Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Управление инновациями в образовании посредством региональной сети ресурсных центров

Управление инновациями в образовании посредством региональной сети ресурсных центров

Эффективность образовательного процесса в современных условиях неразрывно связана с формированием и развитием кадрового потенциала, диссеминацией накопленного инновационного опыта, техническим оснащением образовательного процесса и объективной оценкой качества обучения, что в целом, определяет содержание ресурсной базы образования.

Критериями качества обучения по любому предмету выступают:

1. уровень освоения нового содержания образования в регионе;

2. динамика развития профессионализма педагогов в регионе;

3. системность работы со способными и одарёнными детьми по актуальным для региона направлениям;

4. динамика социализации деятельности и профилизации учащегося в современной информационно-образовательной среде;

5. уровень диссеминации нового знания и опыта в региональное образование.

Традиционные методы разработки, освоения и распространения инноваций (через курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, мастер-классы) показали недостаточную эффективность вследствие локальности их деятельности. В условиях развития информационного общества, открытости всех сфер социальной жизни и широты информационного обмена возникает противоречие между технологическими и организационными возможностями новой образовательной среды и недостаточной методической, дидактической и компетентностной ресурсной базой. Ликвидация данного противоречия в сфере образования лежит в разрешение проблемы отсутствия региональной ресурсной сети, которая обеспечила бы ресурсами инновационные процессы в регионе.

Региональная ресурсная сеть понимается нами как организационная структура, в основе которой лежат ресурсные центры, обеспечивающие территориальное распределение деятельности и ресурсов. Ресурсный центр – это инновационный комплекс регионального образования, обеспеченный высококвалифицированными кадрами и современными средствами обучения, позволяющими влиять на качество образования в регионе. Сущностно такой ресурсный центр рассматривается как инструмент развития системы взаимодействий, координации работы образовательных учреждений и донор организационных, методических, дидактических и технологических ресурсов.

В основе этого инструмента лежит сетевое взаимодействие субъектов образования. Особенно важно это в условиях удаленных и сельских школ, где все ресурсы ограничены.

Рассмотрим основные направления деятельности и решаемые задачи в рамках деятельности ресурсных центров. На каждом из трех этапов жизнедеятельности ресурсного центра (создание, функционирование, развитие) указанные задачи детализируются в конечный продукт. Программный способ управления деятельностью ресурсного центра позволяет проходить все циклы управления инновацией.

Направление 1. Особенности освоения в ОУ нового содержания образования:

– содержательное обновление учебного процесса при переходе к новым ФГОС;

– апробация методов и способов подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к ЕГЭ и ГИА с использованием технологических ресурсов информационно-образовательной среды;

– использование альтернативных форм освоения содержания образования.

Направление 2. Развитие профессиональной компетентности педагогов школ:

– технологическое сопровождение использования цифрового учебного оборудования в ресурсных центрах региона;

– организационно-педагогическое сопровождение развития образования в образовательных учреждениях региона;

– научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов.

Направление 3. Система работы со способными и одарёнными детьми.

– моделирование условий для развития индивидуальных способностей и одарённости ребёнка посредством малой академии наук;

– использование в образовательном процессе проектно-исследовательских образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности;

– методическое обеспечение системной деятельности по развитию способностей.

Направление 4. Социализация деятельности и профилизация учащегося в современной информационно-образовательной среде:

– методическое обеспечение межпредметных аспектов содержания образования в информационной среде школы;

– создание сети предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по различным направлению;

– моделирование условий, обеспечивающих деятельность и информационное взаимодействие на основе современных интерактивных средств ИКТ.

Направление 5. Диссеминация нового знания и опыта в региональное образование:

– моделирование форм, технологий и методик обобщения и распространения лучших практик использования цифрового учебного оборудования;

– создание региональной сети методических служб по учебным дисциплинам на основе сетевого взаимодействия;

– создание образовательной среды, обеспечивающей развитие у учащихся готовности к проектно-исследовательской деятельности.

Ресурсное обеспечение деятельности в ресурсной сети предполагает пять основных составляющих.

