Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

ЭТИМОЛОГО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МАССОВОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

ЭТИМОЛОГО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В МАССОВОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Орфография, как известно, греческое по происхождению слово и обозначает правописание: от ortos – прямой, правильный и grapho – пишу. Правописание или правильное письмо, написание – это правильное, соответствующее нормам письмо. Такое (грамотное) письмо является частью общей языковой культуры.

Научить грамотно писать – значит воспитать культурную языковую личность. Это очень сложная задача, которая решается в школе в процессе обучения русскому языку. Однако низкий уровень орфографической грамотности школьников массовых школ и очень низкий учащихся коррекционных школ – факт общеизвестный, который не может не волновать педагогов различной квалификации.

Школьными учителями и преподавателями вузов предпринимаются различные попытки найти пути решения этой сложнейшей проблемы. Учителя школ проявляют творчество, применяют новые, эффективные методы обучения: уроки проводятся в форме игры с применением алгоритмов, перфокарт, богатого иллюстративного материала. Но эти уроки только тогда могут дать хороший результат, когда они являются составной частью большой орфографической работы. Так, например, орфографическая работа по изучению безударных гласных (самой трудной в орфографическом плане темы) проводится в два этапа: 1) Безударные гласные, проверяемые ударением и 2)Безударные гласные, не проверяемые ударением.

Всем известно, что первый этап намного проще второго, так как предполагает знание правил и правильное их применение, умение найти проверочное слово. Для этой цели используются, как правило, традиционные задания и упражнения. Для закрепления материала нередко используют алгоритмы.

Второй этап гораздо сложнее: здесь нет правил, нельзя применить

алгоритмы, так как с каждым словом требуется индивидуальная работа.

Наиболее эффективной при изучении безударных гласных, не проверяемых ударением, является, на наш взгляд, комплексная словарно-орфографическая работа, включающая этимолого-орфографическую, ассоциативно-орфографическую и другие виды словарной работы. Уже с 1-го класса необходимо вводить так называемые исторические справки, которые не только расширяли бы кругозор детей, но и помогали бы им найти «дальних родственников» слова, с помощью которых можно было бы проверить написание слов в современном русском языке. Первые исторические справки должны быть простыми, понятными, легко запоминающимися. В качестве примера приведём историческую справку к слову «коньки» (словарное слово для 2 класса коррекционной школы и для 1 массовой). КОНЬКИ – стальные спортивные полозья особой формы, надеваемые на обувь (обычно ботинки) для бега (катания) по льду. Слово «коньки» – уменьшительная форма от славянского названия одного из самых необходимых домашних животных – коня. КОНЬКИ – это как бы маленькие КОНИ, позволяющие человеку мчаться по льду со скоростью, недоступной обыкновенному пешеходу.

Этимологические справки, экскурсы не должны быть самоцелью: они должны способствовать правильному написанию трудных в орфографическом плане слов. И, чтобы этимологическая работа не казалась однообразной и скучной, необходимо разнообразить виды этимологических заданий, включая игровой и занимательный материал.

В качестве примера приведём несколько ФРАГМЕНТОВ УРОКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭТИМОЛОГО-ОРФОГРАФИЧЕСКОГО, ИГРОВОГО И ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА.

 

ТЕМА «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ»

 

ФРАГМЕНТ УРОКА № 1

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА ВОРОБЕЙ

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

На доске висит рисунок, на рисунке воробей и кроссворд

 

ХОД УРОКА:

1. Отгадайте загадку:

Маленький мальчишка

По дворам шныряет,

В сером армячишке

Крохи собирает.

( Воробей)

2. Расскажи, каким ты представляешь себе воробья.

3. Прослушай текст и расскажи, почему маленькую птичку назвали воробей.

Во дворе большого дома жили голуби. Дети каждый день кормили их семечками и хлебными крошками. Но однажды прилетела серенькая птичка, села на забор, стала наблюдать за голубями. Затем, подлетев к кормушке, быстро склевала семечку и взлетела на ворота. Голуби засуетились, закричали: «Вора бей, бей вора]». С тех пор маленькую птичку в народе и прозвали воробьем. От слова вор.

