли «хищники» среди людей. (риторический прием, устное сочинение-рассуждение).

Учитель: ребята, попробуем стать волшебниками. Но перед совершением волшебства нам следует вооружиться знаниями. (Для каждой группы – карточки на столе).

КОМАР.

Величина

Длина тела около 5 мм

Признаки

Стройное тело, 2 прозрачных крыла, длинные ноги и длинные тонкие антенны; личинки полосатые, по бокам группы волосков; куколки имеют булавовидную форму; личинки и куколки передвигаются рывками

Обычно в умеренном поясе комары активны с мая по октябрь. Если зимой было много снега, а весна ранняя, устойчиво тёплая и умеренно-влажная, комары могут появиться уже в апреле.

Питание комаров часто двойственно: самки большинства видов пьют кровьпозвоночных: млекопитающих, птиц, рептилий и амфибий; в то же время самцы всех без исключения видов комаров питаются нектаромцветковых растений.

При выборе жертвы самка кровососущего комара ориентируется на углекислый газ, выдыхаемый человеком, на тепловое излучение, движения, а также на запах молочной кислоты, содержащейся в поте. Также самка комара реагирует на свет, предпочитая слабо освещённые помещения, из-за чего в городских квартирах самки ведут в основном ночной образ жизни.

Взмахикрыльями

Комары делают 500-1000 взмахов крыльями в сек. , шмели – 130-240, бабочки – 5-9. Рекорд принадлежит комару Forcips, крылья которого совершают более 2 тыс. взмахов в сек.

Продолжительность жизни

Средняя продолжительность жизни комара 2-3 недели. При благоприятных условиях она может быть и длиннее.

Самка комара откладывает 30-150 яиц каждые 2-3 дня. Личинки комаров всегда обитают в воде – пресной, солоноватой, а иногда совершенно соленой. Яйцо развивается во взрослого комара за неделю.

Укус комара

Перед тем, как самка комара начинает пить кровь, она вводит в кожу своей жертвы слюну, содержащуюантикоагулянты, препятствующие свёртыванию крови. Именно слюна комара вызывает зуд, отёк, покраснение в месте укуса, а в некоторых случаях и тяжёлую аллергическую реакцию. И именно со слюной передаются переносимые комарами инфекции. Если в то время, когда комар сосёт кровь, натянуть кожу в месте укуса, он окажется «пойманным за нос», и, не имея возможности освободиться, будет наполняться кровью, пока не умрёт от возросшего давления.

У комара очень большие глаза, длина тела составляет примерно 8мм. Как и у большинства мух, глаза комара состоят из сотен крошечных линз-фасеток, обеспечивающих ему отличное зрение. Из передней части головы комара растут два длинных усика-антенны. Усики самца покрыты сотнями крошечных волосков и потому похожи на перья. У самки усики длинные и гладкие. С помощью этих усиков комары могут осязать то, что находится на их пути, а также почувствовать, нет ли поблизости (в том числе птиц и людей) сосут только самки-комары с помощью игольно-острых ротовых выростов. Остальная часть тела комара выглядит довольно симпатично. Крылья состоят из перепонок, натянутых между черными нитевидными жилками, что делает их похожими на витраж. Комары могут также передвигаться ползком с помощью своих шести длинных ножек. Благодаря этим ножкам они могут беззвучно и практически неощутимо садиться на кожу людей или животных, которые даже не будут знать, что самка комара села на их тело, пока не почувствуют боль от укуса.

Продолжительность полета комара

Сильно зависит от вида и может колебаться от нескольких сот метров до 100км (с помощью воздушных струй). Комар относится к той группе насекомых, считающихся хорошими летунами.

МУХА.

