Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Здоровьесберегающие технологии как условие повышения качества образования

Здоровьесберегающие технологии как условие повышения качества образования

Мы живем в эпоху информационной цивилизации. Это неизбежно влечет за собой изменения в системе образова­ния. Специалисты уже давно обращают внимание обществен­ности на то, что интенсификация про­цесса обучения приводит к хрониче­скому утомлению школьников, вплоть до развития синдрома хронической усталости, к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. За время обучения детей в школе 70% функциональных расстройств, сфор­мировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перераста­ют в стойкую хронику. В связи с этим необходимо уделить особое внимание внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, продумать усло­вия их организации. Сегодня ситуацию в школе мы рассмат­риваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созда­нию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Развитие здоровьесбережения, здоровье-творчества, школы – территории здо­ровья – ведущие направления деятельнос­ти общеобразователь­ной школы. Здоровьесберегающая технология предполагает реализацию следующих организационно – педагогических условий: – строгое соблюдение санитарно-гигие­нических требований в процессе обуче­ния; – рациональная организация учебного процесса: – соответствие программ, ме­тодов и средств возрастным особеннос­тям учащихся; – грамотно составленное расписание, учитывающее дневную ди­намику работоспособности; – контроль за объемом и дозировкой домашнего задания; – сам урок, выстраиваемый и оцениваемый в здоровьесберегающем аспекте; – упорядочение графика контрольных работ; – использование активных методов обучения; – дидактические игры; – организация питания. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определен­ных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это тре­бует от учителя особых подходов в образо­вании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляю­щая профессиональной компе­тентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления уча­щихся на уроках. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во мно­гом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельнос­ти, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Необходимую двигательную активность обеспечивают: физминутки, уроки физкультуры, динамические паузы, уроки хореографии, спортивные секции и т. д. Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научи­лись сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также при­общились к ценностям здорового обра­за жизни. Большой проблемой образовательно­го процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быст­рая утомляемость учащихся. Это связа­но, во-первых, с тем, что на общеобразо­вательных уроках дети выполняют ра­боту, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, посто­янно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребно­стями детского организма, нуждающе­гося, прежде всего, в частой смене заня­тий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают орга­ны зрения и слуха, мышцы туловища, осо­бенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся воз­можность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмо­ванных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоцио­нальные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, твор­ческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движе­ниями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требу­ют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентировать­ся в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток. Физкультурная минутка представляет собой небольшой ком­плекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физ­культминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настрое­ние, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфооб­ращение застойных участков в организме ребенка, снять статиче­ское напряжение. Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. У учащихся первого класса это наблюдается через 10 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвле­каться, теряют интерес, снижают рабо­тоспособность. Снять наступающее утом­ление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают уп­ражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др. Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особен­ности каждого года жизни. Упражнения для снятия общего или локального утомления Буратино Буратино подтянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Лягушки На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Рано утром умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Пальчиковая гимнастика. Упражнения для кистей рук Капуста Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное по­глаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжи­мать и разжимать кулачки. ) Цветки Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад. ) * * * Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулач­ки. Повторяют упражнение несколько раз. ) Аплодисменты Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец пра­вой руки о мизинец левой и т. д. Выполняет­ся 15-20 с. Бабочка (сказка) Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизи­нец), потом – другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (сред­ний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела! Моя семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. ) Гимнастика для глаз Филин Закрыть глаза на 3-4 с. Широко рас­крыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с. Веселые рожицы Изобразить мордочки различных жи­вотных или сказочных персонажей (грима­са ежика – губки вытянуты вперед – вле­во – вправо – вверх – вниз, потом по кру­гу в левую сторону, в правую сторону). Затем изобразить кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д. Рисование носом Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длин­ным, что достает до таблички. Написать но­сом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Задание можно конкретизировать в со­ответствии с темой урока. Далеко – близко Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с – предмет, располо­женный близко. Учащиеся быстро отыски­вают предметы и называют их. Моргание. Быстро сжимать и раз­жимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, рассла­бить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд. Упражнения, корректирующие осанку Самокоррекция (упражнения выполня­ются стоя). Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас! Кузнечики (спина прямая, руки на поя­се). Поднимают плечики, Прыгают кузнечики (на носках легко)! Выше, выше, высоко, Ниже, ниже, низко (приседают). Сели, посидели, Травку покушали, Тишину послушали. Дыхательная медитация Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. . . Нежный аромат цветка. . . Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох. Скороговорки Скороговорки использую для актуали­зации каких-либо орфограмм или как эле­мент дыхательной гимнастики. Нужно глу­боко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании, например: На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. . . Умение поддерживать состояние актив­ности учащихся – важный критерий оцен­ки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических тех­нологий. Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебни­ком (устно и письменно), творческие зада­ния. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распре­деление её во времени достигается благо­даря применению гибких вариативных форм построения системы учебного про­цесса. Не менее важным является эмоциональ­ный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уро­ке стоят не меньше, чем проведение физ­культминутки. Добрый смех – мощный противовес подкрадывающемуся состоя­нию утомления. Несколько уместных и ум­ных шуток в течение урока, забавная скоро­говорка – показатель его качества, крите­рий для оценки. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образо­вание, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Прин­цип «Не навреди!» должен стать основопо­лагающим в работе не только врачей, но и педагогов. Литература 1. Безруких М. Здоровье детей и школь­ные факторы риска // Современная школа и здоровье: Мат. круглого стола (19 апреля 2002 г. ). – М. : Олма-Пресс, 2002. 2. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. , 1991. 3. Искусство быть здоровым / Авт. -сост. А. М. Чайковский, СБ. Шенкман. -2-е изд. , перераб. – В 2-х ч. – М. , 1987. 4. Копылов Ю. Л. , Полянская И. В. Ре­жим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа. – 2003. -№9. 5. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. – М. , 1986. 6. Кучма В. О проблемах сохранения здоровья школьников // Современная шко­ла и здоровье: Мат. круглого стола (19 ап­реля 2002 г. ). – М. :, Олма-Пресс 2002. 7. Филлипов В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Современная школа и здоровье: Мат. круглого стола (19 апреля 2002 г. ). – М. : Олма-Пресс, 2002.