Управление инновациями в образовании посредством региональной сети ресурсных центров
Управление инновациями в образовании посредством региональной сети ресурсных центров
Эффективность образовательного процесса в современных условиях неразрывно связана с формированием и развитием кадрового потенциала, диссеминацией накопленного инновационного опыта, техническим оснащением образовательного процесса и объективной оценкой качества обучения, что в целом, определяет содержание ресурсной базы образования.
Критериями качества обучения по любому предмету выступают:
1. уровень освоения нового содержания образования в регионе;
2. динамика развития профессионализма педагогов в регионе;
3. системность работы со способными и одарёнными детьми по актуальным для региона направлениям;
4. динамика социализации деятельности и профилизации учащегося в современной информационно-образовательной среде;
5. уровень диссеминации нового знания и опыта в региональное образование.
Традиционные методы разработки, освоения и распространения инноваций (через курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, мастер-классы) показали недостаточную эффективность вследствие локальности их деятельности. В условиях развития информационного общества, открытости всех сфер социальной жизни и широты информационного обмена возникает противоречие между технологическими и организационными возможностями новой образовательной среды и недостаточной методической, дидактической и компетентностной ресурсной базой. Ликвидация данного противоречия в сфере образования лежит в разрешение проблемы отсутствия региональной ресурсной сети, которая обеспечила бы ресурсами инновационные процессы в регионе.
Региональная ресурсная сеть понимается нами как организационная структура, в основе которой лежат ресурсные центры, обеспечивающие территориальное распределение деятельности и ресурсов. Ресурсный центр – это инновационный комплекс регионального образования, обеспеченный высококвалифицированными кадрами и современными средствами обучения, позволяющими влиять на качество образования в регионе. Сущностно такой ресурсный центр рассматривается как инструмент развития системы взаимодействий, координации работы образовательных учреждений и донор организационных, методических, дидактических и технологических ресурсов.
В основе этого инструмента лежит сетевое взаимодействие субъектов образования. Особенно важно это в условиях удаленных и сельских школ, где все ресурсы ограничены.
Рассмотрим основные направления деятельности и решаемые задачи в рамках деятельности ресурсных центров. На каждом из трех этапов жизнедеятельности ресурсного центра (создание, функционирование, развитие) указанные задачи детализируются в конечный продукт. Программный способ управления деятельностью ресурсного центра позволяет проходить все циклы управления инновацией.
Направление 1. Особенности освоения в ОУ нового содержания образования:
– содержательное обновление учебного процесса при переходе к новым ФГОС;
– апробация методов и способов подготовки выпускников общеобразовательных учреждений к ЕГЭ и ГИА с использованием технологических ресурсов информационно-образовательной среды;
– использование альтернативных форм освоения содержания образования.
Направление 2. Развитие профессиональной компетентности педагогов школ:
– технологическое сопровождение использования цифрового учебного оборудования в ресурсных центрах региона;
– организационно-педагогическое сопровождение развития образования в образовательных учреждениях региона;
– научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов.
Направление 3. Система работы со способными и одарёнными детьми.
– моделирование условий для развития индивидуальных способностей и одарённости ребёнка посредством малой академии наук;
– использование в образовательном процессе проектно-исследовательских образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности;
– методическое обеспечение системной деятельности по развитию способностей.
Направление 4. Социализация деятельности и профилизация учащегося в современной информационно-образовательной среде:
– методическое обеспечение межпредметных аспектов содержания образования в информационной среде школы;
– создание сети предпрофильной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по различным направлению;
– моделирование условий, обеспечивающих деятельность и информационное взаимодействие на основе современных интерактивных средств ИКТ.
Направление 5. Диссеминация нового знания и опыта в региональное образование:
– моделирование форм, технологий и методик обобщения и распространения лучших практик использования цифрового учебного оборудования;
– создание региональной сети методических служб по учебным дисциплинам на основе сетевого взаимодействия;
– создание образовательной среды, обеспечивающей развитие у учащихся готовности к проектно-исследовательской деятельности.