Воробей на дороге пирует, горох и корки ворует. Воробей-воришка, озорной мальчишка, Прилетел на птичий двор, озираясь словно вор, До кормушки доскакал, быстро семечку склевал. На ворота вновь взлетел, заворковал и запел. =Какое слово нужно запомнить, чтобы всегда правильно писать слово воробей? ( Слово вор). 4. Прочитайте и озаглавьте текст.

Передо мной на ветке воробушек. Да такой нарядный! Верх головки серенький, будто серенькая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие, вверху на крьшьях белая полоска. Повернул воробушек ко мне голову. Гляжу – щечки у него почтя беленькие, а под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук. Ишь какой франт!

– Какое название вы придумали? (Воробей, маленькая птичка, серенький воробушек). Как можно назвать во­робья? Придумайте однокоренные слова (воробушек, воробейчик, воробьишко, воробьенок). Запишите эти слова в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните сочетание ОРО.

5. Работа с кроссвордом.

– Здесь спрятались птицы, в названиях которых есть ОРО.

 

 

  О

 

р

 

о

 

     
  о

 

р

 

о

 

     
  о

 

р

 

о

 

  . . . .

 

ФРАГМЕНТ УРОКА № 2

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА КАПУСТА

 

ОБОРУДОВАНИЕ; На доске висит рисунок, на рисун­ке капуста,

 

ХОД УРОКА.

1. Отгадайте загадку:

Расселась барыня на грядке. Одета в шумные шелка, Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста).

– Что это? (Капуста). Какие слова из загадки подсказали вам, что это капуста? Молодцы! (показ иллюстрации).

Слово капуста очень древнее слово латинского происхождения. Произошло оно от слова капут, что в переводе означает «кочан, головка капусты», (запись слова на доске)

– Прочитаем слово хором по слогам. Сколько в слове слогов? ( 3 слога ). На какой слог падает ударение?

( на 2-й ). Какую букву нужно запомнить в написании этого слова? (букву А). Почему? (нет проверочного слова).

– Запишите слово капуста в тетрадь. Давайте подберем к этому слову родственные слова (капустка, капуст­ный, капустница, капустник).

1. Комментированное письмо. Запиши и объясни пословицу: Без капусты щи не густы

– Ребята, как вы понимаете смысл этой пословицы? Опишите капусту по форме, вкусу, цвету. . . (вкусная, свежая, белокочанная, круглая, соленая, кислая).

– Что еще можно приготовить из капусты, кроме ва­ших любимых щей? ( пирог, котлеты. . . ).

2. Назови, какие ты еще знаешь пословицы, поговорки или загадки про капусту.

Пословицы'.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Без хлеба мужик сыт не будет, без капусты щи не живут.

 

Хорошая капуста в кочан совьется, а плохая в листьях сгниет

Загадки:

1. Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я . . .

2. Как надела сто рубах, Захрустела на зубах.

3. Не книжка, а с листьями.

4. Лоскуток на лоскутке-

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке.

5. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи

-Меня там ищи.

3. Внимательно послушай и расскажи,

А знаете ли вы, что общего у слов капуста и капитан?

Оба эти слова начинаются с одинакового сочетания

букв кап. Но так ли это существенно? Ведь у нас многие слова начинаются с похожих букв, но тем не менее никакого отношения друг к другу не имеют. Есть даже слова, которые пишутся одинаково, но не являются родственниками.

Но тут особый случай. . . Слово капуста действитель­но является родственником (хотя и дальним) капитану. Слово капитан произошло от латинского капут (голо­ва) в значении «глава», «начальник», «предводитель».

Капуста – это очень древнее слово, появилось в русском языке раньше капитана и было образовано от слова капут (голова ).

4. Физминутка «Капуста».

Дети становятся к столу и стучат по крышке стола, как будто рубят капусту. Одновременно они произносят Туки – туки – туки – тук. Рубим вместе в восемь рук!

Ведущий: Ты, капуста, рубись! Ты» капуста, солись! Все вместе: Туки – туки – туки – тук! Рубим вместе в восемь рук!

В слове капуста пишется две гласных а и одна у (Учитель пишет на доске слово капуста, ученики в тетрадях).

