Развитие творческого мышления на уроках русского языка
Развитие творческого мышления на уроках русского языка Творческое мышление – один из интересных феноменов, выделяющих человека из животного мира. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом.
Творческое мышление (Р. Томсон, К. Халл, Г . Линдсней) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Творческое мышление предоставляет мыслям, полную свободу – это называется свободным ассоциированием.
В связи с глобальными изменениями в начальной школе, на передний план выступает социально-педагогическая поддержка творческого, инициативного, компетентного гражданина России, и поэтому своей деятельности я использую один из аспектов творческого мышления—создание детьми ассоциативных связей при работе со словарными словами, позволяющие предупредить орфографические ошибки.
Основатель ассоциативной психологии английский врач Д. Хартли , через многочисленные опыты установил, что наш ум может переходить из одного предмета к другому через много промежуточных полей сознания ,ассоциация ( по Хартли)—соединение, закономерная связь двух или более психических процессов, возникшая в результате опыта и обуславливающая при актуализации одного элемента связи проявления им другого.
Крупные ученые –методисты К. Д. Ушинский, Д. Т. Тихомиров, И. И. Срезневский связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. В связи с этим очевидно, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями.
Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. У большинства школьников, допускающих ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых трудностей. Однако, необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих немеханического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Объясняется это природой гласных звуков. В отличии от согласных звуков, которые являются « берегами» нашей речи, гласные звуки вливаются, в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления – а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД(ФГОС).
Одной из главных проблем при работе со словарными словами остается изучение безударные гласные в корне и не проверяемые безударные гласные, в качестве отправной точки служит с одной стороны—ударение, с другой—словоизменение и словообразование. Этапы работы
1. Записать слово, поставить ударение
2. Выделить, подчеркнуть, обвести букву, которая вызывает сомнение в написании.
3. Выписать отдельно слог, букву, выделить размером, цветом сомнительную орфограмму.
4. Найти ассоциативный образ и записать его под словарным словом.
ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному образу.
1. Асоциативная связь может быть :
По цвету-месту расположения Н-Р собака
Кость
Коврик
Посуда
Мойка
По форме– звучанию Береза
Гребень Е ,напоминает гребень по форме,т. к.
Береза кудрявая
По действию Сапоги
Сам надеваю
По материалу Сапоги
Латекс
2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
3. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом через рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму.
4. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связующую их сомнительную орфограмму.
5. Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ.
ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Словарную работу с непроверяемыми гласными используя ассоциативный образ я провожу так:
Знакомство со словом через загадку ,кроссворд и т. Д
Проговариваем орфоэпически т. е так как говорим
Запись слова—возможно кто-то знает как писать орфографически?
Проверяем по словарю.
Записываем , диктуя орфографически.
Определяем ударение, корень, подбор однокоренных слов.
Подчеркните то место ,где можно « споткнуться» при написании.
Пробуем применить правило– безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ
Что же делать? Запомнить, а может кто-то из детей предложит как лучше, интереснее запомнить? Выслушиваем версии…
Работая во 2-ых классах со словарными словами ,дети часто делают ошибки в словах– ПОСУДА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ЗАВОД.
Предлагаю свою версию—подберем слова, которые были бы близки по какому-то признаку с данным словом, но так, чтобы сомнительная гласная, которую проверяем,. в этом слове была ударной.
Дети говорят—ПОСУДА , потому что МОЙКА
ПОСУДА, потому что МОЮ
Записываем слово под словарным так, чтобы безударная гласная в словарном слове совпадала с ударной , найденном слове по ассоциации, обводим их вместе.
Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник, Мебель – сделана из ели, Улица – там много знакомых лиц и т. д.
Применяя прием ассоциативных связей % запоминания словарных слов повысился с 40% до 75%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную активность, способствует формированию учебных универсальных действий(познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных).
Литература
Жинкин Н. И. «Психологические основы развития речи . В защиту живого слова. »М. 1989
Репкин В. В. »Организация развивающего обучения русскому языку». Т. 1998
Жедек П. С. »Вопросы теории и методики обучения фонетики, орфоэпии, графике и орфографии». Т. 1992
ЯковлеваВ. И. »Слово о словарном слове»М,1989