Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Программа экологического кружка для учащихся 14-17 лет

Пояснительная записка

Предлагаемая программа экологического кружка рассчитана на возрастную категорию учащихся 14-17 лет. Она направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения в школе. Большая роль в экологическом образовании отводится оценки влияния человека на конкретные экосистемы и биосферу в целом. На занятиях кружка целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами его пагубного влияния на живые организмы, включая человека. Цель: «Формирование у учащихся научной картины мира, их интеллектуального развития, воспитание нравственности, гуманного отношения к окружающей среде». Задачи: -исследование уровня загрязненности своей местности; – выделение случайных и закономерных характеристик во взаимоотношениях человека с окружающим миром; – изучение причин возникновения экологических кризисов и способов их предотвращения; – привлечение учащихся к пропаганде гуманного отношения к окружающей среде. Работа кружка построена на применении проектно-исследовательского метода в рамках практика – ориентированного обучения.

Учащиеся не только проводят химические исследования состояния окружающей среды, но и обрабатывают полученные результаты, готовят презентации по заинтересовавших их темам. Для дополнительной информатизации занятий и поиска новых средств развития творческих способностей учащихся используются компьютерные технологии: создание презентаций в программе Microsoft Power Point, газеты в программе Publisher. Форма проведения занятий: экскурсии, практические работы, работа за компьютером. В целом курс имеет практическую направленность.

В основном практические работы из – за большого объема рассчитаны на два занятия. В результате проведения курса кружка учащиеся должны овладеть навыками химического анализа, умением собирать и обрабатывать данные, создавать презентации. Формой подведения итогов работы экологического кружка является проведение экологической конференции на школьном уровне, где учащиеся представят проекты и их защиту. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы № Нормативные документы 1 Закон Российской Федерации «Об образовании» 2 Областной закон «Об образовании в Ростовской области» 3 Государственный образовательный стандарт. Федеральный компонент. Региональный компонент. 4 Программа для общеобразовательных учреждений. Химия. Автор О. С. Габриелян. «Дрофа». Москва 2010год 5 Сборник программ «Экологическая составляющая курса биологии в основной школе». «Вентана – Граф». 2008 год Данная программа рассчитана на три года обучения. Количество занятий в неделю – 1 . Продолжительность занятий – 45 минут. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту.

Он открывает возможность формировать у учащихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Основные функции программы: 1. Развивающая. 2. Просветительская (информационная). 3. Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении). 4. Коррекционная (помощь в преодолении трудностей). Основные принципы программы: 1. Принцип деятельности. 2. Принцип активности. 3. Принцип соответствия возрастной категории. Прогнозируемые результаты: – качественное повышение уровня знаний, – активизация познавательной, поисково-исследовательской деятельности, – привлечение учащихся к самостоятельному овладению научными знаниями, развитие логического, творческого мышления, знакомство с новейшими достижениями в области естественных наук. – увеличение количества работ проектной и исследовательской направленности, участие в научных конференциях. Формы подведения итогов реализации программы: – участие членов кружка в олимпиадах по химии, экологии; – участие членов кружка в областных конкурсах по экологии. – участие в недели химии, биологии, экологии. Учебно – тематический план занятий на первый год обучения № п/п Наименование разделов, тем Всего часов Теория Прак– тика Введение 4 4 – 1 Организационное занятие. Проведение инструктажа по т/б. 1 2

