МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА СЦЕНАРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС». ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА СЦЕНАРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС». ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА СЦЕНАРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС». ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ
Предлагаемая методическая разработка, ориентирована на учащихся 3-4 классов, применима во внеурочное время. Игра позволяет систематизировать знания учащихся, способствует формированию познавательного интереса, классного коллектива, а также ответственного отношения к учебной деятельности, расширить кругозор школьников, повысить их культурный уровень.
Цели:
1. Воспитатьбережноеиответственноеотношениекприроде, формироватьубеждениевнеобходимостиохраныприроды;
2. Проверитьизакрепитьприродоведческиезнанияучащихся;
3. Развиватьсообразительность, память, логическоемышление;
4. Увлечьдетейигрой, вызватьрадостноенастроениеотсовместнойкоманднойдеятельности.
Участники: учащиеся 3-4 классов.
Форма проведения: игра-соревнование (внеклассноемероприятие).
Используемое оснащение:
Комплектнаглядныхпособий. Окружающиймир 3-4 класс, часть 3-4 образовательнаясистема«Школа 2100». (Составители А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, О. В. Чиханова). – М. : Баласс, 2006
Подготовка: занеделюдопроведенияформируютсятри командыпо 5-10 человек.
Ребятавыбираюткапитанов, придумываютназваниякоманд, девиз, рисуют эмблемы.
Правила игры:
Вигреучаствуют 3 команды.
В 1 турекомандампредстоитответитьна 10 вопросовза 1 минуту. Закаждыйответкомандаполучаетпо 1 баллу.
2 тур – конкурскапитанов. Каждомукапитанузадаетсяпо 1 вопросу. Заверныйответкапитанакомандаполучает 2 балла.
В 3-мтурекомандамзадаетсяпо 5 вопросов, поодномукаждомуучастнику. Закаждыйверныйответкомандаполучает 1 балл.
Оценивает работу участников игры жюри.
Ход игры:
Мысобралисьсвамидлятого, чтобыпровестиэкологическуюигру«Звездныйчас». Игранесовсемобычная. Онапосвященаприроде. Разделимсяна 3 команды. Каждаякомандавыберетсебекапитанаиназвание.
Вопросы задаются поочередно командам.
1 тур
Вопросы для первой команды:
1. Скольконанашейпланетеокеановикакониназываются? Ответ: 4 океана – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный-Ледовитый.
2. Наоднойногестоит, вводупристальноглядит, тычетклювомнаугад, ищетвречкелягушат? Ответ: Цапля.
3. Любимаяедазайцевикроликов? Ответ: Морковь.
4. Какуюптицуназывают«леснымдоктором»? Ответ: Дятел.
5. Ягода, скоторойбезножанамнесправиться? Ответ: Арбуз.
6. Безчегочеловекнеможетпрожитьинесколькихминут? Ответ: Воздух.
7. Цветок, накоторомгадают? Ответ: Ромашка.
8. Первыйвесенний, леснойцветок? Ответ: Ландыш.
9. Какназываетсяжилищеволка? Ответ: Логово
10. Какназываетсясамаямаленькаяптичкавмире, котораязависаетввоздухеипитаетсянектаромрастений? Ответ: колибри
Вопросы для второй команды:
1. Какоемореявляетсясамымсоленымнанашейпланете? Ответ: Мертвоеморе.
2. Какназываютсярастения, укоторыхнесколькодовольнотонкихстеблей-стволиков? Ответ: Кустарник.
3. Чтоэтозаживотные, укоторых 6 конечностей, несколько глаз, аорганыслухамогутбытьвлюбомместе? Ответ: Насекомые.
4. Листок, какогорастениязаменяетсобойбинтийодпринебольшомпорезе? Ответ: Подорожник.
5. Зимойпадает, веснойжурчит, летомшумит, осеньюкапает? Ответ: Вода.
6. Как называется самая необходимаядля жизни человеказвезда? Ответ: Солнце.
7. Кудаходятпогрибы? Ответ: Влес.
8. Детеныши,какогоживотногоумеютзащищатьсясрождения,дажебудучиещеслепыми. Ответ: Ежа.
9. Выувиделигнездоптицыназемле. Какправильносебявести? Ответ: Невытаптыватьтравуугнезда, небратьптенцоввруки, нетрогатьяйца.
10. Почемубольшуюгруппуживотныхназываютмлекопитающими? Ответ: Онирождаютдетенышейивскармливаютих молоком.
Вопросы для третьей команды:
1. НайдитенакартеРоссииморяиперечислитеихназвания? Ответ: Балтийское, Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, мореЛаптевых, Чукотское, Берингово, Охотское, Каспийское, Черное.
2. Самаязубастаяиопаснаярыба? Ответ: Акула.
3. Укакихживотныходнойизстадийразвитияявляетсякуколка? Ответ: Насекомые.
4. Какаяягодабываетчерной, красной, белой? Ответ: Смородина.
