Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Инновации: подлинные и мнимые

Инновации – не только новые технологии…

Понятие «инновация», появилось сравнительно недавно и теперь уже прочно вошло в нашу жизнь. Однако очень часто мы называем инновациями свои творческие планы, идеи. Иногда за инновации принимаем давно известные традиционные «хорошо-забытые» технологии. Или наоборот, начисто отвергаем то, что принято считать традицией, соотнося её со «вчерашним днём». Видимо, так уж повелось на Руси: «до основания, а потом…» На мой взгляд, инновации – это не только, и не столько новые технологии, сколько качественное изменение сознания как обучающих, так и обучающихся, являющиеся результатом нового подхода к образовательному процессу. Что же стоит за этим понятием «инновация» и в чём отличие между подлинными и мнимыми инновациями? Какова роль педагогов-практиков в инновационной деятельности?

Ответы на эти вопросы я постаралась раскрыть для себя и хочу поделиться своими выводами по данной проблеме с вами. Рассмотрим значение понятия «инновация» (Ведь очень часто мы начинаем рассуждать о чём-то, не вникая в суть самого понятия) Инновация (Новый энциклопедический словарь, 2004) – (линг. ), то же, что новообразование. Новообразование (Современный энциклопедический словарь, 1987) – (инновация) (линг. ) – новое явление в языке. . , возникшее в более позднюю эпоху его развития. Инновация—это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д. ) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). ( Словарь по экономике и финансам) Синонимами понятия «инновация» являются слова «новшество», «открытие», «изобретение».

И хотя они отличаются по смыслу, в любом случае, все эти понятия связаны с результатом – творческой деятельности, креативностью. Вместе с тем, по мнению специалистов, если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение её на практике. Понятие инновация относится как к радикальным, так и постепенным изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации. Целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, удовлетворенности клиентов. Таким образом, для инновации необходим процесс: инвестиции— разработка – процесс внедрения— получение качественного улучшения. У многих ли практикующих учителей есть возможности для инвестиций? Думаю, с процессом внедрения без отклонений от программы тоже не получится.

Что касается качественного улучшения, то очень многое зависит от «почвы», на которой внедряются инновации. Педагог же чаще всего может лишь предложить идею, спроектировать какую-то новую технологию, основанную на необходимости, которую он наблюдает на практике. Вполне объяснимо, что мы, практикующие учителя, пока не совсем готовы оформить свои творческие идеи научным языком, но исходить эти идеи должны непременно в первую очередь от практиков. Это поможет избежать оторванности идеалистических прожектов от реального образования, и, тем самым поможет избавиться от мнимых инноваций. Должна быть государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России. Новые подходы к определению инновации возникают, прежде всего, в социологии и едагогике.

В социологии образования инновационные процессы стали исследоваться в 1960-х годах. В середине 1980-х годов проводятся широкие исследования различных форм инноваций в педагогике и в системе образования, осуществляется обобщение тех инноваций, которые предложены педагогами и администраторами школ различных ступеней в разных странах, налаживается международное сотрудничество в разработке этого круга проблем. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования. Первоначально в социологии образования инновации продолжали противопоставляться традициям. Когда инновации противопоставляются традициям, не ухватываются процессы, присущие предшествующим обществам. Они оцениваются как неподвижные, статичные, застойные. Современное же общество, поскольку оно связывается лишь с нновационными процессами, вообще лишается какой-либо устойчивости. Инновационность современного общества переоценивается, завышается и вне поля внимания остаётся то, что инновации осуществляются на базе определённых традиций, что инновация, если она должна стать социально признанной, может стать таковой лишь в том случае, если формируется на основе определённых инвариантных характеристик.

В основании диалектики восхождения педагогического опыта от простого к сложному, от элементарного к идеальному, от регрессивного к прогрессивному, от случайного к оптимальному лежит принцип поэтапного взаимоперехода и развития педагогических процессов и их социально-исторических составляющих. В этой связи динамику педагогической теории и практики можно образно определить как спираль, где каждый поступательно восходящий к «идеальному» виток развития характеризуется оптимализацией педагогического опыта в определённый социально-политически заданный период.

И в психологии, и в ряде современных педагогических исследований неоднократно подчеркивалась связь между идеальным и инновационным. Действительно, важно понять, что реальный инновационный процесс внутренне идеален по своей сущности. . Многие современные ученые и социологи (Ш. А. Амонашвили, Д. И. Дубровский, В. И. Загвязинский и др. ) указывают на необходимость сохранения идеалов-ориентиров нравственности, гуманизма, свободы личности и воссоздания идеальных моделей творческого преобразования, идеалистических по отношению к «планке» актуальных целей и реалистических по образу практического воплощения в науку и практику, через конкретику инновационных замыслов и проектов. Любая новация связана с изменением предыдущих параметров, но не любое изменение является новшеством, тем более инновацией.