Две гласных А и У одна

Угадайте-ка, друзья.

Очень много хруста

Издает капуста.

5. Работа с текстом. Послушай и пересказки.

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе купаться. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться. Раздевался до самого вечера. И так и не искупался. А утром начался дождь. Капли капали на капусту, вся одежда ее намокла, и она была очень довольна.

Кап, кап, кап. . . На капусту

Капли часто, часто льются,

А капуста рада, ей того и надо!

– Вспомните, как КАПали КАПельки дождя на капусту, и вы всегда напишете это слово правильно. В слове капелька под ударением гласный А и в слове капуста в первом слоге тоже гласный А

 

ФРАГМЕНТ УРОКА № 3

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА ОГУРЕЦ

ОБОРУДОВАНИЕ: На доске висит рисунок, на ри­сунке огурец.

 

ХОД УРОКА:

1. Расскажи, что ты знаешь об огурцах?

2. Прослушай и запомни историю этого слова.

Нам сейчас кажется, что этот овощ всегда рос на русских огородах и носил свое чисто русское имя огурец (огурчик, огуречик), но это не так. Слову огурец предшествовало слово, уже давно исчезнувшее, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Огурос или огур имели значение «неспелый», «несо­зревший». Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей – арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Вот пото­му они и названы огурцами. – Еще раз вспомни слово, от которого огурец произошло (огур) и запомни, как правильно написать слово огурец.

2. Назови однокоренные слова (огурчик, огуречник, огуречный) и сочетания слов со словом огурец (ма­ленький, длинный, желтый, вкусный. . . огурец; круп­ные, мелкие, крепкие, мягкие, свежие, соленые, доро­гие, дешевые. . . огурцы; урожай огурцов, банка с огур­цами, огурцы растут, перезрели, недозрели, желтеют, продаются ).

4. Кто знает, когда так говорят?

Как огурчик (о здоровом, румяном человеке).

5. Назови, какие ты знаешь пословицы, поговорки, загадки, считалки об огурцах.

Поговорки:

Огурец и тот порядок любит.

Потешки:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик:

Там волки живут,

Тебе хвостик отгрызут.

Считалка:

Мы делили огурец:

Мне конец, тебе – конец,

А тебе, Николка,

Меж концами щелка (А. Крестинская).

Загадки:

1. Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки.

2. Полон хлевец белых овец.

3. Лежит меж грядок, зелен и сладок

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый.

5. Без окон, без дверей, полна горница людей.

6. Работа с текстом (Прочитай, ответь на вопросы и запиши три предложения ).

Посадили огуречные семена в землю. Пригрело солнышко, появились всходы. Стебельки огурцов сначала росли вверх, потом стали стелиться по земле. На растении стали появляться пятиугольные листочки с зазубренными краями и усики. Скоро огурцы зацвели: то там, то тут на зелени начали выгладывать желтые лепестки цветов. А вот и плоды-зеленцы. Так называют первые молодые огурчики. Их употребляют в пищу незрелыми.

Что мы называем словом огурец? Что ты узнал из текста о растении огурец и плодах этого растения? Вспомни, что обозначает слово огурец, и как оно пишется

 

ФРАГМЕНТ УРОКА № 4

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА ОВОЩИ

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске рисунки овощей.

 

ХОД УРОКА:

1. Работа с картинками. Посмотрите на рисунки, что на них нарисовано? [Помидор, огурец, капуста, морковь). Как назвать одним словом все, что мы перечислили? ( Овощи ). А теперь сочиним сказку и назовем ее. . ,

Про овощи.

Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, свекла (учитель показывает картинки). И сказал помидор: «Много желающих оказалось, поэтому я ставлю условие: в первую очередь в войско пойдут лишь те овощи, в названии которых слышится звук [п]. -Скажите, в каких словах слышится этот звук? (Капуста, помидор). Опечалились овощи, и решили они попросить помидора, чтобы он придумал для них такое условие, чтобы они все оказались вместе в овощном войске. Думал-думал помидор и, наконец, придумал. Он поделил их на две группы: в одной овощи, в названии которых есть звук [р] а в другой -звук [л]. В каких словах-названиях овощей слышатся эти звуки?

