Здоровьесберегающие технологии как условие повышения качества образования
Здоровьесберегающие технологии как условие повышения качества образования
Мы живем в эпоху информационной цивилизации. Это неизбежно влечет за собой изменения в системе образования. Специалисты уже давно обращают внимание общественности на то, что интенсификация процесса обучения приводит к хроническому утомлению школьников, вплоть до развития синдрома хронической усталости, к эмоциональным срывам и к ранним неврозам. За время обучения детей в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику. В связи с этим необходимо уделить особое внимание внедрению в массовую школу эффективных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, продумать условия их организации. Сегодня ситуацию в школе мы рассматриваем через два приоритетных принципа: «Не навреди» и «Ребенок, ты – ценность». Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов сохранения и укрепления здоровья. Развитие здоровьесбережения, здоровье-творчества, школы – территории здоровья – ведущие направления деятельности общеобразовательной школы. Здоровьесберегающая технология предполагает реализацию следующих организационно – педагогических условий: – строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований в процессе обучения; – рациональная организация учебного процесса: – соответствие программ, методов и средств возрастным особенностям учащихся; – грамотно составленное расписание, учитывающее дневную динамику работоспособности; – контроль за объемом и дозировкой домашнего задания; – сам урок, выстраиваемый и оцениваемый в здоровьесберегающем аспекте; – упорядочение графика контрольных работ; – использование активных методов обучения; – дидактические игры; – организация питания. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знания здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроках. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. Необходимую двигательную активность обеспечивают: физминутки, уроки физкультуры, динамические паузы, уроки хореографии, спортивные секции и т. д. Как учитель, положивший в основу работы с детьми здоровьесберегающие технологии, я вижу свою задачу в том, чтобы мои ученики сами включились в заботу о собственном здоровье, научились сознательно контролировать свое двигательное поведение, а также приобщились к ценностям здорового образа жизни. Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся. Это связано, во-первых, с тем, что на общеобразовательных уроках дети выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося, прежде всего, в частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики у детей являются «пальчиковые игры». «Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток. Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Упражнения составлены так, чтобы при их выполнении были охвачены различные группы мышц. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово – и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение. Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. У учащихся первого класса это наблюдается через 10 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др. Количество физкультурных минуток должно соответствовать динамике работоспособности детей, учитывать возрастные особенности каждого года жизни. Упражнения для снятия общего или локального утомления Буратино Буратино подтянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел. Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Лягушки На болоте две подружки, Две зеленые лягушки, Рано утром умывались, Полотенцем растирались, Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо, влево наклонялись И обратно возвращались. Вот здоровья в чем секрет. Всем друзьям физкультпривет! Пальчиковая гимнастика. Упражнения для кистей рук Капуста Мы капусту рубим-рубим, Мы капусту солим-солим, Мы капусту трём-трём, Мы капусту жмём-жмём. (Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. ) Цветки Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулаки, покачивают кулачками вперед-назад. ) * * * Пальцы делают зарядку, Чтобы меньше уставать. А потом они в тетрадке Будут буковки писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. ) Аплодисменты Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т. д. Выполняется 15-20 с. Бабочка (сказка) Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом – другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела! Моя семья Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, А вот этот пальчик – я, Вот и вся моя семья! (Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. ) Гимнастика для глаз Филин Закрыть глаза на 3-4 с. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 с. Веселые рожицы Изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей (гримаса ежика – губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону). Затем изобразить кикимору, Бабу-Ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д. Рисование носом Посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Написать носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. Задание можно конкретизировать в соответствии с темой урока. Далеко – близко Учитель называет вначале удаленный предмет, а через 2-3 с – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают предметы и называют их. Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. Затем закрыть глаза, расслабить мышцы глазного яблока на 30-40 секунд. Упражнения, корректирующие осанку Самокоррекция (упражнения выполняются стоя). Выпрямиться: 1 – посмотреть налево; 2 – посмотреть направо; подравняться. Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко. Смотрим влево, смотрим вправо. Спинка ровная у нас! Кузнечики (спина прямая, руки на поясе). Поднимают плечики, Прыгают кузнечики (на носках легко)! Выше, выше, высоко, Ниже, ниже, низко (приседают). Сели, посидели, Травку покушали, Тишину послушали. Дыхательная медитация Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. . . Нежный аромат цветка. . . Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в «губку»: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе просачивается наружу. Вдох. Выдох. Скороговорки Скороговорки использую для актуализации каких-либо орфограмм или как элемент дыхательной гимнастики. Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании, например: На пригорке возле горки жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка. . . Умение поддерживать состояние активности учащихся – важный критерий оценки здоровьесберегательного аспекта используемых учителем педагогических технологий. Во избежание усталости учащихся на уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех – мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка – показатель его качества, критерий для оценки. Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов. Литература 1. Безруких М. Здоровье детей и школьные факторы риска // Современная школа и здоровье: Мат. круглого стола (19 апреля 2002 г. ). – М. : Олма-Пресс, 2002. 2. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М. , 1991. 3. Искусство быть здоровым / Авт. -сост. А. М. Чайковский, СБ. Шенкман. -2-е изд. , перераб. – В 2-х ч. – М. , 1987. 4. Копылов Ю. Л. , Полянская И. В. Режим учебы и отдыха ослабленных детей // Начальная школа. – 2003. -№9. 5. Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника. – М. , 1986. 6. Кучма В. О проблемах сохранения здоровья школьников // Современная школа и здоровье: Мат. круглого стола (19 апреля 2002 г. ). – М. :, Олма-Пресс 2002. 7. Филлипов В. Здоровье школьников: актуальные проблемы и пути их решения // Современная школа и здоровье: Мат. круглого стола (19 апреля 2002 г. ). – М. : Олма-Пресс, 2002.