Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи - ПОДПИСАТЬСЯ

Общение – средство воспитания толерантности младших школьников во внеурочной деятельности

Общение – средство воспитания толерантности младших школьников во внеурочной деятельности

Современное российское общество, так же как и общество глобальное, находится в глубоком системном кризисе. Многие страны страдают от растущего фашизма, терроризма, нацизма. Российское государство изо всех сил старается возвести тот стержень, вокруг которого сплотится народ, возродить главные ценности: веру, патриотизм, традиции. Примечательно то, что возрождение в обществе давних традиций и духовных ценностей, позволяет повысить уровень культуры живого, а не виртуального общения поколений, общения национальностей, формирует новое толерантное коммуникативное пространство. Стандарты ФГОС НОО ставят задачу подготовки ответственного гражданина, способного строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность. В документах, принятых ЮНЕСКО и на их основе – российскими государственными структурами, отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны коснуться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов развития образования. Тема воспитания толерантности у младших школьников подробно изучалась известными психологами и педагогами, такими как: В. С. Мухина, К. Фопель, Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассуэлл, М. Андерсен, В. Ф. Ломов, А. А. Климов, П. П. Блонский, В. С. Выготский, В. З. Вульфов, В. А. Сухомлинский и др. Важной задачей на этом возрастном этапе является умение заводить друзей, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Межличностные взаимоотношения младших школьников первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. В основе оценок лежат характеристики роли ученика, а не его личности. В 3-4 классах с накоплением опыта дети больше начинают подмечать внеролевые характеристики – доброту, честность, товарищество. Дети данной возрастной группы уже могут считаться с желанием окружающих, согласовывать с другими свои интересы, взаимодействовать, проявляя умение слушать, отстаивать свое мнение. Они способны относиться к другому, проявляя требовательность и поддержку, способны правильно оценить успехи и неудачи. В процессе взаимоотношений у детей младшего школьного возраста проявляются половые различия. Девочки в этом возрасте более робки, сдержаны, исполнительны, требовательны к себе и окружающим, чаще теряются в новой ситуации, а мальчики более независимы, свободны и раскованы. Мальчики в этом возрасте избегают девочек, не принимают их в "свои" игры. Девочки, в свою очередь, испытывают недоверие к мальчикам, но проявляют к ним интерес. Толерантность является ключевым духовно-нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т. е. результат его социализации. В настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и единообразно понимаемом термине. В современной отечественной педагогике феномен толерантности трактуется Б. З. Вульфовым как «способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присуще иные менталитет, иной образ жизни». Воспитание толерантности у младших школьников представляет собой целенаправленный, планомерно организованный процесс. Воспитание толерантности не может быть эпизодическим, оно должно происходить ежедневно. Только тогда труд учителя, психолога и родителей даст хорошие всходы. Средства и методы воспитания толерантности особенно эффективно могут быть применены во внеурочной деятельности. Особое значение имеют внеурочные занятия, проводимые в игровой форме. Игра в воспитании младшего школьника продолжает быть важной и в воспитательном, и в образовательном отношении. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В связи с этим внеурочная деятельность может являться эффективным инструментом воспитания толерантности у младших школьников. Определение уровня толерантности у младших школьников Очень важно определить на каком уровне развития находится толерантность младших школьников. Это поможет в дальнейшей работе по воспитанию толерантности – от чего нужно отталкиваться. Работа проводилась на базе СОШ с УИОП № 7 г. Кашира Московской области в период с сентября по декабрь 2015 г. мы изучили уровень толерантности у 15 детей младшего школьного возраста (4-й класс). Уровень толерантности определяли по результатам опросника, дополняемого наблюдением за поведением младших школьников в процессе общения с другими детьми. Мы взяли за основу опросник диагностики уровня сформированности толерантности, разработанный П. В. Степановым, В. В. Бойко, но