Для мух характерны компактное тело, короткие усики и лижуще-сосущий или колюще-сосущий ротовой аппарат. Питаются они соком растений, нектаром цветков, гниющими органическими остатками, некоторые – кровососы, есть хищники. Личинки мух червеобразные, безногие, часто лишены обособленной головы. Живут в гниющих органических остатках, навозе, в лесной подстилке и почве, которыми они и питаются, некоторые личинки (напр. , оводов) паразитируют в теле других животных. Известная всем комнатная муха из сем. настоящих мух – постоянный спутник человека. Питаются эти мухи разнообразными твёрдыми и жидкими веществами растительного и животного происхождения. Личинки их всеядны, развиваются в навозе, скоплениях пищевых отбросов. Время развития от яйца до взрослой мухи от 10 до 40 сут. В зависимости от условий существования у комнатной мухи бывает от 8 до 14 (на юге) поколений в году. Является опасным переносчиком ряда кишечных заболеваний (дизентерии, брюшного тифа и др. ), а также яиц паразитических червей – гельминтов. Повсеместно распространены другие представительницы сем. настоящих мух – жигалки осенние. Отличаются от настоящих мух наличием вытянутого твёрдого хоботка. Они сосут кровь крупного рогатого скота, лошадей и других домашних животных, охотно нападают и на человека. В массе появляются к концу лета – началу осени (отсюда убеждение, что мухи по осени «становятся злыми»). Жигалки входят в состав гнуса и являются переносчиками опасных заболеваний (напр. , сибирской язвы, туляремии)

Чем могут “наградить” человека мухи? Дизентерией и холерой, брюшным тифом и туберкулезом, сибирской язвой и дифтерией, полиомиелитом и многими другими. Полный список включает более 30-ти болезней.

Мухи являются разносчиками не только микробов, но и яиц червей-паразитов – глистов.

Жужжание летящей мухи создают её крылья. Они могут совершать более 300 взмахов в секунду! Каким же долговечным должен быть материал, работающий в таких условиях.

Мушиное семейство может похвастаться, что среди него есть непревзойденные мастера высшего пилотажа – самые виртуозные среди насекомых. Своими способностями мухи в некоторой степени обязаны двум уникально устроенным выростам для сохранения равновесия, называемым жужжальцами.

Эти два крохотные, напоминающие булавочные головки, жужжальца мухи представляют собой придатки грудного отдела, расположенные позади двух крыльев. Когда муха взмахивает крыльями, жужжальца начинают вибрировать с той же частотой, делая сотни колебаний в секунду. В сущности, жужжальца – это маленькие «гироскопы», необходимые насекомому, чтобы летать. Когда муху сбивает порыв ветра или поток воздуха от просвистевшей совсем рядом мухобойки или газеты и направление ее полета изменяется, «гироскопы» посылают в мозг мухи сигналы. Жужжальца моментально сообщают мухе, что происходит с ее телом. То же самое показывают летчику гироскопы самолета, однако их точность не может сравниться с точностью «гироскопов» мухи, с помощью которых она быстро и легко корректирует свой полет.

Жужжальца – одна из уникальных особенностей, составляющих ценное достояние отряда двукрылых, или мух, в котором насчитывается около 100 000 видов. Среди этого множества – слепни, комнатные и падальные мухи, дрозофилы или плодовые мушки, мухи цеце, мошки и долгоножки. Благодаря их гениальным «гироскопам», по маневренности полета они превосходят всех остальных крылатых насекомых.

ШМЕЛЬ.

Шмели́, земляны́е пчёлы— род перепончатокрылых насекомых из семейства настоящих пчёл во многих отношениях близкий медоносным пчёлам. Около 300 видов шмелей обитают в Северной Евразии, Северной Америке, северной Африке, а также в горах некоторых других регионов.

Особенности строения и физиологии

Средних и крупных размеров перепончатокрылые; самкадлиной от 13 до 28, а самец – от 7 до 24 мм.

Шмели – одни из самых холодостойких насекомых: они способны, быстро и часто сокращая мышцы груди, ускоренно разогреть своё тело до необходимых 40 °C. Это позволяет им вылетать рано утром и собирать первый нектар, когда воздух ещё не достаточно прогрелся, и даёт шмелям определённое конкурентное преимущество перед другими видами насекомых.