1. Информационное обеспечение:

– пресс-релизы и сообщения, доставляемые посредством СМИ;

– методические письма и рекомендации, распространяемые посредством ресурсных центров;

– межрегиональные ресурсы, осваиваемые в партнерских отношениях.

2. Финансовое обеспечение:

– грантовая деятельность для регулярного функционирования сети;

– финансирование по региональным программам научно-исследовательской деятельности областных для повышения эффективности руководства и деятельности;

– стимулирование педагогов из средств муниципальных органов управления в сфере образования.

3. Организационно-технологическое обеспечение:

– модель организационной структуры региональной сети ресурсных центров регионального образования;

– программы деятельности ресурсных центров, реализующих отдельные направления концепции;

– создание и развитие на базе ресурсного центра сегмента единой региональной информационно-образовательной среды;

4. Кадровое обеспечение:

– модели повышения квалификации педагогов;

– программы и содержание новых видов деятельности, апробируемой на базе ресурсных центров;

– технологии реализации межпредметности и профилизации.

5. Методическое обеспечение:

– апробированные методики уроков с использованием цифрового учебного оборудования;

– дидактические ресурсы, предоставленные к общему использованию в единой региональной информационно-образовательной среде (в том числе дистанционно);

– WEB-сайт региональной сети ресурсных центров регионального образования.

Организационная структура региональной сети ресурсных центров включает 3 уровня: совет региональной сети, непосредственно ресурсные центры, реализующие одно из направлений и субъекты (или процессы, объекты), на развитие которых направлена их деятельность.

Научно-методическое сопровождение является основным методом управления региональной сети ресурсных центров. Функционально-деятельностная структура научно-методического сопровождения отражает направленность деятельности (общетеоретической, технологической, дидактической, проектировочной) и функциональную зависимость её результатов от развития информационно-образовательной среды школ, непрерывного образования педагогов и инновационной деятельности. Выявление проблемы, диагностика, построение модели, сбор информации, проектирование пути решения, первичная помощь, оценка первых результатов, удаление сопровождающего, отсроченная оценка описывают этапы процесса научно-методического сопровождения.

Критерии и показатели результативности работы сети ресурсных центров базируются на подходах к определению качества образования. По сути, они отражают результативность и плодотворность системной деятельности в рамках сети ресурсных центров. Показатели, детализирующие критерий рассматриваются с точки зрения информационных (И), организационно-технологических (Т), финансово-экономических (Ф), кадровых (К) и методических (М) новообразований.

Показатели эффективности сетевого взаимодействия, реализуемого в региональной сети ресурсных центров, отражают её оптимальность и плодотворность относительно деятельности донора – диссеминатора ресурсов и измеряются уровнем востребованности; уровнем развития ресурсообеспечения и системных отношений; уровнем изменения инновационного потенциала субъектов сопровождения. Показатели результативности включают качественные изменения субъектов, которые являются пользователями – акцепторами ресурсов (педагогов, учащихся, творческих групп и т. д. ).

Критерии качества ЕМ-образования

Вид ресурса.

Показатели эффективности РЦ
как донора ресурсов

Показатели результативности
для акцептора ресурсов

Ресурсный центр 1

уровень освоения нового содержания образования

И

кол-во представленных информационных ресурсов

продуктивность информационной работы

Т

кол-во размещенных дистанционных ресурсов

востребованность дистанционных ресурсов

Ф

затраты на производство

распределенность затрат

К

кол-во педагогов, освоивших новое содержание

результативность подготовки уч-ся к ЕГЭ, ГИА

М

кол-во экспертиз методических разработок

результативность проведенных занятий

Ресурсный центр 2

динамика развития профессионализма педагогов;

