Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационных технологий. Одна из задач школы – воспитать и подготовить подрастающее поколение, способное активно включиться в качественно новый этап развития современного общества. Использование новых информационных технологий в практике работы учителя сегодня не мода, не увлечение, а реальная потребность. Это, прежде всего, возможность улучшить качество образования.

Информационные технологии рассматривают как конкретный способ работы с информацией или как совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами. «… в современной трактовке информационная технология обучения – это педагогическая технология, которая использует специальные способы, программные и технические средства (компьютер, видео– и аудиоаппаратуру, интерактивную доску и др. ) для работы с информацией»

Значительный вклад в теорию и практику использования информационно-коммуникационных технологий в процессе образования внесли: Н. Ю. Пахомова, Я. С. Быховский, Н. В. Борисов, А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. М. Зеленин, В. А. Извозчиков, А. Г. Мордкович, И. А. Румянцев, М. В. Швецкий и другие ученые. В работах этих авторов рассмотрены пути повышения эффективности обучения с использованием различных технических средств, способы классификации педагогических программных средств, проблемы компьютеризации школьных дисциплин.

Использование ИКТ на уроках, элективных курсах во внеурочной деятельности ориентировано на поддержку традиционного курса обучения. Применение компьютера не отвлекает ученика от предмета, а, наоборот, служит развитию у ребёнка повышенного интереса к нему.

Для проведения уроков возможны следующие направления по использованию цифрового образовательного ресурса:

1. Использование мультимедиа-ресурсов (электронная библиотека; аудиокниги; электронные словари; видеофильмы (художественные, научно-популярные); электронные энциклопедии; репродукции картин; виртуальные экскурсии; классические музыкальные произведения). Характерным отличием мультимедиа продуктов от других видов информационных ресурсов является заметно больший информационный объем, поэтому в настоящее время основным носителем этих продуктов является диск CD или DVD.

2. Использование электронного учебника. Это основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой. Электронный учебник позволяет учителю выносить на лекции и практические занятия материл наиболее существенный по содержанию. Он облегчает понимание изучаемого учащимися материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память; предоставляет возможности для самопроверки на всех этапах работы.

3. Использование собственных программных продуктов (разработка дидактического, раздаточного материала, презентаций, составление тестов, схем, таблиц, проблемных вопросов, с помощью существующего прикладного программного обеспечения (например, Word, Excel). Программа MS Power Point позволяет быстро и без больших временных затрат подготовить презентацию по любому предмету; программа Windows Movie Maker позволяет создавать на компьютере видеозаписи и слайд-шоу, c заголовками, эффектами, музыкой и закадровым текстом.

4. Интегрированные уроки (интегрировать какой-либо предмет с предметом информатика).

5. Урок диагностики ЗУН учащихся с использованием программ (тестирование)

Помимо готовых тестовых компьютерных программ на CD-дисках, с помощью специальных программ для создания тестов можно разработать задания. Например, программа Super Test работает как в режиме тренажера, так и в режиме контрольной работы. В режиме тренажера программа указывает на ошибки учащегося, сообщает правильный ответ, сообщает необходимый теоретический материал по данной теме.

6. Интернет – урок, использование информации из сети Интернет на уроках (виртуальные экскурсии и др), проверка знаний учащихся по тестам on-line. Поиск информации в сети Интернет, ее анализ, отбор и представление итогов в электронном виде формирует ключевые компетенции учащихся: умение работать по алгоритму, работать в коллективе, умение самостоятельно находить и обрабатывать информацию, критически мыслить, вести дискуссию, давать собственную оценку событиям. Идет подготовка их к жизни в условиях информационного общества, происходит личностный рост школьников.

7. Выполнение творческих заданий (создание проектов, исследовательские работы, сравнительный анализ таблиц, схем, рисунков, диаграмм). С помощью компьютерных программ Paint и Images и их возможностью вырезать определенные фрагменты и предавать полупрозрачность фону, учащиеся исследуют этапы становления человека, революционных событий, войн, изменения формы правления государств и т. п. Поочередно накладывая, например, фрагмент за фрагментом портреты правителей династии Романовых учащиеся выстраивают последовательную династическую схему. В ходе данной работы ученики не просто занимаются накладкой картинок, а исследуют ход исторического развития. Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Обращение к методу проектов возможно на уроке при проверке домашнего задания (сообщение, доклад), при изучении новой темы (защита реферата, выполнение творческой работы), при закреплении изученного (эссе, презентаций)

Осуществить данные виды уроков можно через следующие формы работы с техническими средствами.

В классе достаточно компьютеров, каждый ученик работает индивидуально под контролем учителя, но такая работа неприемлема во многих школах из-за нехватки рабочих мест.

В классе только один компьютер. Использование проектора и экрана дает возможность совмещать на уроке работу с программой и другие формы деятельности: иллюстрация изучаемого материала на большом экране; обсуждение просмотренного материала с классом; совместное решение предлагаемых заданий; индивидуальная работа в тетради.

В классе несколько компьютеров, за каждым работает одновременно несколько учащихся. Такая форма работы учит детей работать в группе, выражать свое мнение и слушать других, развивает коммуникативные навыки, навыки сотрудничества.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке и в ходе подготовки к нему. Разработаны презентации, схемы, опорные конспекты, подобран иллюстративный материал по истории России.

Информационно-коммуникативные технологии придают процессу обучения новое дыхание. Их применение расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведет к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя. Поэтому использование ИКТ должно быть грамотно организовано и стать помощником в процессе обучения и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб. : «Каро», 2006.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. /Под ред. Е. С. Полат. – М. : Педагогическая наука, 2001.

3. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М. : Просвещение, 2005.

4. Турко Н. В. «Использование мультимедиаучебника на уроках истории и во внеурочной деятельности»// Информационные технологии в образовании. Минск. «Красико-Принт», 2008.