У шмелей, так же как и у пчёл, есть яд, но, в отличие от пчёл, шмели жало в жертве не оставляют.

Как и у пчёл, у шмелей самцы – трутни – не имеют жала.

Шмели – общественные насекомые. У них имеется разделение самок на более крупных плодящих маток и мелких бесплодных рабочих, выполняющих все основные работы в гнезде. Обычно в крупных шмелиных гнёздах бывает 100—200, иногда до 500 особей

Гнездо

Гнездо устраивают в почве, подстилке, дуплах, брошенных гнёздах грызунов или птиц.

Экологическая роль

Шмелям принадлежит большая роль в опылении различных растений, в особенности мотыльковых.

Значение

Шмели имеют хозяйственное значение как опылители. Для опыления овощей в теплицах и оранжереях могут быть использованы шмелиные семьи.

Замечено, что шмель летает большими кругами – длина окружности составляет 275 метров. При хороших условиях за десять часов он может налетать более 60 километров.

Несмотря на свои сравнительно большие размеры, шмели очень миролюбивы и не очень сильно жалят. Поэтому их куколки, коконы и личинки часто становятся лакомым блюдом для лис, барсуков, полевок и других грызунов. У шмелей есть и еще один страшный враг. Если сравнить его с самим шмелем, то окажется, что обидчик в несколько раз меньше, но берет он не силой, а количеством. Его можно встретить в любом лесу, на любой полянке. Это – муравей. Муравьи не прочь отведать шмелиного меда, а также закусить откормленными личинками. Поэтому чтобы муравьи случайно не наткнулись на гнездо, шмели убирают все травинки и веточки вокруг гнезда.

Шмели не просто обладают цветным зрением, но и обрабатывают поступающую информацию в два раза быстрее человека. По этому показателю мохнатых родственников медоносных пчёл можно отнести к чемпионам среди «цветных зрителей» планеты.

Именно эта способность позволяет им так легко и быстро передвигаться от цветка к цветку и хорошо ориентироваться в рассеянном свете.

Учитель: ребята, приведите ассоциации, которые возникают у вас со словами комар, муха, шмель. (Риторическая игра).

Учитель: ребята, представьте, что вы -Гвидон. Что происходит с вами, когда вы превращаетесь в насекомое, опишите действия Гвидона с точи зрения комара, шмеля, мухи. Мог ли в обличии насекомого Гвидон пересечь море?(риторическая игра, войди в роль). Работа в группах.

Учитель: Работа над интонационной организацией речи. Новоиспеченные насекомые не понимают нашей речи, реагируют только на скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит», а точнее на интонацию (речь шла в начале урока). Попробуйте с помощью этой скороговорки рассказать им что-нибудь страшное, поругать, подразнить их, передать радостную весть, убаюкать колыбельной песенкой.

Мы еще раз убедились, как важна та информация, которую вы передаете, так и то, с какой интонацией вы это делаете.

IV. Обобщение.

Учитель: а легко ли вам было читать сказку?

Все гениальное просто. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку А. С. Пушкин. Запись на доске: Краткая запись – 1822 г. , подробная – 1824 г. ,14 стихов, остальное проза – 1828 г. , написал полностью в 1831 году, устроив творческое соревнование с В. А. Жуковским.

Учитель: что же необходимо учитывать при составлении сказки? Сделайте выводы (сюжет, композиция, характеры героев, речь персонажей, мораль).

V. Рефлексия. Что нового вы узнали? Что вас удивило? С каким настроением вы уходите с урока?

VI. Домашнее задание. Напишите историю, описывающую ваши метаморфозы (сочинение сказки).

Байгильдина Э. И. ,

к. п. н. , учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ №1747,

г. Москва

Метки: Методический кабинет