И

уровень сетевого взаимодействия

продуктивность взаимодействия

Т

уровень непрерывного образования

активность в ИОС

Ф

затраты на обучение

распределенность затрат

К

уровень инновационного потенциала ОУ

результативность освоения образовательных технологий

М

кол-во экспертиз программ повышения квалификации

изменение показателей компетентности

Ресурсный центр 3

системность работы со способными и одарёнными детьми по различным направлениям

И

кол-во сетевых ресурсов подготовки к олимпиадам

продуктивность олимпиадного движения

Т

уровень дополнительного образования

активность творческих групп в ИОС

Ф

затраты на развитие системы работы с одаренными и способными детьми

распределенность затрат

К

кол-во педагогов, освоивших новые технологии

результативность подготовки уч-ся к олимпиадам

М

кол-во экспертиз дидактических разработок

результативность проведенных занятий

Ресурсный центр 4

динамика социализации деятельности и профилизации учащегося в современной информационно-образовательной среде

И

кол-во ресурсов предпрофильной подготовки

продуктивность профилизации

Т

уровень социализации деятельности

активность в ИОС творческих групп

Ф

затраты на развитие системы социализации ребенка

распределенность затрат

К

кол-во педагогов, разрабатывающих программы профилизации

результативность предпрофильной и профильной подготовки уч-ся

М

кол-во экспертиз дидактических разработок

результативность проведенных занятий

Ресурсный центр 5

уровень диссеминации нового знания и опыта в региональное образовани

И

кол-во проведенных открытых мероприятий

уровень публикаций

Т

уровень обобщенного опыта

продуктивность диссеминации

Ф

затраты на обоснование и описание опыта

распределенность затрат

К

кол-во акцепторов, перешедших в доноры

результативность освоенного опыта

М

кол-во рецензированного опыта

востребованность мероприятий

Управление сетевым взаимодействием в региональной сети ресурсных центров неотрывно связано с научно-методическим сопровождением, которое рассматривается нами как системная деятельность, направленная на управляемое создание условий развития регионального образования через изменения информационно-образовательной среды.

Процесс научно-методического сопровождения реализуется в субъектном четырёхугольнике, представленном:

– сопровождаемым педагогом (или группой);

– сопровождающим – субъектом, реализующим НМС;

– педагогами, участвующими в формировании новой педагогической системы и формирующими сферу профессионального развития;

– субъектами образовательного процесса (учащимися, руководителями ОУ, родителями, общественностью), создающими запрос на использование ресурсов информационно-образовательной среды как средства развития образования.

Направленность системных связей и генетический характер отношений компонентов системы НМС, определяет ее как особую сферу управленческой деятельности. На первом контуре отношений сопровождаемого вводят в теоретическое пространство информатизации, формируя его новый тезаурус и понимание событий через интерпретацию материалов сопровождающим и адаптацию новых знаний сопровождаемого. В результате происходит ликвидация у субъекта сопровождения отклонений, мешающих продвижению к глобальной цели – эффективному использованию возможностей ИОС. Второй уровень предполагает в режиме жесткой программы управление технологической подготовкой педагога. Третий контур сопровождения – это развитие новых дидактических навыков в режиме инновационной деятельности. Четвертый контур предполагает проектировочное направление НМС и выход педагога в режим саморазвития и мягкого управления.

Механизмы взаимодействия в региональной сети ресурсных центров определяется готовностью субъектов к сетевой работе и предполагают их непрерывное развитие.

Форма

сети

Модель сетевойструктуры НМС

Организационная структура НМС

Кем реализуется НМС

Основной механизм НМС

Ресурсный центр (РЦ)

Централизованная структура независимых организаций

Дивизионная

Координатор

Моделирование индивидуального учебного маршрута

Бригадная

Тьютор

Моделирование учебного маршрута группы

Франчайзинговая структура

Проектная

Фасилитатор

Моделирование условий реализации проекта

Паритет-ная коопера-ция

Автономная кооперация

Матричная

Модератор

Моделирование образовательных ресурсов

Свободной академической сети

Многомерная

Супервизор

Моделирование инновационного развития

Кочегарова Л. В. ,

к. п. н. ,

доц. каф. общей педагогики и психологии,

ФГБОУ ВПО СГУ

Обновлено ( 04. 02. 2014 06:51 )

Метки: Педагогическая инноватика