Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В соответствии с документом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» современная школа является инструментом достижения индивидуального успеха ребенка. С переходом на новые стандарты второго поколения школьники будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения.

Каждое общество на определенном этапе развития предъявляет свои требования к образованию. Но как бы ни менялось содержание образования обучения, важнейшей задачей школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, развитие особо одаренных детей.

Начальная школа уже сегодня учит младших школьников не только осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи, но и прививает учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус, средствами каждого учебного предмета воспитывает лучшие нравственные качества, любовь к Отечеству, своему народу, языку, духовным ценностям и природе, уважительное отношение к людям.

Но успешное обучение на первой ступени обучения невозможно без сформированности умений и навыков, которые необходимы ученику не только в процессе учебной деятельности, но и во всей последующей жизни. В соответствии с ФГОС в научно-методической литературе их называют универсальными учебными действиями (УУД).

Формирование универсальных учебных действий играет важную роль в развитии личности ребенка. Эти умения обеспечивают возможности ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения и оценивать процесс и результаты деятельности. Универсальные учебные действия создают условия для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию. Они обеспечивают успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы играет важную роль в развитии личностного развития учащихся. Например, учебный предмет «Литературное чтение» в 1-4-х классах обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

– смыслообразования через прослеживание «Судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов (личностные УУД);

– самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации (личностные УУД);

– умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей(регулятивные УУД);

– умения устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения (познавательные УУД);

– умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации (познавательные УУД).

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий– замещения(например, звука буквой), моделирования(например, состава слова путем составления схемы)и преобразования модели(видоизменения слова).

В течение трех лет в нашем образовательном учреждении проводится работа по подготовке к переходу на ФГОС. В настоящее время в школе создаются нормативно-правовые условия: создан совет школы по введению ФГОС, разработаны программа модернизации образовательной системы начальной ступени МБОУ СОШ № 10 в условиях перехода на ФГОС, планы-графики реализации единичных проектов и повышения квалификации педагогов школы. Под руководством научно-методического совета сегодня разрабатываются рабочие программы педагогов, работающий в 1-х классах в следующем учебном году, образовательная программа начальной ступени образования.

Опыт работы педагогов начальной школы по подготовке к переходу на новые стандарты представлен педагогической общественности города на городском семинаре «Развитие самостоятельной культуры школьников в условиях подготовки к введению государственного образовательного стандарта второго поколения» и мастер-классе «Чтение как общеучебное универсальное действие младшего школьника».

Кроме того, учителями начальной школы разрабатываются методические материалы, критерии оценки специальных предметных и общих умений учащихся и т. п. Изучить уровень сформированности учебных действий на уроках русского языка и литературы учителю начальных классов помогает карта диагностирования универсальных учебных действий.

Русский язык:

месяц

2 класс

3 класс

4 класс

сентябрь

Личностные УУД:

– правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места;

– правильно пользоваться учебными принадлежностями.

Регулятивные УУД:

– уметь самостоятельно проверять выполненную работу.

Регулятивные УУД:

– понимать учебную задачу, поставленную учителем;

– работать в заданном темпе (написание диктанта).

октябрь

Регулятивные УУД:

– понимать учебную задачу.

Познавательные УУД:

– определять последовательность действий при выполнении задания.

Регулятивные УУД:

– учиться работать в заданном темпе.

Регулятивные УУД:

– владеть навыком без-ошибочного списывания текста.

Регулятивные УУД:

– уметь выполнять работу над ошибками, овладеть приемами самоконтроля.

Регулятивные УУД:

– владеть навыками грамотного списывания.

Регулятивные УУД:

– владеть приемами самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

– работа в паре, группе.

ноябрь

Познавательные УУД:

– работать над условием задачи.

Регулятивные УУД:

– ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные УУД:

– слушать рассказ учителя, объяснение, ответы одноклассников.

Коммуникативные УУД:

– правильно осознавать и выразительно читать целыми словами, соблюдать паузы.

Регулятивные УУД:

– совершенствовать технику связного письма.

Регулятивные УУД:

– пользоваться разными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, по ролям;

– учиться самостоятельно составлять простой план, таблицы, схемы при изучении нового материала;

– учиться обращаться к учебнику при само– контроле.

декабрь

Регулятивные УУД:

– формировать навыки безошибочного списывания текста.

Познавательные УУД:

– соблюдать правила пользования библиотекой, уметь знакомиться с детской книгой.

Личностные УУД:

– владеть основными видами работ (запись под диктовку);

– самостоятельно знакомиться с текстом.

Познавательные УУД:

– пользоваться простейшими таблицами, схемами учебника.

Познавательные УУД:

– уметь полно и последовательно воспроизводить текст по самостоятельному плану, правильно строить предложения;

– работа со словарем, материалами приложения к учебнику.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.

январь

Регулятивные УУД:

– писать по памяти предложения, тексты (развитие орфографической зоркости).

Личностные УУД:

– уметь работать в заданном темпе.

Познавательные УУД:

– осваивать новые виды работ: сочинение рассказа, изложение текста по готовому плану.

Коммуникативные:

– работа в паре, группе.

Коммуникативные УУД:

– учиться связно отвечать, самостоятельно строить рассказ.