Ресурсное обеспечение деятельности в ресурсной сети предполагает пять основных составляющих.
1. Информационное обеспечение:
– пресс-релизы и сообщения, доставляемые посредством СМИ;
– методические письма и рекомендации, распространяемые посредством ресурсных центров;
– межрегиональные ресурсы, осваиваемые в партнерских отношениях.
2. Финансовое обеспечение:
– грантовая деятельность для регулярного функционирования сети;
– финансирование по региональным программам научно-исследовательской деятельности областных для повышения эффективности руководства и деятельности;
– стимулирование педагогов из средств муниципальных органов управления в сфере образования.
3. Организационно-технологическое обеспечение:
– модель организационной структуры региональной сети ресурсных центров регионального образования;
– программы деятельности ресурсных центров, реализующих отдельные направления концепции;
– создание и развитие на базе ресурсного центра сегмента единой региональной информационно-образовательной среды;
4. Кадровое обеспечение:
– модели повышения квалификации педагогов;
– программы и содержание новых видов деятельности, апробируемой на базе ресурсных центров;
– технологии реализации межпредметности и профилизации.
5. Методическое обеспечение:
– апробированные методики уроков с использованием цифрового учебного оборудования;
– дидактические ресурсы, предоставленные к общему использованию в единой региональной информационно-образовательной среде (в том числе дистанционно);
– WEB-сайт региональной сети ресурсных центров регионального образования.
Организационная структура региональной сети ресурсных центров включает 3 уровня: совет региональной сети, непосредственно ресурсные центры, реализующие одно из направлений и субъекты (или процессы, объекты), на развитие которых направлена их деятельность.
Научно-методическое сопровождение является основным методом управления региональной сети ресурсных центров. Функционально-деятельностная структура научно-методического сопровождения отражает направленность деятельности (общетеоретической, технологической, дидактической, проектировочной) и функциональную зависимость её результатов от развития информационно-образовательной среды школ, непрерывного образования педагогов и инновационной деятельности. Выявление проблемы, диагностика, построение модели, сбор информации, проектирование пути решения, первичная помощь, оценка первых результатов, удаление сопровождающего, отсроченная оценка описывают этапы процесса научно-методического сопровождения.
Критерии и показатели результативности работы сети ресурсных центров базируются на подходах к определению качества образования. По сути, они отражают результативность и плодотворность системной деятельности в рамках сети ресурсных центров. Показатели, детализирующие критерий рассматриваются с точки зрения информационных (И), организационно-технологических (Т), финансово-экономических (Ф), кадровых (К) и методических (М) новообразований.
Показатели эффективности сетевого взаимодействия, реализуемого в региональной сети ресурсных центров, отражают её оптимальность и плодотворность относительно деятельности донора – диссеминатора ресурсов и измеряются уровнем востребованности; уровнем развития ресурсообеспечения и системных отношений; уровнем изменения инновационного потенциала субъектов сопровождения. Показатели результативности включают качественные изменения субъектов, которые являются пользователями – акцепторами ресурсов (педагогов, учащихся, творческих групп и т. д. ).