Природные и антропогенные источники веществ – загрязнителей окружающей среды. 1 3 Характер воздействия вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, с отдаленными последствиями (канцерогенное, мутагенное). 1 4 Нормирование загрязнений окружающей среды, понятии и критерии нормирования: ЛД, ЛК, ПДВ,ВДК. 1 Изучение экологического состояния атмосферы села 10 1 9 5 Основные источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов (абсорбция, адсорбция, конденсация, катализ). 1 6 Экскурсия «Подсчёт транспортных средств на улицах села» 1 7 Пр. р. «Химическое загрязнение атмосферы. Количественный рассчет транспортных загрязнителей воздуха» 1 8 Экскурсия «Определение запыленности воздуха по листве произрастающих рядом с дорогой деревьев, кустарников» 1 9 Пр. р. «Физическое загрязнение атмосферы. Запыленность воздуха» 1 10 Экскурсия «Исследование шумового фона села» 1 11 Пр. р. « Определение уровня шума и звукоизолирующих свойств зеленных насаждений» 1 12 Пр. р. «Анализ состава атмосферных осадков на кислотность» 1 13-14 Работа над проектами 2 Изучение экологического состояния природных источников 8 1 7 15 Источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод (физические, химические, биологические). 1 16 Экскурсия «Отбор проб речной воды и визуальный осмотр береговой зоны» 1 17 Пр. р. «Определение органолептических свойств воды» 1 18 Пр. р. «Анализ воды из природных источников» 1 19 Пр. р. «Анализ водопроводной воды» 1 20 Пр. р. «Определение органолептических свойств водопроводной воды» 1 21-22 Работа над проектами 2 Изучение экологического состояния почв села 12 1 11 23 Источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути ее решения. 1 24 Экскурсия «Визуальное изучение состояния почвы села. Взятие проб» 1 25 Экскурсия «Визуальное изучение состояние растительности и почвы в районе свалок. Взятие проб почвы» 1 26 Пр. р. «Предварительное знакомство с основными морфологическими и физическими свойствами почв» 1 27 Пр. р.

«Качественное определение химических элементов в почве» 1 28 Пр. р. «Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги» 1 29 Пр. р. «Определение содержания ионов свинца в почве» 1 31-32 Работа над проектами 2 33-35 Представление презентаций, защита проектов 3 Учебно – тематический план занятий на второй год обучения № п/п Тема Общее количество часов В том числе Теоретические (ч) Практические (ч) 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности 1 1 3 Выбор темы исследовательской работы. 1 1 Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ. 1 1 5. Сбор и анализ информации. 4 4 6. Составление плана работы над проектом. 2 2 7. Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование. 18 18 8. Оформление исследовательских работ. 3 1 2 9. Создание мультимедийных презентаций. 5 1 4 10. Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях. 2 2 Учебно – тематический план занятий на третий год обучения № п/п Тема Общее количество часов В том числе Теоретические (ч) Практические (ч) 1. Введение. Инструктаж по технике безопасности 1 1 3 Выбор темы исследовательской работы. 1 1 Требования к оформлению проектных и научно – исследовательских работ. 1 1 5. Сбор и анализ информации. 4 4 6. Составление плана работы над проектом. 2 2 7. Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование. 18 18 8. Оформление исследовательских работ. 3 1 2 9. Создание мультимедийных презентаций. 5 1 4 10. Выступление с выполненными работами перед кружковцами, другими кружками, олимпиаде по экологии, на конкурсах и научных конференциях. 2 2 Содержание изучаемого курса Первый год обучения Введение – 4 часа. Организационное занятие. Изучение актуальности проблемы исследования экологического состояния атмосферы, гидросферы, литосферы села. Изучение экологического состояния атмосферы села – 10 часов. Экскурсия. Количественный рассчет автомобильного транспорта проезжающего по улицам села. Экскурсия. Определение объектов для исследования – деревья, кустарники, произрастающие около дороги. Проведение опыта, для исследования запыленности воздуха. Экскурсия. Определение и подсчет шумовых загрязнителей с помощью слухового анализатора. Практическая работа. Количественный рассчет транспортных загрязнителей воздуха – оксидов углерода и азота, а также углеводородов. Проводится подсчет количества проезжающего по дорогам села транспорта. Полученные результаты сопоставляются с статистическими данными. Практическая работа. Определение запыленности воздуха по листве произрастающих рядом с дорогой деревьев, кустарников. Практическая работа. Определение уровня шума с помощью шкалы интенсивности шума. Практическая работа. Анализ состава атмосферных осадков на кислотность. Определение с помощью индикаторной бумаги рН дождевой воды. Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации. Изучение экологического состояния природных водоемов – 8 часов. Экскурсия. Визуальное исследование состояния водоема. Взятие проб воды. Практическая работа. Определение органолептических свойств речной воды. Изучение физических свойств воды: цвета, запаха, сухого остатка.