модифицировали его содержание с учетом возрастных особенностей младших школьников (табл. 1). Наблюдение за поведением ребят велось в соответствии с критериями, представленными в разработке экспертной оценки сформированности толерантности младшего школьника Я. А. Батрак, но дополнили и изменили некоторые утверждения. Инструкция к опроснику: прочитайте предложенные утверждения. Если вы поступаете всегда так же, поставьте крестик в графе «да», если вы так поступаете, но не всегда, поставьте крестик в графе «иногда», если вы так никогда не поступаете, поставьте крестик в графе «нет». Таблица 1 – Опросник. Фамилия, имя, класс____________________________________________ утверждения да иногда нет 1. Я люблю играть и разговаривать с другими детьми. 2. Мой друг должен всегда думать как я. 3. Со взрослыми и ребятами я веду себя вежливо. 4. Мои друзья, если не понимают что-то в изучаемом материале, обращаются ко мне за помощью. 5. Я считаю, что у каждого должны быть свои вещи, их не надо давать другим. 6. Если одноклассники не дружат с одним учеником, то я тоже не буду дружить. 7. Я всегда соблюдаю правила поведения в школе. 8. Я стараюсь быть справедливым в отношениях со своими одноклассниками. 9. Я признаю, если был неправ. 10. Я всегда выполняю свои обязанности. 11. Мнение других людей принимаю спокойно, без раздражения. 12. Если я слышу грустную историю, то на мои глаза могут навернуться слезы. 13. Если меня разозлили, то я могу накричать, хлопнуть дверью. 14. Я дружу с одноклассником если мне с ним интересно, независимо от его национальности. 15. Я долго помню обиды. 16. Если одноклассник забыл что-то дома, я поделюсь с ним своими школьными принадлежностями. 17. Если одноклассник расстроен, я всегда стараюсь его утешить, пожалеть. 18. Я люблю заботиться о младших и слабых. 19. Если я с кем-то не согласен, то постараюсь его спокойно убедить в своей правоте. 20. Если мне не нравится чужое мнение, я буду протестовать, возмущаться. 21. Принимая решение, я считаюсь с мнением своих одноклассников. 22. Я друзей выбираю не по национальности. 23. Я не принимаю чужое мнение, потому что оно чужое. 24. Мой друг может не любить фильм, игру, музыку, которые нравятся мне. 25. Если я знаю, что прав, то за свою правоту могу и подраться. 1,3,4,7,8,9,10,11,12,14,16,17,18,19,21,22,23,24 – «да» – 2 балла, «иногда» – 1балл, «нет» – 0 баллов. 2,5,6, 13,15,20,25 – «да» – 0 баллов, «иногда» – 1 балл, «нет» – 2 балла. – 45-50 баллов -– высокий уровень толерантности; – 26-44 баллов – средний уровень; – 1-25 баллов – низкий. Низкий уровень показали две девочки: Аня Х. и Таня З. Аня набрала 22 балла за счет ответов «иногда». А 0 баллов она получила, ответив положительно («да») на 15, 20 и 25 вопросы. Таня З. дала ответы «да» на вопросы 17 и 18, проявив себя, как добрая заботливая девочка. Но вопросы, связанные с проявлением терпимости к чужому мнению, к другой национальности не принесли ей очков. Средний уровень показали большинство ребят. Но и здесь, часто на вопросы, связанные с терпимостью к чужому поведению, преобладали ответы «иногда». Так Максим Б. ответил «иногда» на вопросы, связанные с проявлением агрессии при наличии чужого мнения – 13, 20 и 25 вопросы. А Саша М. проявил черствость, равнодушие к чужим проблемам, ответив «нет» на 4, 8, 12, 16, 17 вопросы. Настя И. проявила нетерпимость в ответах на вопросы, связанные с национальностью – 14 и 22. Высокий уровень толерантности при ответах на вопросы показал один школьник – Саша А. Он показал высокий уровень терпимости к другому мнению, ответив «да» на вопросы 3,7, 9, 11, 24. Ответил «да» он и на вопросы 14 и 22, связанные с зависимостью дружбы от национальности другого человека. Наблюдение Наблюдение проводилось в течение двух недель (табл. 2). Таблица 2 – Лист наблюдений за поведением младших школьников. Фамилия, имя, возраст, класс_______________________________________ Критерии оценки поведения Проявляется постоянно Проявляется не постоянно Не проявляется 1 Открыт к общению с одноклассниками 2 Принимает нормы и правила поведения 3 Терпим к мнению других, спокойно воспринимает иные взгляды 4 Способен к сопереживанию 5 Не проявляет агрессивности при отстаивании своей точки зрения, пытается убедить сверстника в своей правоте аргументированно 6 Проявляет заботу о младших и слабых 7 Не использует в речи по отношению к одноклассникам этнические стереотипы («ты татарин что ли?», «чурка» и т. п. ) 8 Способен признавать свои ошибки, неправоту 9 При общении, не обращает внимание на национальность сверстника 10 В неудачах команды, группы, класса не