5. Какоесвойствоводычеловекиспользует, когдамоетпосуду,стираетбелье, моетсясам? Ответ: Способностьрастворятьразличныевещества.
6. Какойпредметнеобходимовзятьссобойвлес, чтобынезаблудиться? Ответ: Компас.
7. Ккакомуцарствуотносятсяорганизмы, состоящиеизшляпки иножки? Ответ: Грибы.
8. Ктовтравестрекочет, перепетьвсеххочет? Ответ: Кузнечик.
9. Почемунельзяшуметьвлесу, включатьмагнитофон, разжигатькостры? Ответ: Шум, дымпугаютлесныхжителей, онимогутпокинутьсвоиноры.
10. Почемуцветыимеютзапах? Ответ: чтобыпривлекать насекомых.
Физкультминутка
Жук
Налужайке, наромашке
Жуклеталвцветнойрубашке
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Ясромашкамидружу,
Тихоповетрукачаюсь,
Низко-низконаклоняюсь.
Янашласебежука
Набольшойромашке
Нехочудержатьвруках –
Пустьлежитвкармашке (детипоказывают).
Ой, упал, упалмойжук (нагибаются)
Носиспачкалпылью
Улетелзеленыйжук.
Улетелнакрыльях (детимашутрунами).
2 тур
Конкурс капитанов
1. Узнайприроднуюзонупоееописанию.
Здесьпроизрастаютудивительныерастения: карликовая береза, ягель, которымсудовольствиемпитаютсяобитатели этихмест – олени. Алюдивэтихместахведуткочевойобраз жизни, иживутонивособенныхдомахярангах, покрытыхшкурамиоленей.
Ответ: Тундра.
2. Какоеживотноеявляетсясамым«горластым»извсех? Ответ: Крокодил, навторомместе – бегемот, на третьем – лев.
3. Когдаубелыхмедведейрождаетсядетеныши? Ответ: Зимой, вовремясна.
Физкультминутка
Кузнечики
Поднимайтеплечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушкупокушаем, Тишинупослушаем. Тише, тише, высоко, Прыгайнаноскахлегко. (Надооттолкнутьсяоднойногойимягкоприземлитьсяна другую ногу).
3 тур
Вопросы для 1 команды
1. Назовитептицу, обитающуювлесу, являющуюсяобъектом охоты. Вееназванииестьнота«ре». Ответ: Тетерев.
2. Будущая лягушка. Ответ:Головастик.
3. Укажи, продукты растительного происхождения. Ответ: Например, картофель.
4. Лысеющий на ветру цветок? Ответ:Одуванчик.
5. Какие животные, кроме птиц летают? Ответ: Белка-летяга, летучая мышь.
Вопросыдля 2 команды
1. Крупноеглазастоелетающеенасекомое. Вназванииестьнота«ре»? Ответ: Стрекоза.
2. Самоекрупноеназемноеживотноесбольшимиушами? Ответ: Слон .
3. Грибы, которыеназывают«рыжимисестричками». Ответ: Лисички.
4. Укакихгрибов, шляпкивлюбуюпогодуслизистые? Ответ: Маслята.
5. Какоесамоепевучееземноводноевмире? Ответ: Зеленая лягушка.
Вопросы для 3 команды
1. Назовитеживотное, котороевминутуопасностипрячетсяв свойдом. Вегоназванииестьнота«ре»? Ответ: Черепаха.
2. Птица – лесная«гадалка»? Ответ: Кукушка.
3. Укажипродуктыживотногопроисхождения. Ответ: Например, молоко.
4. Растение, котороецепляетсякодежде? Ответ: Репей.
5. Какиеживотныевстречаютсявтексте«ПесенкиКраснойШа-почки»? Ответ: Крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты, попугай.
Итог игры: побеждаеткоманда, набравшаябольшеочков.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА
Уточкалуговая
Уточкалуговая, серая, полевая,
Гдетыночкуночевала?
Подкустиком, подберезкой.
Сама, утяхожу, детейсвоихвожу
Сама, утя, поплыву.
Детейсвоихповеду. (Выбираетсяуточка. Дети, идяпоклассузауточкой, должны выполнятьзанейдвижения: переваливатьсясногинаногу; идти, положивладонинаколени, «плывут», делаякруговые движениярукамиперед грудью.
Используемая литература:
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / Художники В. Х. Янаев, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
2. Дик Н. Ф Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н. Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 285 с.
3. Зайцева О. В. , Карпова Е. В. На досуге, игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: «Академия развития», «Академия Кº». 1998. – 192 с.
4. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова и др. ; Под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 208 с.
5. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры. – Изд. 6-е, испр. и доп. Обнинск, «Световид», 2009. – 216 с.
6. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
7. Сухин И. Г. Новые 600 загадок – 90 кроссвордов. – СПб. : Союз, 1999. – 192 с.
Кисть Е. А. ,
учитель начальных классов,
МБОУ «Лицей №1»,
г. Астрахань
Метки: Методический кабинет