Эвристический метод в обучении
Эвристический метод в обучении
Россия переходит на новые стандарты в образовании . Знания не должны предлагаться в готовом виде , их нужно добывать самостоятельно . Обучение ориентируется не на среднестатистического ученика , а на каждого ребёнка . По Хуторскому А. В. «эвристический метод обучения отличается от развивающего и проблемного качественно новой задачей: развитие не только ученика ,но и траектории его образования ,включая развитие целей , технологий , содержания образования. » Целью реализации эвристической системы выступает расширение возможностей проблемного обучения и ориентация ученика на достижение неизвестного ему образовательного результата – продукта .
Исторически эвристические методы известны со времён Сократа , как способы обучения путём беседы. Обучающемуся предлагаются вопросы с последующим обсуждением ответов . Сегодня известно около 200 проверенных мировым опытом усовершенствований этого метода . Элементы «мозгового штурма» , эвристическую беседу я использую на своих уроках.
Фрагмент урока по теме : «Испарение и конденсация» (Физика 8 класс).
Учитель. Задача. Имеются два открытых сосуда :узкий и широкий. В них находится вода одинаковой массы при комнатной температуре. В каком сосуде вода испарится быстрее ?
Ученик. В узком .
Учитель. Какие молекулы жидкости испаряются ? Откуда они испаряются?
Ученик. Испаряются быстрые молекулы с поверхности жидкости. А ! Значит быстрее происходит испарение в широком сосуде. Скорость испарения жидкости зависит от площади поверхности жидкости.
Учитель. Рассмотрим опыт. Имеются капельки бензина, спирта и воды. Какая жидкость испарится быстрее?
Ученики. Бензин. Значит испарение зависит от рода вещества.
Учитель. Почему ? Какие силы удерживают молекулы в жидкости?
Ученики. Силы притяжения между молекулами. Значит силы притяжения между молекулами бензина меньше , чем силы притяжения между молекулами спирта.
Ученикам демонстрируется фильм с данным опытом.
Во время коллективного решения эвристических задач учащиеся дают правдоподобные версии, выдвигают гипотезы . Учитель поощряет воспитанников к высказываниям , тактично и незаметно управляет процессом познания . Недостаточно обоснованные ответы додумываются, дорабатываются совместными усилиями .
Гипотеза выдвигается на интуитивной основе , на базе имеющихся знаний , но выходит за рамки известного , т. е. появляется новое знание . Эти новые знания должны быть доказаны научными теориями и фундаментальными законами природы.
Сочетание эвристических методов с традиционными активизирует процесс познания , развивает научную интуицию , творческие способности , учит отделять непроверенные данные от научных фактов, даёт возможность применить свои знания в новой ситуации, углубляет и расширяет знания , повышает интерес к предмету.
Учитель при подготовке к таким урокам продумывает свои вопросы, учитывает возрастные особенности и уровень обучающихся . Всё предусмотреть невозможно . Я люблю такие уроки ,так как могу здесь импровизировать ,на ходу предлагать иллюстрации из реальной жизни, чтобы подвести учеников к новым знаниям.
На своих уроках я систематически предлагаю эвристические задания или задачи с элементами эвристических вопросов. Привожу примеры таких заданий.
– Части геометрических фигур в дробях . ( Математика 6класс. Сокращение дробей . )
– Углы-соседи . ( Геометрия 7 класс. О вертикальных и смежных углах . )
– Дизайнерские решения чайника ( лейки). ( Физика 7 класс . Сообщающиеся сосуды ) .
– Мой путь от школы до дома. Хронометраж . (Физика 9 класс . Средняя скорость и мгновенная скорости ) .
– Зимний узор на окнах . ( Физика 10 . Кристаллы) .
– Искры из розетки . ( Физика 11 класс . Явление самоиндукции . )
Бывает , что после выполнения серии эвристических работ ученики сами придумывают задания, так как начинают смотреть на мир глазами практика – испытателя . Мир познаваем и познаваем научно.
Эвристические методы обучения не могут полностью заменить традиционную школу , они прекрасно дополняют её и позволяют получить более качественные знания и умения , реализовать себя ученику и учителю.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Пойа Д. , Математика и правдоподобные рассуждения ,М. : Наука, 1975
2. Старпович А. С. ,Реализация эвристического обучения учащихся на уроках математики , http://wwwreferat //ru, 2004
3. Хуторской А. В. Эвристическое обучение , М : 1998 г