Рабочая программа факультативного курса «Решение задач по органической химии» 10 класс
Пояснительная записка
Решение расчётных задач и выполнение различных упражнений является важным элементом изучения курса химии, поскольку позволяет лучше усвоить и систематизировать теоретический материал, учит мыслить логически. Умение решать задачи по химии является основным критерием творческого усвоения предмета , способствует политехнической подготовке учащихся и знакомству с проблемами охраны окружающей среды, расширяет кругозор учащихся, позволяет установить связь химии с другими науками, особенно с физикой и математикой, воспитывает самостоятельность. Поэтому на выпускных экзаменах и на экзаменах при поступлении в ВУЗы в экзаменационные билеты всегда включаются задачи, прежде всего расчётные. Это удобный способ проверки знаний.
Однако при изучении органической химии в школьном курсе на решение типичных задач отводится ограниченное количество времени, которого не всегда хватает для отработки данных заданий. Разбор и отработка упражнений повышенной сложности требуют дополнительных знаний, умений и дополнительной затраты времени.
Данный факультативный курс предназначен для учащихся, обучающихся в классах гуманитарного профиля. Особенность этих классов– меньшее, по сравнению с типовой программой, количество часов, отводимое на изучение органической химии (34 ч. в год), Эти факультативные занятия позволяют помочь учащимся более глубоко изучить и систематизировать школьный курс химии, подготовиться к выпускным экзаменам в школе ,а также к участию в химических олимпиадах, развивают интерес к изучению предмета. Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Основной подход– разбор с помощью учителя задач и упражнений, предусмотренных программой, опирающийся на имеющуюся теоретическую базу, с последующим самостоятельным решением подобных и несколько усложнённых заданий, а затем – проверкой и обсуждением результатов. Курс основан на параллельном изучении теоретических основ органической химии в урочное время.
Поурочное планирование.
№п/п
|
Тема занятия.
|
1.
|
Повторение основ неорганической химии |
2.
|
Основные стехиометрические законы.
|
3.
|
Решение задач на нахождение массы продукта реакции по массе исходного вещества.
|
4.
|
Решение задач с использованием закона Авогадро.
|
5.
|
Составление формул алканов. Номенклатура.
|
6.
|
Решение задач на вывод формулы вещества по массовым долям химических элементов.
|
7.
|
Решение задач на избыток одного из реагирующих веществ по химическим свойствам предельных углеводородов.
|
8.
|
Изомерия циклоалканов. Номенклатура.
|
9.
|
Изомерия непредельных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.
|
10.
|
Особенности строения алкадиенов.
|
11.
|
Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства непредельных углеводородов.
|
12.
|
Реакции полимеризации: механизмы, уравнения, формулы полимеров.
|
13.
|
Решение задач на выход продукта реакции.
|
14.
|
Изомерия аренов. Составление формул. Номенклатура.
|
15.
|
Решение цепочек превращений.
|
16.
|
Изомерия галогенпроизводных углеводородов. Составление формул. Номенклатура.
|
17.
|
Классификация, изомерия, номенклатура спиртов.
|
18-19.
|
Решение задач на нахождение формул по продуктам сгорания веществ.
|
20.
|
Составление уравнений химических реакций, отражающих химические свойства альдегидов.
|
21.
|
Решение задач на нахождение массы продукта реакции, если одно из реагирующих веществ содержит примеси.
|
22.
|
Изомерия карбоновых кислот. Номенклатура.
|
23.
|
Ионный механизм химических реакций, характерных для карбоновых кислот.
|
24.
|
Решение цепочек превращений, отражающих взаимосвязи изученных классов органических веществ.
|
25.
|
Решение задач с использованием понятия «концентрация раствора».
|
26.
|
Обратимость химических реакций в органической химии. Условия смещения химического равновесия при протекании реакций этерификации.
|
27.
|
Составление формул углеводов.
|
28.
|
Составление уравнений реакций, отражающих альдегидный и спиртовой характер глюкозы, фруктозы.
|
29-30.
|
Решение комбинированных задач.
|
31
|
Изомерия азотсодержащих соединений. Составление формул. Номенклатура.
|
32.
|
Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ.
|
33-34.
|
Решение цепочек превращений, отражающих генетические взаимосвязи органических веществ.
|
Рекомендуемая литература:
1. Хомченко Г. П. , Хомченко И. Г. , «Задачи по химии для поступающих в ВУЗы» -М. , Высшая школа
2. Дайнеко В. И. , «Как научить школьников решать задачи по органической химии»-М. , Просвещение.
3. Магдесиева Н. Н. , Кузьмегко Н. Е. «Учись решать задачи по химии»-М. , Просвещение.
4. Берман Н. И. , СШ «Решение задач по химии»-М. ,Слово.
5. Пак М. , «Алгоритмы в обучении химии».
6. Лабий Ю. М. «Решение задач по химии с помощью уравнений и неравенств»-М. , Просвещение.
7. Гаврусейко Н. П. «Проверочные работы по органической химии»-М. , просвещение.
Литература для учителя:
1. Вайзман Ф. Л. «Основы органической химии»-С-Пб, Химия.
2. Чертков И. Н. «Методика формирования у учащихся основных понятий органической химии»-М. , Просвещение
Гузик Н. П. «Обучение органической химии»-М. , Просвещение.
Метки: Методический кабинет