– Послушайте стихотворение:

Вот овощи спор завели на столе

-Кто лучше . вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка? Иль свекла?

– Как можно разрешить спор овощей? Что мы называем словом овощи?

2. Назови, какие ты знаешь пословицы;. поговорки про овощи (если не знают, дать тексты для чтения).

1). Всякому овощу свое время.

2). Без спорта нет силы, а без овощей здоровья.

3). Овощи хороши во щи

3. Спиши третью пословицу, как ты ее понимаешь?

4. Теперь запиши предложение'. Овощи во щи кладут.

5. Посмотри на рисунок,

Какой предлог ты напишешь перед словом щи? (во). Запомни его, он поможет тебе правильно написать слово овощи.

6. Прочитай и спиши словосочетания: Ранние овощи, овощной суп.

Составь и запиши предложение с любым из этих сочетаний,

7. Слуховой диктант. Запиши по памяти текст'.

Фрукты

И овощи

Перед

Едой

Мойте горячей водой.

(В. Маяковский ).

 

ФРАГМЕНТ УРОКА № 5

 

ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО СЛОВА

ОГОРОД

 

ОБОРУДОВАНИЕ: на доске рисунки огорода.

 

ХОД УРОКА:

1. Работа с текстом. Запиши текст.

Я колышки тешу, огород горожу, А я капусту сажу, сажу беленькую, сажу беленькую, развеселенькую.

– Что такое огород? Связаны ли слова огород и горо­дить?

2. Объяснение нового материала

Слово огород произошло от слова городить. А слово городить связано своим значением со словом город, Древнейшим значением слова город была «ограда», а потом «обнесенный частоколом поселок», поэтому слова город, городить, огород – слова однокоренные.

– Расскажи, от какого слова образовалось слово огород и как связаны между собой значения слов город и городить.

3. Запиши однокоренные слова и подбери значение к каждому однокоренному слову из следующего текста:

1. Участок земли вблизи дома для выращивания ово­щей.

2. Человек, который занимается огородничеством.

3. Заниматься огородничеством, работать на огороде.

4. Отрасль сельского хозяйства, которая занимается разведением огородных культур.

5. Растения, выращиваемые на огороде. Однокоренные слова: огородник, огородные, огород­ничество, огородничать, огород.

4. Выдели корень в однокоренных словах. Подчеркни безударную гласную о и сочетание ОРО в корне слов. Составь свое предложение с любым словом.

 

Каждый учитель самостоятельно и творчески разрабатывает уроки с применением этимологических справок, а в качестве материала для исторического комментария и исторических справок использует этимологические и этимолого-орфографические словари (см. , например, Патралова 5 и 6), а также учебно-методические пособия, такие, как пособия Лёвушкиной О. Н. , Львовой С. И. , Патраловой З. С. и др. (см. : Лёвушкина. 1, Львова. 2, Машевская, Данбицкая 3, Патралова 4).

Важно, чтобы этимолого-орфографическая работа проводилась не эпизодически, от случая к случаю, а систематически, постоянно и в определённой последовательности, тогда основная цель использования этимологии для повышения орфографической грамотности учащихся будет достигнута.

 

Литература.

1. О. Н. Лёвушкина. Словарная работа в начальных классах. Пособие для учителя. Москва, «Владос». 2003

2. С. И. Львова. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. 2-е издание. Москва, «Русское слово». 2001

3. Л. В. Машевская, Л. В. Данбицкая. Творческие задачи по русскому языку. С-П, «Каро». 2003

4. З. С. Патралова. Этимолого – орфографическая работа на уроках русского языка массовых и коррекционных школ. Учебно-методическое пособие. Саратов, СГПИ. 2000.

5. З. С. Патралова, Т. А. Бочкарёва, Н. В. Павлова. Краткий этимолого-орфографический словарь. Саратов, «Лицей». 2002.

6. З. С. Патралова, Фролова Е. А. «Школьный этимолого-орфографический словарь русского языка с иллюстрациями».

 

Патралова З. С. ,

к. ф. н. , доц. каф. логопедии и психолингвистики,

Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского,

г. Саратов

Метки: Методический кабинет