Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Организация учебного процесса
  • Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности для творческого развития учащихся начальной школы, как средство реализации требований ФГОС второго поколения

Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности для творческого развития учащихся начальной школы, как средство реализации требований ФГОС второго поколения

Информационно-коммуникационные технологии во внеурочной деятельности для творческого развития учащихся начальной школы, как средство реализации требований ФГОС второго поколения Что же такое творчество? Творчество – это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творческий человек – человек созидательный, создающий что – нибудь новое.

Актуальность данной темы объясняется следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Современная школа, выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для меня таким способом стала внеурочная деятельность в начальной школе. В процессе занятий учащиеся включаются в познание окружающего мира, реализации своих идей, творческие способности, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, творческие работы, поиск и сбор информации, тематические презентации.

Творчество детей необходимо развивать как в процессе всего обучения, так и во внеурочной деятельности в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

В современном мире практика показывает, что ИКТ приобретает большую значимость во всех сферах деятельности. С наступлением эры информационных технологий открываются перед учащимися широкие возможности для реализации своих творческих способностей, подталкивают к исследовательской и поисковой работе. Я стараюсь чаще проводить занятия с использованием компьютера, мультимедиа технологий. В глазах детей зажигаются искры от таких занятий, в классе стало больше интересных идей и неожиданных вопросов. В своей деятельности я рассматриваю ИКТ как способ постижения мира, как возможность личностно-ориентированного подхода к ученику, как источник дополнительной информации, как способ раскрытия индивидуальной активности учащегося и учителя. С использованием информационных технологий провожу и математику, и русский язык, и технологию, и рисование, и окружающий мир, но особенно удаются занятия во внеурочной деятельности, так как на занятиях можно выявить творчески способных и любознательных детей. Открыть небольшую завесу тайны, заинтересовать и попросить найти ответы на многие волнующие вопросы. Приобщение школьников к новым информационным технологиям я начала путем использования демонстрационных возможностей компьютера (электронный учебник «Мир информатики» (1-2 год обучения), электронной презентации Power Point, графического редактора Paint). Занятия с применением компьютерных технологий не только оживили занятия во внеурочное время, но и повысили мотивацию обучения, самооценку учащихся, снизили уровень тревожности по классу. Компьютер является очень сильным стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить свои фантазии и творческие идеи. Это не только расширяет и закрепляет полученные знания, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника исключительно велика, стоит учить его как можно чаще излагать с помощью ИКТ. Использование информационных технологий, позволяют мне сделать занятие более содержательным, динамичным, познавательным, подталкивающим учащихся к поиску интересных фактов, материалов. К каждому занятию учащиеся видя, что учитель готовит большой дополнительный материал, стараются удивить его своими находками. С каждым занятием, применение ИКТ имеет изюменку новшества. Приходя на занятие дети задают вопрос: «А чему новому мы сегодня научимся?».

Сколько уже вместе сделано и сколько нам ещё предстоит сделать. С опытом я поняла, что использование ИКТ на занятиях делает их более интересными, полезными, прививает интерес, развивает логику, даёт широкую возможность творить. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный урок, классные часы, кружковые занятия, мероприятия. Но нельзя забывать и о том, что польза от уроков с использованием ИКТ будет тогда, когда грамотно внедряются здоровьесберегающие технологии в процессе внеурочной деятельности.

В нашей школе МБОУ СОШ№1 с. Чекмагуш имеются компьютерные классы, в кабинетах начальных классов имеется ПК, мультимедийные проекторы, экран, прикладные программы. Система здоровьесбережения способствует сохранению оптимального уровня работоспособности учащихся на протяжении всех учебных и внеурочных занятий. Это положительно отражается и на достижении одной из главных целей обучения с использованием средств ИКТ – подготовке здоровых членов современного общества.

Современный мир– это мир высоких информационных технологий. И мы, учителя должны научить своих воспитанников хорошо ориентироваться в нём.

