Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие творческого мышления на уроках русского языка

Развитие творческого мышления на уроках русского языка Творческое мышление – один из интересных феноменов, выделяющих человека из животного мира. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивидуума, так и человечества в целом.

Творческое мышление (Р. Томсон, К. Халл, Г . Линдсней) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование решения той или иной задачи. Творческое мышление предоставляет мыслям, полную свободу – это называется свободным ассоциированием.

В связи с глобальными изменениями в начальной школе, на передний план выступает социально-педагогическая поддержка творческого, инициативного, компетентного гражданина России, и поэтому своей деятельности я использую один из аспектов творческого мышления—создание детьми ассоциативных связей при работе со словарными словами, позволяющие предупредить орфографические ошибки.

Основатель ассоциативной психологии английский врач Д. Хартли , через многочисленные опыты установил, что наш ум может переходить из одного предмета к другому через много промежуточных полей сознания ,ассоциация ( по Хартли)—соединение, закономерная связь двух или более психических процессов, возникшая в результате опыта и обуславливающая при актуализации одного элемента связи проявления им другого.

Крупные ученые –методисты К. Д. Ушинский, Д. Т. Тихомиров, И. И. Срезневский связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления. В связи с этим очевидно, что словарная работа в школе не может ограничиваться исключительно упражнениями.

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. У большинства школьников, допускающих ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых трудностей. Однако, необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих немеханического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих неразрешимой задачей. Объясняется это природой гласных звуков. В отличии от согласных звуков, которые являются « берегами» нашей речи, гласные звуки вливаются, в речевое русло, как вода, едва различимыми струями, принимая разнообразные формы. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления – а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД(ФГОС).

Одной из главных проблем при работе со словарными словами остается изучение безударные гласные в корне и не проверяемые безударные гласные, в качестве отправной точки служит с одной стороны—ударение, с другой—словоизменение и словообразование. Этапы работы

1. Записать слово, поставить ударение

2. Выделить, подчеркнуть, обвести букву, которая вызывает сомнение в написании.

3. Выписать отдельно слог, букву, выделить размером, цветом сомнительную орфограмму.

4. Найти ассоциативный образ и записать его под словарным словом.

ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному образу.

1. Асоциативная связь может быть :

По цвету-месту расположения Н-Р собака

Кость

Коврик

Посуда

Мойка

По форме– звучанию Береза

Гребень Е ,напоминает гребень по форме,т. к.

Береза кудрявая

По действию Сапоги

Сам надеваю

По материалу Сапоги

Латекс

2. Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

3. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом через рисунок или пересечение слов через сомнительную орфограмму.

4. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связующую их сомнительную орфограмму.

5. Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ.

ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Словарную работу с непроверяемыми гласными используя ассоциативный образ я провожу так:

Знакомство со словом через загадку ,кроссворд и т. Д

Проговариваем орфоэпически т. е так как говорим

Запись слова—возможно кто-то знает как писать орфографически?

Проверяем по словарю.

Записываем , диктуя орфографически.

Определяем ударение, корень, подбор однокоренных слов.

Подчеркните то место ,где можно « споткнуться» при написании.

Пробуем применить правило– безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ

Что же делать? Запомнить, а может кто-то из детей предложит как лучше, интереснее запомнить? Выслушиваем версии…

Работая во 2-ых классах со словарными словами ,дети часто делают ошибки в словах– ПОСУДА, САПОГИ, ПАЛЬТО, ПЕНАЛ, ЗАВОД.

Предлагаю свою версию—подберем слова, которые были бы близки по какому-то признаку с данным словом, но так, чтобы сомнительная гласная, которую проверяем,. в этом слове была ударной.

Дети говорят—ПОСУДА , потому что МОЙКА

ПОСУДА, потому что МОЮ

Записываем слово под словарным так, чтобы безударная гласная в словарном слове совпадала с ударной , найденном слове по ассоциации, обводим их вместе.

Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник, Мебель – сделана из ели, Улица – там много знакомых лиц и т. д.

Применяя прием ассоциативных связей % запоминания словарных слов повысился с 40% до 75%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную активность, способствует формированию учебных универсальных действий(познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных).

Литература

Жинкин Н. И. «Психологические основы развития речи . В защиту живого слова. »М. 1989

Репкин В. В. »Организация развивающего обучения русскому языку». Т. 1998

Жедек П. С. »Вопросы теории и методики обучения фонетики, орфоэпии, графике и орфографии». Т. 1992

ЯковлеваВ. И. »Слово о словарном слове»М,1989