Практическая работа. Анализ воды из природных источников. Исследование воды на содержание загрязняющих компонентов: нитрат-ионов, ионов железа, сульфат ионов, хлорид ионов, ионов свинца.

Практическая работа. Анализ водопроводной воды. Исследование воды на содержание загрязняющих компонентов: нитрат-ионов, ионов железа, сульфат ионов, хлорид ионов, ионов свинца. Практическая работа. Определение органолептических свойств водопроводной воды. Изучение физических свойств воды: цвета, запаха, сухого остатка. Практическая работа. Изучение физического загрязнения. Определение запыленности воздуха по снегу. Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации. Изучение экологического состояния почв села – 12 часов. Экскурсия. Визуальное изучение состояния почвы села. Взятие проб. Экскурсия. Визуальное изучение состояние растительности и почвы в районе свалок. Взятие проб почвы.

Практическая работа. Предварительное знакомство с основными морфологическими признаками и физическими свойствами почв. Определение структуры почвы, водопрочности структурных агрегатов, окраски (цвета) почвы, плотности почвы. Практическая работа. Качественное определение химических элементов почвы: карбонат – ионов, хлорид-ионов, сульфат-ионов, нитрат-ионов, кальций ионов, оксидов железа. Качественное определение водной вытяжки почвы. Практическая работа. Определение рН почв с помощью индикаторной бумаги. Определение актуальной кислотности почвы. Практическая работа. Определение содержания ионов свинца в пробах почвы, взятых из разных пунктов села. Практическая работа. Изучение физического загрязнения атмосферы. Определение запыленности воздуха по жидким осадкам. Работа над проектами. Обработка результатов работы с помощью компьютера, подготовка презентации. Защита проектов. Проведение конференции. Второй год обучения Мониторинг состояния окружающей среды на территории села. Выполнение практических работ – сбор материала, его исследование. Научно – исследовательская и проектная деятельность. Работа над проектами по оформлению результатов исследования (в сравнении с результатами первого года обучения). Третий год обучения Практическая работа по наблюдению за изменениями окружающей среды на территории села и исследование проб на содержание загрязнителей. Исследовательская работа учащихся (требования к оформлению, сбору информации и защите работы. Оформление и защита проектов). Методическое обеспечение Форма организации деятельности учащихся основывается на применении проектного обучения (проектно – исследовательского метода в рамках практика ориентированного обучения). Занятия на кружке проводятся по следующим направлениям. Организа-ционное занятие Экскурсии Практические работы Работа над проектами Защита проектов Учащимся предлагается выбрать тему проектной работы, сформулировав её в разрезе программы кружка. Учащиеся объединяются в группы для работы над заинтересовавшей темой. Организуется работа внутри групп, определяется роль участников: сбор информации, анализ результатов практических работ, создание портфолио, подготовка защиты проектов. Определяются цели, над которыми предстоит работать группам. Во время экскурсий учащиеся берут образцы почв, водопроводной воды, речной воды; изучают визуально состояние растительности около дороги, состояние реки; изучают шумовое загрязнение. Оборудование: дневник наблюдения, лабораторная посуда, часы, ручка. Во время практи-ческих работ проводится химический анализ атмосферных осадков, проб воды речной и водопро-водной, проб почв. Учащиеся обрабаты– вают полученные результаты, обмени-ваются ими между группами, ведется работа над подготовкой презентации ( в программе Microsoft Power Point)для защиты проектов. Собирается информация и готовится выпуск газеты «Юный химик» ( в программе Publisher). Оборудование: компьютер Занятия проходят в виде конференции, на которой каждая группа представляет и защищает свой проект. А также учащиеся оценивают работу каждой группы. Представляется и обсуждается номер газеты «Юный химик». Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Метки: Методический кабинет