Все более очевидный кризис сегодняшней модели инновационной педагогики связан даже не с её малой продуктивностью и очевидной неспособностью противостоять негативизму молодежных субкультур, а с её бессистемностью, неадекватным научным аппаратом, вульгаризацией образовательных и воспитательных целей. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация».

Ни одна из самых технологически совершенных инноваций не может расцениваться как научно безупречная и универсальная. Только в конкретике педагогических обстоятельств места и времени мы можем полагать высокий, действительно инновационный потенциал воспитания и развития. Если их перенести на другую педагогическую «почву», те же самые зерна воспитания могут произрасти совсем другими всходами. Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. Трудно не согласиться с мнением доктора педагогических наук, профессора Краевского Володара Викторовича: «Наряду с адекватными современной реальности, обоснованными нововведениями возникают недолговечные, сделанные наспех построения вроде тех, которые В. Лай еще в начале ныне уходящего века характеризовал как продукт субъективизма, поверхностности, погони за новизной.

Появляются и исчезают сверхновые "педагогики" и "неопедагогики", парадигмы, технологии. Предлагают "субъективные", т. е. как бы персональные методологии и вообще искореняют "объекты", оставляя в педагогическом процессе одних "субъектов" и т. п. Но не все новое есть лучшее по определению». Вот именно тогда и возникают те самые «мнимые инновации», которые либо не вписываются в реальную педагогическую действительность, а значит, не воплощаются на практике и, таким образом не могут считаться инновациями, либо не связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни, и, следовательно, отвергаются жизненными обстоятельствами. Определение обучения, данное Каменским: «Учить (docere) –делать так, чтобы известное кому-то одному узнал и другой. Здесь нужны три стороны:(1) обучаемый, ученик (который 1. способен и 2. . жаден до учения), (2) обучающий – учитель, который должен уметь, мочь и хотеть учить, (3) способ преподавания учения, куда входят примеры, правила, упражнения» в настоящее время выглядит, бесспорно, неполным. Но относительно педагогики подлинные инновации невозможны без трёх составляющих, обозначенных Каменским. Необходимо достичь созвучия и понимания между тремя названными составляющими, чтобы состоялся процесс обучения вообще и внедрение нового и полезного в образовательный процесс, в частности. Более того, необходимо развитие все трёх составляющих, чтобы состоялся инновационный процесс.

В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальном решении проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышении профессионализма современного педагога. Очевидно, что, как и в случае с реформами начала 1990-х годов, это невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок. Важно, чтобы результаты исследовательской работы становились научным основанием для грамотно выстроенных и реализуемых образовательных проектов, а результаты проектных разработок оказывались источником новых научных идей и новых направлений исследования (вновь движение по-спирали) В этом заключается подлинный смысл современной практико-ориентированной науки.

В настоящее время сущность и цель нового образования – это действительное развитие общих, изначально полученных природой способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть «не только материалом и ресурсом социального производства, но, прежде всего – подлинным субъектом культуры и исторического действия» (Слободчиков В. И. ).

В современной социокультурной ситуации начинает складываться новый образ российского образования. – образование - это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы, которая с одной стороны обеспечивает целостность общественного организма, а с другой – является мощным ресурсом его исторического развития; – образование - это универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования, механизм связывания некоторой общности людей и способа их жизни, передачи и сохранения норм и ценностей общей жизни во времени; – образование - это всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и пространстве культуры, человека – способного к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию. (Слободчиков В. И. )

Главный смысл образования на современном этапе жизни России это – развитие – как ценностная основа и принцип существования образования. «Инновационное образование» – это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование. Проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, со-организация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.

Таким образом, рассмотрев понятие «инновации» вообще и инновационном в образовании, в частности, размышляя над миссией педагога в инновационных образовательных процессах, можно сделать следующие выводы:1. Невоплощённая на практике инновация не может считаться инновацией по-определению; или может считаться мнимой инновацией. 2. Подлинная, социально-признанная инновация должна формироваться на базе определённых традиций. 3. Любая новация связана с изменением предыдущих параметров, но не любое изменение является новшеством, тем более инновацией. 4. Педагогическая идея, метод, средство, технология, система есть педагогическое новшество, процесс введения этого новшества есть нововведение или «инновация». 5. Подлинная инновация должна вести к положительным результатам. Не всё новое есть лучшее. 6. «Инновационное образование» развивающее и развивающееся, оно создаёт условия для полноценного развития всех своих участников (как обучающихся, так и обучающих)

Список литературы

1. Данилов М. А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М. , 1973. – С. 73. 2. . Загвязинский В. И. , Амонашвили Ш. А, Закирова. А. Ф. Идеал, гармония, реальность в системе гуманистического воспитания // Педагогика. 2002. № 9. 3. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. – 244 с. 4. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М. : Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c. 6. Шубинский В. С. Человек как цель воспитания/ // Педагогика,1992, № 3-4, с. 37-42. 7. Юсуфбекова Н. Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. – М. , 1992. – С. 20-26.

Метки: Педагогическая инноватика