Техника коллажирования в работе педагога-психолога
В статье рассматривается одна из разновидностей арттехнологий – техника коллажирования. Раскрывается понятие коллажа, возможности использования данной техники в различных направлениях деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении. В психопрофилактической и коррекционной работе психологи все чаще обращаются к арт-терапии. В нашей стране эта технология применяется не так давно. Чаще всего арт-технология используется как элемент диагностики, коррекции, профилактики в психологии, психотерапии, на сегодняшний день также используется еще и в самом учебном и воспитательном процессе со всеми участниками образовательного процесса разного возраста и категорий.
Остановимся на такой разновидности арт-технологий как техника коллажирования. Коллаж (от франц. collage – наклеивание) – технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Техника коллажа представляет собой создание из разнообразных кусочков вполне понятных предметов изображения, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое. Коллаж – это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения [3].
Цель данной техники – раскрытие потенциальных возможностей человека. Она предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.
Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников, авторами которых они являются, либо на которых они запечатлены.
Техника коллажирования обладает широкой областью применения и позволяет решать большой круг задач, а именно: получить успешный результат и сформировать положительную установку на дальнейшую творческую деятельность; выразить свое отношение к заданной теме, свои мысли, свои взгляды, свое понимание темы; развить художественные способности и повысить самооценку; побочным продуктом любого вида арттерапии, в том числе техники коллажа, является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития, расширения творческих возможностей; проявить оригинальность и уникальность личности участника группы; проработать мысли и чувства, которые клиенты привыкли подавлять; дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам; работа над коллажом является безопасным способом «выпустить пар» и разрядить напряжение (для усиления этой цели детям можно предложить придавать картинкам нужную им форму руками); в групповом коллаже осознавание своих паттернов поведения в группе, социальных ролей, установок; коллаж является дополнительным диагностическим средством [3].
Темы для коллажей могут быть самыми разными, в зависимости от потребностей группы, от назначения коллажа. Так, на встрече в родительском клубе можно предложить родителям пофантазировать над «Семейным портретом», что в результате дает возможность родителям задуматься, а некоторым и проговорить свои проблемы. Учителя в психолого-педагогической студии с готовностью работают над темой «Моя профессия – учитель», получая возможность творчески выражаться, овладевать приемами преодоления сомнений, повышать уверенность в своих силах. На занятиях с учащимися с помощью коллажирования мы прорабатывали вопросы добра и зла, «Что такое хорошо и что такое плохо». При этом материалом для коллажа, как правило, служат журналы, разнообразные изображения, фотографии.
С элементами коллажа можно делать всё, что угодно, например, дополнять надписями и различными комментариями. Для применения данной техники на занятиях психологу достаточно иметь журналы, клей, фломастеры, дополнительно, для возможности творческого самовыражения, гуашь, краски, кисти. Кроме того, взрослые обычно пользуются ножницами, а дети предпочитают оформлять понравившееся изображение, обрывая его пальчиками.
Главное, что эта техника оказывает благотворное влияние на всех, кто задействован в данной встрече, способствует расслаблению, снятию напряженности, заражает творческим настроением даже тех, кто в начале занятия скептически отнесся к предложенному упражнению. При проведении анализа коллажей в диагностических целях психологу следует ориентироваться на первоначальное расположение элементов на листе, размер элементов, их расположение относительно других элементов, основания выбора того или иного элемента и т. д.
При этом для групповой работы показательными являются стратегии взаимодействия членов группы: сотрудничество (элементы пристраиваются друг к другу, дополняют общую идею коллажа, прослеживается общий сюжет); противодействие (один элемент заклеивает другой, каждый подчеркивает свою идею, не прослеживается общей смысловой или композиционной линии); компромисс (возможно заклеивание элементов, но сохраняется общая идея, настроение); уступчивость (изначально выбираются маленькие фигуры и размещаются по краям коллажа, инициатива по созданию сюжета передается другим); избегание (элементы наклеиваются в стороне от других, не несут определенной идеи) [2].
В целом следует отметить, что технология «коллажирование» является эффективным методом работы как с личностью, так и с группой, может применяться в различных направлениях деятельности психолога, как в диагностике, так и в коррекции и психопрофилактике, как с детьми, так и взрослыми.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб. : Питер, 20022.
- Новосёлова Л. , Невелева Е. Коллажирование как арт-технология: возможности и сферы применения http://flogiston. ru/articles/therapy/art_terap, 20063.
- Соколова Е. Е. Семинар-практикум для педагогов "Арттехнология "Коллажирование" http://festival. 1september. ru/articles/560602, 2010
Казеичева И. Н. , педагог-психолог, МОУ СОШ №18,г. о. Орехово-Зуево, Московская область
Метки: Педагогическая инноватика