Исходя из вышеизложенного и опыта работы в школе, я определила два направления во внеурочной деятельности второго стандарта нового поколения. Это художественно-эстетическое и научно-познавательное.

По художественно-эстетическому направлению выбрала курс «Хореография». Цель данной программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться, узнать о классических и народных танцах, научиться элементам хореографии.

Рабочая программа курса «Хореография» рассчитана на 68 часов, т. е. на 2 года по 34 часа.

Второе направление– научно-познавательное. По данному направлению составила рабочую программу курса «Мир информатики». Этот курс делится на 2 модуля: 1-2 год обучения(подготовительный);

3-4 год обучения(прикладной).

Рабочая программа рассчитана на 132 часа: 1модуль-66часов, 2 модуль-66часов.

Цель данной программы состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность, развитию информационного мышления, приобретение навыков работы на компьютере, умение применять прикладные программы, развитие творческих способностей, умению обращаться с компьютером, умению ориентироваться в сетевых ресурсах Интернет.

При разработке компьютерной поддержки занятия необходимо было определить:

1. Какие темы стоит "поддерживать" компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;

2. Какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;

3. Какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;

4. Какие занятия целесообразно делать компьютерными;

5. Как организовать компьютерные занятия.

Внеурочная деятельность курса «Хореография» и «Мир информатики» тесно взаимосвязаны между собой. Данные направления дополняют друг друга, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса занятий за счет реализации средств ИКТ.

В чем же заключается данная непрерывная цепь этих направлений, в том, что полученные информации с курса «Хореография» являются источником материалов для использования в курсе «Мир информатики». Это творческие презентации, анимированные презентации с звуковыми эффектами. Также процесс сбора, поиска, обработки информации тесно связан , как с предметными уроками, так и тематическими мероприятиями класса, школы. Данную цепь творческой работы, я создавала на протяжении нескольких лет работы в школе. На базе нашей школы действуют детский хореографический ансамбль «Капель», хореографический ансамбль «Сулпылар», фольклорно– инструментальный ансамбль «Ляйсан». Являясь руководителем ансамблей, творческий поиск новых идей не прекращается ни на один день. И в этом мне помогают мои ученики.

Большой интерес к выполнению творческих работ вызывает темы, как «Мой родной край», «День матери», «ПДД– знай как таблицу умножения», «Дерево жизни», «День воды», «День птиц» и др. Такие тематические мероприятия занимают центральное место в практической работе курса «Мир информатики».

Применение новых информационных технологий во внеурочной деятельности раскрывает неограниченные возможности для повышения познавательного интереса обучающихся, обеспечивая интеллектуальное развитие каждого ребенка, и является началом для творчески развитой личности; обеспечивается эффективная организация творческой деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в процессе занятий во внеурочной деятельности влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.

В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Умение грамотно внедрять рабочие программы внеурочной деятельности в учебно-воспитательную деятельность школы, способствует координации деятельности ученика в образовательном, познавательном, творческом, воспитательном процессе обучения. А главное повышается уровень заинтересованности у детей и их родителей к внеурочной деятельности школы.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Горский В. А. , Примерные программы внеурочной деятельности, Москва «Просвещение»2011.

2. Мустафина Р. И. , Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир информатики» и «Юный танцор», 2011.

3. Беспалько В. П. ,Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) , М. : Изд-во МПСИ, 2008.

4. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс http://www. ido. rudn. ru/Open/ikt/3. htm

5. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании, М. : Издательский центр «Академия», 2003.

6. Мазилкина И. В. , Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования творческой и познавательной активности учащихся. Сетевой журнал "Интернет и образование", Июль, Том 2009, № 10.

7. Селевко Г. К. , Современные образовательные технологии: Учебное пособие, М. : Народное образование, 1998.

8. Шамова Т. И. , Активизация учения школьников, М. : Педагогика, 1996.

9. 10. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal. kuzspa. ru/