склонен винить других -– проявляется постоянно – 2 балла; –– проявляется не постоянно – 1 балл; –– не проявляется – 0 баллов; ––-16 -– 20 баллов – высокий уровень; – 9 -– 15 баллов – средний уровень; ––– 1 -– 8 баллов – низкий уровень. Результаты опросника, в основном, были подтверждены результатами наблюдений за поведением детей. Так низкий уровень по результатам наблюдения был зафиксирован у тех же девочек – у Ани Х. и Тани З. Аня Х. плохо общается с детьми, не открыта для общения («Не подходи к моему столу», «А я что-то не хочу с тобой разговаривать»). Если считает, что права, может проявлять агрессию, отстаивая свою точку зрения. Раскладывала книги в шкафу. Другая девочка подошла и переставила две книги, объяснив, почему она так сделала. Не говоря ни слова Аня взяла эти книги, ударила ими девочку по голове, а затем поставила их на то место на которое ставила она. Никогда не признает свои ошибки, даже если видно, что она поняла, что была неправа. Таня З. открыта к общению, способна к сопереживанию, но это сочетается в ней с нетерпимостью к чужой точке зрения, нежеланием признавать свои ошибки. Была не согласна с ребятами, какой корм насыпать в кормушку для птиц, два дня с ними не разговаривала. Грубо разговаривает с одноклассниками, использует к месту и не к месту в речи этнические стереотипы, обращает внимание на национальность при выборе партнера по общению. Как и при проведении опроса, при наблюдении большинство ребят показали средний уровень толерантности. Максим Б. открыт к общению с одноклассниками, старается соблюдать нормы и правила поведения, но часто вступает в спор и даже в драку, отстаивая свое мнение. Высокий уровень толерантности показал один ребенок: Саша А. Его поведение заметно отличается от других. У него хорошие отношения со всеми одноклассниками. Он способен убеждать в своей правоте спокойно, не обижая собеседника. Уважает чужое мнение, даже если с ним не согласен. Способен признавать свои ошибки. Проявляет заботу и участие к тем, кто в этом нуждается. Результаты проведенного исследования (сумма баллов по результатам опросника диагностики уровня сформированности толерантности + результаты наблюдения): 61-70 баллов – высокий уровень толерантности; 35-60 баллов – средний уровень толерантности: 2-34 балла – низкий уровень толерантности. Низкий уровень. Учащиеся этого уровня склонны к сложившимся стереотипам по отношению к другим, они капризны, упрямы, неуважительны к своим сверстникам, не соглашаются с их мнением. Не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в коллективе. В совместной деятельности, при анализе ее результатов и во время дискуссий стараются обвинить других, не признают своих ошибок, повышают голос, перебивая собеседников, проявляя вербальную, а порой и физическую агрессию. Дети с низким уровнем толерантности склонны подчеркивать национальность одноклассника, противопоставляя своей. Используют в речи этнические стереотипы, дразнят детей других национальностей. Младших и слабых с удовольствием обижают. Не желают дружить с теми, кто высказывает свою, отличную точку зрения на происходящие события, игры, фильмы и тому подобное. Средний уровень. Учащиеся начинают осознавать важность и необходимость соблюдения правил и норм поведения. Они прислушиваются к мнению других, редко проявляют агрессию. Более терпимы к друзьям. Пытаются проявлять сочувствие. Редко используют в речи этнические стереотипы. Однако дети этого уровня проявляют толерантность лишь эпизодически, в основном, если находятся в поле зрения старших. В выборе друзей могут руководствоваться национальными признаками. Они способны проявить элементы агрессивного поведения к более физически слабым, незащищенным. Высокий уровень. Дети этого уровня открыты для общения со всеми окружающими, отличаются отсутствием агрессивности. Они избегают негативных стереотипов, признают и принимают в круг своего общения детей разных национальностей, социального статуса, возраста. Готовы с ними выполнять различные задания, играть и соревноваться. Их отличает уважительное отношение к сверстникам, к их мнению и суждению. Они готовы признавать свои ошибки. При несогласии с мнением товарища, стараются его аргументированно убедить в своей правоте, а если не получается – не обижаются. Способны к сопереживанию. Система работы по воспитанию толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности В связи с полученными результатами нами были разработаны и проведены внеурочные занятия, способствующие воспитанию толерантности у младших школьников. Некоторые мероприятия были приурочены к дате 16 ноября – Международному дню толерантности и проводились в рамках внеурочной деятельности в игровой и развлекательной форме. Первыми в системе занятий были проведены вводные, наиболее важные и продолжительные по времени. Эти занятия требовали большее количество времени и усилий для подготовки. Далее, на этапе закрепления и углубления полученных знаний и навыков, проводились небольшие внеурочные занятия, состоявшие из разминок, игр и упражнений. Здесь дети, уставшие после основных уроков, могли поиграть и повеселиться в процессе дальнейшего ознакомления с понятиями «терпимость», «сопереживание», «сотрудничество», «сочувствие» и др. Заключительным в системе работы стало итоговое внеурочное занятие по воспитанию толерантности, на которое вновь были приглашены родители. Дети учились видеть в родителе товарища, а родители – быть другом и товарищем для своего ребенка. Итак, в первую очередь мы сочли необходимым провести работу с родителями, объяснить актуальность проблемы на родительском собрании. Родительское собрание «Воспитание толерантности» Цели: Дать понятие толерантности. Доказать важность воспитания у детей толерантности. Улучшить эмоциональную атмосферу в классе. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие толерантности. 2. Легенда о языках и наречиях. 3. Рекомендации родителям по воспитанию толерантности в семье. 4. Притча «Ладная семья». 5. Выводы. 6. Рефлексия. В целом собрание прошло успешно. Родители с интересом слушали, отвечали на вопросы, участвовали в дискуссиях. Внеурочное занятие «Доброе сердце» Цель: познакомить учащихся с понятием «толерантность». Вопросы для обсуждения: 1. Понятие толерантности. 2. Китайская притча «Ладная семья». 3. Качества толерантного человека. 4. Цветок толерантности. Коллективная работа. 5. Выводы. 6. Рефлексия. Предварительно проведенная работа с родителями дала свои результаты: большая часть класса активно включилась в работу. Очевидно, что родители обсуждали тему толерантности с детьми. Некоторые ученики вспомнили и рассказали о работе с пословицами и поговорками. Особенный интерес был проявлен при составлении цветка толерантности. Праздник, посвященный Дню толерантности, «Национальное изобилие» Цели: закрепить определение термина «толерантность», углубить понимание его значения. Воспитывать уважение к разным народам, обычаям и традициям. Ход мероприятия: 1. Международный день толерантности. 2. Толерантность: история и наши дни. 3. Россия – многонациональная. 4. Выступления учащихся с номерами художественной самодеятельности и демонстрацией национальных угощений. 5. Заключительные выводы в стихах (взявшись за руки). Ученики добросовестно подготовились, выучили много стихотворений. Те, кто не проявлял желания выступать на сцене, участвовал в подготовке национальных костюмов. Некоторые родители участвовали в подготовке национальных блюд. В завершении в классе устроили чаепитие. Внеурочное занятие «Учимся играть и работать сообща» Цель: научить различать понятия «друг» и «приятель». Научить уважать мнение товарища, учитывать интересы одноклассника для достижения общей цели. Внеурочное занятие «Встреча с самим собой» Цель: Научить выражать свои чувства словами, научить вести внутренний диалог, научить понимать состояние другого человека. Упражнение «Приветствие» Учитель: «Бросая друг другу мяч, будем называть вслух имя того, кому бросаем. Кто получил мяч, принимает такую позу, которая отражает его внутреннее состояние. Все остальные, воспроизводя позу, стараются понять состояние этого человека». Упражнение «Шарады» Учитель (с корзинкой в руках): Дети, в этой корзиночке не грибы, не ягоды, здесь – сюрприз!. Дети вытаскивают разноцветные бумажные сердечки, на которых один и тот же вопрос: «Что такое человек?». Дети рассуждают. Ведущий подытоживает, что «человек – это радость другого человека». Упражнение «Концентрические круги» Стулья по кругу в два ряда расставляются так, чтобы были повернуты друг к другу. Задается тема для беседы, и два партнера, сидящие напротив друг друга, могут поговорить на эту тему. Через две минуты ученики, сидящие во внутреннем круге, должны будут передвинуться на одно место влево, сменив партнера. Темы: «Человек, который принимает меня таким, какой я есть»; «Чем я горжусь в себе?»; «Как я реагирую на критику в мой адрес»; «Что во мне ценят другие»; «Кто меня уважает и ценит»; «Самое лучшее в моей семье» и т. д. Рефлексия: О чем ты больше всего любишь говорить? На какую тему тебе труднее говорить? Внеурочное занятие «Я не похож на других» Цель: научить видеть и ценить положительные качества товарищей. Разминка «Волшебник» Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним. Упражнение «Радостная фотография» Участники сидят в кругу, обмениваются принесенными из дома фотографиями, на которых они изображены радостными. Ведущий дает 1 минуту на рассматривание фотографий, затем каждый высказывает предположения, из-за чего изображенный на снимке радуется. Затем «хозяин» снимка говорит, правильно ли угадана ситуация, а если нет – то радуется ли он вообще в подобной ситуации. Упражнение «Проницательность» Учитель: Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он больше всего ценит в людях, и придумает о нем сказку. Остальные участники должны понять, о каком качестве идет речь. Рефлексия. Как вам кажется, о каком качестве шла речь? Внеурочное занятие «Кто есть кто» Цель: научить сочувствовать, научить говорить друг другу добрые слова, бороться с отрицательными эмоциями. Упражнение «Какой он?» Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан. Игра «Встреча» Для этой игры нужно разделиться на две равные группы. Каждая группа выстраивается так, чтобы образовались два концентрических круга – внешний и внутренний. Все, кто стоит во внешнем круге, поворачиваются лицом к своему партнеру, стоящему во внутреннем круге. После этого предлагаются ситуации: 1) Представьте себе, что девочка или мальчик, с которыми ты встретился, рассказали о твоей тайне другим детям. Вырази словами чувства к ним. Что бы ты им сказал? (Сначала говорят те, кто стоит во внутреннем круге, потом те, кто во внешнем. ) 2) Сегодня этому ученику незаслуженно поставили двойку, учитель не стал слушать объяснений. Ученик очень переживает, но старается не подавать вида, но ты его друг: постарайся его поддержать. Учитель: «Что вы чувствовали, когда выражали положительные эмоции к одному человеку и когда высказывали свое недовольство другому? Как быть с чувствами, как их лучше выразить, чтобы не навредить ни себе, ни другому?». Учитель вместе с учениками выделяет выражения отрицательных эмоций. На доске нарисована дорога с камнем: 1. Сдержаться – налево пойдешь. 2. Выразить агрессивно – направо пойдешь. 3. Выразить мирно – прямо пойдешь. Анализ: 1. Что будет с человеком, если он «налево пойдет»? (Он может вспылить, ему будет плохо. Вывод: себя потеряет. ) 2. Что произойдет с человеком, если он «направо пойдет»? (Он сделает другому больно и плохо. Вывод: направо пойдешь – других потеряешь. ) 3. Остается третий путь – мирный (Обсудить, когда нужно оказывать поддержку человеку и когда принимать помощь от других. ) Толерантность в младшем школьном возрасте является очень важным качеством личности, которое не возникает само собой. Уровень ее развития у детей зависит от позиции родителей, ближайшего окружения младшего школьника. Без целенаправленной работы в школе по данному направлению мы наблюдаем у ребят нетерпимость к чужому мнению, наличие этнических стереотипов, нежелание вступать в контакт с представителями других национальностей и т. п. Определение уровня развития толерантности позволило нам выявить такие недостатки, как неспособность к сопереживанию, проявление агрессивности при отстаивании своей точки зрения, поиск виноватых в собственных ошибках, несоблюдение норм поведения в группе и многое другое. Разработанная нами система развития толерантности и была направлена на устранение этих недостатков. Работа начиналась с подключения родителей и подразумевала ряд мероприятий, связанных с развитием терпимости к чужому мнению, другой национальности, другого вероисповедания. Не все ребята сразу включались в предложенную деятельность, но постепенно интерес повышался и привлек большинство детей к участию в мероприятиях. Особенно нравилась детям совместная деятельность с родителями. В играх и упражнениях дети учились положительно воспринимать других ребят, цивилизованно отстаивать свою точку зрения, видеть достоинства представителей других национальностей. В результате проведенной работы мы добились того, что в группе не стало ребят с низким уровнем толерантности, а количество ребят с высоким уровнем выросло с одного до четырех. Однако, еще многие недостатки в общении детей остались. Это показывает, что работа должна вестись постоянно, чтобы добиваться уверенного роста уровня толерантности в группе. И внеурочная деятельность в начальной школе предоставляет для решения этой задачи наиболее благоприятные возможности. А. М. Максименко, шеф-редактор журналов «Управление корпоративной культурой», «Управление человеческим потенциалом», «Мотивация и оплата труда», «Управление развитием персонала». г. Москва

Метки: Педагогическая инноватика