ПОЗИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СЛОЖНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОРКСЭ
ПОЗИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СЛОЖНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОРКСЭ ПОЗИТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СЛОЖНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ОРКСЭ
Хотя современная Россия является светским государством, это не значит, что власть не стремится к взаимодействию с церковью. На сегодняшнем этапе общественной жизни России, как цивилизованного государства, правительство страны поддерживает взаимосвязь религии с культурно – социальным развитием подрастающего поколения. Свидетельством тому, например, является введение в школьную программу основ религиозной культуры.
Религиозные нормы, несмотря на динамичность развития общества, по-прежнему сохраняют свои каноны – все ценности бытия. Поэтому, невзирая на социальный статус или положение в обществе, в семье, к религии и обращается большинство людей современности. Постоянство, уникальность и кротость общественных норм поведения, а главное, их неопровержимость, дают человеку ответы на многие вопросы бытности.
Таблица 1 (данные сайта ОРКСЭ)
Мониторинг результатов по отношению к преподаванию курсов ОРКСЭ | |||
Категории населения | Положительно | Отрицательно | Затруднились ответить |
Родители | 88,1% | 2,6 % | 9,3 % |
Учителя | 93, 5 % | 1 % | 5, 5 % |
Руководители школ | 92, 8 % | 4, 5 % | 2, 7 % |
Органы исполнительной власти | 91 % | 4, 5 % | 4, 5 % |
Опираясь на данные таблицы 1, особенно на рейтинг положительных результатов, очевидно то, что проект очень актуален.
Таблица 2 (данные сайта ОРКСЭ)
Принципы реализации проекта ОРКСЭ | |||
Выбор предмета изучения семьей, родителями через школьные органы самоуправления | Взаимодействие с религиозными организациями | Взаимная координация действий всех участников проекта | Общественный контроль |
Немного другие показатели Таблицы 3 также дают основания для введения проекта в воспитательно-образовательный процесс учащихся.
Таблица 3
Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса? | |
Уклад жизни семьи, семейные традиции | 38,5 |
Интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса | 34,0 |
Мнение классного руководителя или других педагогов | 15,4 |
Пожелание руководства школы | 11,7 |
Рекомендации родителей школьников | 10,1 |
Разъяснительные беседы представителей религиозных организаций | 4,1 |
Другое | 3,1 |
Затруднились ответить | 10,0 |
Сложности же реализации данного проекта видятся в недостаточном обеспечении учебно-методического комплекта – рабочих тетрадей, книжек-раскрасок, географической карты для 4 класса, рассчитанной под модуль, таблиц и схем, всего того, что должно быть направлено на службу преподавателю. И еще.
Преподавание ребенку культуры одной религии перекрывает путь к воспитанию толерантности по отношению к другим религиям. Нельзя разделять младших школьников по конфессиям в зависимости от желания родителей.
Для воспитания духовно ориентированного и толерантно настроенного гражданина России необходимо преподавать всем школьникам без разделения на группы сначала светскую этику, а потом основы мировых, а не только традиционных для России религиозных культур. Ход эксперимента следует корректировать, не дожидаясь его окончания.
Человеку, прежде всего, необходимо прививать ответственность за все, что он вносит своей деятельностью в окружающий его мир, и так должны быть построены все разделы школьной программы от математики, которая описывает в числах и формулах окружающий мир до литературы, которая должна формировать правильное восприятие действительности и места в ней человека с соблюдениями принципов добра и терпимости. Но терпимости к чужим недостаткам, а не к порокам за которые держатся и которые на сегодня прославляются всеми источниками СМИ.
"Самая большая озабоченность, которая возникает в связи с обсуждением образовательных проблем – это озабоченность, связанная с формированием личности. Может ли школа полностью устраниться от того, чтобы воспитывать человека? Сегодня практически так произошло и происходит за редчайшим исключением Народное образование должно служить интересам народа, интересам личности, оно должно формировать человека, а сегодня отсутствие ценностных ориентиров в системе образования приводит к тому, что на выходе мы имеем человека, мировоззренчески никак не ориентированного", – считает патриарх Кирилл.
"Впервые мы видим столь серьезное отношение к введению предмета и впервые так жестко выстраиваем систему контроля. Общественная палата РФ и мы будем этим активно заниматься", – сказал в своей речи экс–министр образования и науки РФ (с 2004 по 2012 гг. ) Фурсенко А. А.
Он отметил, что "Основы религиозных культур и светской этики" – это очень сложный, принципиально новый для школы предмет, в котором пока "не все понятно". Поэтому прежде, чем вводить его повсеместно, было решено опробовать этот курс в школах регионов-добровольцев.
"Если мы свободно, открыто не подойдем к попытке выстроить этот курс, то он выстроится сам по себе. Где-то он будет выстраиваться абсолютно спокойно, а где-то под давлением школы, региона", – считают в министерстве.
Поэтому, по мнению Фурсенко, эксперимент должен проходить "абсолютно открыто, видимо, чтобы все знали, что выбор осуществляется добровольно, есть альтернативы".
Министерство образования и науки РФ считает, что новый предмет не должен разделять школьников. Напротив, детям православных христиан, которые уже получают религиозное воспитание в семье, было бы интересно узнать в школе об основах исламской или другой религиозной культуры.
Министерство образования и науки РФ сообщило, что подготовка к преподаванию этого предмета идет нормально. В Москве на базе Академии повышения квалификации в настоящее время готовятся тренеры, которые в марте отправятся в регионы. "Я считаю, что проблемы будут. Но уверен, что результат, который мы ставим перед собой – улучшение воспитательной составляющей в системе образования, понимание ребятами вопросов, связанных с духовно-нравственными основами – этого результата мы достигнем", – заключил Фурсенко.
Таким образом, вполне убедительно звучит введение этого проекта, нежели отказ от него. Как преподаватель истории и обществознания, как гражданин России, считаю, что грамотное изучение и внедрение нравственных основ данного курса в школы необходимо.
И здесь я поддерживаю слова Фурсенко А. А. : "Очень важно, чтобы не происходила подмена, чтобы светская суть предмета не подменялась чисто религиозным воспитанием. За этим мы должны следить".
Болдырева Л. Х. ,
учитель истории и обществознания,
ГБОУ СОШ № 807,
г. Москва
Метки: Методический кабинет