№ | Критерии качества ЕМ-образования | Вид ресурса. | Показатели эффективности РЦ как донора ресурсов |
Показатели результативности для акцептора ресурсов |
Ресурсный центр 1 | уровень освоения нового содержания образования | И | кол-во представленных информационных ресурсов | продуктивность информационной работы |
Т | кол-во размещенных дистанционных ресурсов | востребованность дистанционных ресурсов | ||
Ф | затраты на производство | распределенность затрат | ||
К | кол-во педагогов, освоивших новое содержание | результативность подготовки уч-ся к ЕГЭ, ГИА | ||
М | кол-во экспертиз методических разработок | результативность проведенных занятий | ||
Ресурсный центр 2 | динамика развития профессионализма педагогов; | И | уровень сетевого взаимодействия | продуктивность взаимодействия |
Т | уровень непрерывного образования | активность в ИОС | ||
Ф | затраты на обучение | распределенность затрат | ||
К | уровень инновационного потенциала ОУ | результативность освоения образовательных технологий | ||
М | кол-во экспертиз программ повышения квалификации | изменение показателей компетентности | ||
Ресурсный центр 3 | системность работы со способными и одарёнными детьми по различным направлениям | И | кол-во сетевых ресурсов подготовки к олимпиадам | продуктивность олимпиадного движения |
Т | уровень дополнительного образования | активность творческих групп в ИОС | ||
Ф | затраты на развитие системы работы с одаренными и способными детьми | распределенность затрат | ||
К | кол-во педагогов, освоивших новые технологии | результативность подготовки уч-ся к олимпиадам | ||
М | кол-во экспертиз дидактических разработок | результативность проведенных занятий | ||
Ресурсный центр 4 | динамика социализации деятельности и профилизации учащегося в современной информационно-образовательной среде | И | кол-во ресурсов предпрофильной подготовки | продуктивность профилизации |
Т | уровень социализации деятельности | активность в ИОС творческих групп | ||
Ф | затраты на развитие системы социализации ребенка | распределенность затрат | ||
К | кол-во педагогов, разрабатывающих программы профилизации | результативность предпрофильной и профильной подготовки уч-ся | ||
М | кол-во экспертиз дидактических разработок | результативность проведенных занятий | ||
Ресурсный центр 5 | уровень диссеминации нового знания и опыта в региональное образовани | И | кол-во проведенных открытых мероприятий | уровень публикаций |
Т | уровень обобщенного опыта | продуктивность диссеминации | ||
Ф | затраты на обоснование и описание опыта | распределенность затрат | ||
К | кол-во акцепторов, перешедших в доноры | результативность освоенного опыта | ||
М | кол-во рецензированного опыта | востребованность мероприятий |
Процесс научно-методического сопровождения реализуется в субъектном четырёхугольнике, представленном:
– сопровождаемым педагогом (или группой);
– сопровождающим – субъектом, реализующим НМС;
– педагогами, участвующими в формировании новой педагогической системы и формирующими сферу профессионального развития;
– субъектами образовательного процесса (учащимися, руководителями ОУ, родителями, общественностью), создающими запрос на использование ресурсов информационно-образовательной среды как средства развития образования.
Направленность системных связей и генетический характер отношений компонентов системы НМС, определяет ее как особую сферу управленческой деятельности. На первом контуре отношений сопровождаемого вводят в теоретическое пространство информатизации, формируя его новый тезаурус и понимание событий через интерпретацию материалов сопровождающим и адаптацию новых знаний сопровождаемого. В результате происходит ликвидация у субъекта сопровождения отклонений, мешающих продвижению к глобальной цели – эффективному использованию возможностей ИОС. Второй уровень предполагает в режиме жесткой программы управление технологической подготовкой педагога. Третий контур сопровождения – это развитие новых дидактических навыков в режиме инновационной деятельности. Четвертый контур предполагает проектировочное направление НМС и выход педагога в режим саморазвития и мягкого управления.
Механизмы взаимодействия в региональной сети ресурсных центров определяется готовностью субъектов к сетевой работе и предполагают их непрерывное развитие.
Форма сети |
Модель сетевойструктуры НМС | Организационная структура НМС | Кем реализуется НМС | Основной механизм НМС |
Ресурсный центр (РЦ) | Централизованная структура независимых организаций | Дивизионная | Координатор | Моделирование индивидуального учебного маршрута |
Бригадная | Тьютор | Моделирование учебного маршрута группы | ||
Франчайзинговая структура | Проектная | Фасилитатор | Моделирование условий реализации проекта | |
Паритет-ная коопера-ция | Автономная кооперация | Матричная | Модератор | Моделирование образовательных ресурсов |
Свободной академической сети | Многомерная | Супервизор | Моделирование инновационного развития |
Кочегарова Л. В. ,
к. п. н. ,
доц. каф. общей педагогики и психологии,
ФГБОУ ВПО СГУ
Метки: Педагогическая инноватика