Регулятивные УУД:

– сжато передавать содержание прочитанного.

февраль

Регулятивные УУД:

– пользоваться выборочным чтением.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно формулировать вопросы к картине.

Познавательные УУД:

– овладеть новыми видами письменных работ (сочинение).

Познавательные УУД:

– выделять основные компоненты, последовательность и причинность событий.

Регулятивные УУД:

– проводить анализ.

Коммуникативные УУД:

– рассказ о своих наблюдениях в природе.

Познавательные УУД:

– уметь найти взаимосвязь между величинами;

– владеть понятием алгоритма.

март

Регулятивные УУД:

– проверять работу по образцу.

Коммуникативные УУД:

– уметь подробно пересказать текст.

Личностные УУД:

– осваивать новые виды письменных работ: диктант, изложение.

Коммуникативные УУД:

– вести диалог на несложную тему по картине.

Регулятивные УУД:

– выполнять контрольное изложение.

Регулятивные УУД:

– слушать объяснение учителя, усваивая основные положения;

– воспроизводить основные компоненты прослушанного.

апрель

Регулятивные УУД:

– уметь слушать, пересказывать содержание, давать простейшую оценку.

Коммуникативные УУД:

– связно передавать содержание прочитанного.

Коммуникативные УУД:

– слушать и оценивать ответ одноклассника по содержательности и выразительности речи.

Регулятивные УУД:

– слушать, передавать содержание прочитанного.

Коммуникативные УУД:

– анализировать ответы учеников;

– кратко передавать содержание прочитанного, давать оценку прослушанного.

Литература:

сентябрь, октябрь

ноябрь, декабрь

январь, февраль

март, апрель

1 класс

Регулятивные УУД:

– умение расчленить речь на предложения, предложения – на слова, слова– на слоги.

Познавательные УУД:

– умение составлять из букв разрезной азбуки и читать слова всех видов (слияние, примыкание).

Регулятивные УУД:

– умение различать звуки на слух и в произношении, устанавливать их последовательность в словах.

Познавательные УУД:

– сознательное правильное слоговое чтение вслух букварных текстов.

Коммуникативные УУД:

– умение выразительно, с соблюдением интонации, прочитать выученное наизусть стихотворение.

Познавательные УУД:

– ответы на вопросы по прочитанным предложениям, рассказу и картинке.

Регулятивные УУД:

– пересказ небольшого прочитанного текста с помощью вопросов и без них.

Познавательные УУД:

– умение объединять и различать по существенным признакам предметы, связь с чтением и наблюдением.

2 класс

Познавательные УУД:

– воспитание внимания к слову, умение замечать непонятные слова в тексте, обращаться за их разъяснением к учителю.

Регулятивные УУД:

– умение отыскать точное, меткое выражение, чтобы описать героя, предмет, явление; объяснить как оно характеризует, какое вызывает отношение.

Коммуникативные УУД:

– умение рассказывать о своих наблюдениях в связи с чтением.

Регулятивные УУД:

-умение передавать содержание прочитанного по иллюстрации к произведению.

Коммуникативные УУД:

– умение выразить с помощью интонации при чтении свое отношение к содержанию прочитанного, характеру действующего лица при чтении прямой речи и диалога.

Регулятивные УУД:

– умение устанавливать последовательность действий в рассказе, самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части.

Познавательные УУД:

– умение выделить основное в содержании части произведения, рассказа в целом.

Коммуникативные УУД:

– правильность речи;

– точность и выразительность речи;

Регулятивные УУД:

– умение просто передать содержание прочитанного, в том числе и содержание басни.

3-4 класс

Регулятивные УУД:

– умение самостоятельно устанавливать последо-

вательность и смысловые связи частей текста, выявлять смысл прочитанного произведения, формулировать его своими словами и составлять план прочитанного.

Коммуникативные УУД:

– умение самостоятельно выявлять смысл прочитанного, различать оценки значения слов в тексте и передавать их в своем рассказе.

Регулятивные УУД:

– умение кратко передавать содержание прочитанного рассказа по самостоятельно составленному плану.

Познавательные УУД:

– умение находить в прочитанном и объединять материал для составления рассказа на тему( о герое, событии, природе).

Регулятивные УУД:

– умение находить в тексте слова и выражения, необходимые для точного и образного изображения природы и действующих лиц.

Регулятивные УУД:

– обобщение представлений о рассказе ,стихотворении, басни, сказке, произведе-ниях народного творчест-ва, полученных учениками на уроках литературы в 1-4 классах.

В заключении хочется сказать, что универсальные учебные действия создают условия для гармоничного развития личности младшего школьника, так как современный выпускник школы должен обладать умением ставить задачи, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения и оценивать процесс и результаты деятельности. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образов мира и основных видов компетенций учащихся, в том числе социальной и личностной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон РФ «Об образовании». – М. , 2004.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М. , просвещение, 2009.

4. Иванова Е. О. , Осмоловская И. М. . Теория обучения в информационном обществе. – М. , просвещение, 2011.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М. , Просвещение, 2010.

Мартемьянова Е. А. ,

учитель начальных классов,

МБОУ СОШ №10, г. Нижний Тагил

Метки: Методический кабинет