Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Воспитать патриотов

Воспитать патриотов

Вся история Российского государства связана с успешным решением задач патриотического воспитания молодежи и формированием у защитников Отечества высокого морального духа, отваги, мужества, ответственности, стойкости в бою. Военно-патриотическое воспитание – составная часть патриотического воспитания граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе». В 59 статье Конституции Российской Федерации сказано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания – выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации. Однако, выполнение этой цели усложняется тем обстоятельством, что изменения происшедшие в стране, смена системы социальных отношений, образовавшийся идеологический вакуум привели к распаду сложившейся системы патриотического и интернационального воспитания. В условиях отсутствия единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан оживились различные воззрения националистического, шовинистического и даже фашистского толка. Происходит противоречивое толкование понятий «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм» и т. д. По данным Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации ныне у призывников нет уже былой гордости за принадлежность к Вооруженным силам, померкли такие понятия, как «воинская честь и достоинство». Обычным стало циничное отношение к героическому прошлому Отечества. Об огромном значении исследования теории и методики патриотического воспитания населения страны говорит и разработка программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2015 года». В то же время в государственной программе подчеркивается мысль о том, что социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постоянная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Отечественная педагогика имеет ряд работ, посвященных патриотическому воспитанию молодежи. Нам представляется очень важным трезво, непредвзято извлекать уроки из богатого опыта формирования у граждан советского патриотического самосознания, которое ярко проявилось в массовом героизме населения в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, отечественный опыт патриотического воспитания в последние десятилетия стали игнорировать. «Всем, надеюсь, понятно, как в первые годы независимой России патриотизм вдруг стал ругательным словом, почти равнозначным национализму и даже фашизму», – отмечает президент РАО Н. Д. Никандров. В научно-педагогических кругах также утвердилось отрицательное отношение к исследованию проблем воспитания. Работники школ, вузов, широкая общественность отмечают запущенность проблем воспитания. Самой острой проблемой семьи, школы и государства стала проблема воспитания новых поколений россиян. Одной из важных проблем современного российского образования является разработка научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания. Она предполагает научно-теоретическое обоснование проблемы с указанием путей приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, к военной службе и достойному служению Отечеству. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить основные требования, предъявляемые при подготовке юношей к защите Отечества. Современный воин должен обладать целым комплексом личностных качеств, который включает идейно-политические, морально-психологические, военно-технические, физические, а также способность их мобилизовать в случае военной опасности. Их необходимо формировать в процессе учебно-воспитательной деятельности в общеобразовательной школе. Все эти качества внутренне связаны между собой и в своем единстве определяют целостную структуру готовности к защите Родины. Основная задача военно-патриотического воспитания – развивать морально-психологические и физические качества, способствовать приобретению военных и военно-технических знаний и навыков. Цель военно-патриотического воспитания – выработать у граждан России глубокое понимание своего патриотического долга, готовности вставать на защиту родины Военно-патриотическое воспитание имеет особую функцию, отличающую его от других составных частей – подготовить молодежь к наиболее экстремальным ситуациям защиты Отечества – к вооруженной борьбе с агрессором, выработать готовность к службе в Вооруженных Силах России и вести повседневную борьбу за сохранение мира. По своей структуре военно-патриотическое воспитание – это процесс социальный, призванный реализовать положения Конституции РФ о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и других требований органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности и безопасности страны. Подготовка молодежи к обороне страны должна осуществляться всем укладом и образом жизни, сложившейся в нашем многонациональном государстве системой воспитания человека. Комплекс основных требований, предъявляемых старшеклассникам как к будущим защитникам Отечества, задачи, принципы и содержание военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, соединенные с определенными формами, методами и средствами их реализации, составляют теоретические основы военно-патриотического воспитания юных поколений. Вопрос о причинах уклонений от военной службы допризывной молодежи стал злободневным в современной России. Молодежь морально и психологически не готова к службе в армии, а потому ею используются все средства, чтобы уклониться от призыва. Количество таких юношей, с каждым годом растет. Чтобы разработать и эффективно внедрить в практику профилактической деятельности школы меры предупреждения и преодоления уклоняющегося поведения у будущих воинов, необходимо знать, что их порождает и питает, ибо ни одна отдельно взятая причина не может привести к уклонениям от военной службы. Дезертиром молодой человек становится под воздействием комплекса неблагоприятных причин. Нами выявлены мотивы отказа допризывной молодежи от службы в армии. Изучение мотивов позволяет понять реальную направленность личности, оценить ее поступки в настоящем и будущем. Основными причинами уклонения допризывной молодежи от службы в армии являются следующие: — создаваемое в нашей стране демократическое общество не имеет пока идеологического обоснования, которое бы стало идейной основой формирования новых поколений; поэтому система образования еще не определилась с целью воспитания; — в общеобразовательных школах значительно ослаблена работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся в процессе обучения и во внеурочной и внеклассной деятельности; — в связи со значительным ослаблением материального положения абсолютное большинство родителей, ставшие безработными и с трудом обеспечивающие благополучие своих семей, забыло понятие «Родина», Отечество и устранилось от военно-патриотического воспитания юных поколений; общество не успело определиться, привыкнуть к новым ценностям, а старые советские ценности уходят из сознания; и дни патриотизма и патриотического воспитания не заняли должного клеста в системе идеологических отношений, как это было раньше; ни государство, ни общественные движения не проводят целенаправленной работы по военно-патриотическому воспитанию, что должно быть одной из ведущих целей государства, образовательных структур и родительской общественности Исходя из выше сказанного законодательно-нормативной основой военно-патриотического воспитания должны являться такие правовые документы, как: Указ президента РФ от 16. 05. 1996 г № 727 «О мерах государственной поддержки по военно-патриотическому воспитанию молодежи», постановление Правительства РФ от 3 апреля 1996г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 118. 06. 1997 г. № 746 «О федеральной целевой программе «Молодежь России» Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» (Принят Госдумой 06. 03. 1998г. ); Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2015 года». Указанные нормативно-правовые документы содержат систему мер по коренному улучшению военно-патриотического воспитания граждан: введение обязательной подготовки по основам военной, службы в школах, ПТУ, техникумах, восстановления института военруков; разработка положений о патриотических, историко-краеведческих и военно-исторических организациях, клубах и объединениях; разработка программно-методической базы для организации деятельности патриотических клубов, военно-спортивных лагерей, проведение учебно-полевых сборов: создание банка данных о деятельности государственных и общественных организаций, участвующих в патриотическом воспитании молодежи: проведение в образовательных учреждениях научных конференций, конкурсов работ по истории России, важнейших событий, связанных с армией и флотом; организация сотрудничества с военно-патриотическими и общественными объединениями зарубежных стран; развитие движения добровольных молодежных отрядов, занимающихся реставрацией памятников истории, культуры и ратной славы народов России; разработка учебных программ по развитию патриотического воспитания в учреждениях образования; улучшение военно-патриотического воспитания военнослужащих, формирование в воинских коллективах атмосферы межнационального и межнационального согласия, дружбы и сплоченности представителей всех народов России. Готовность личности к защите Отечества предполагает наличие многих качеств личности. Поэтому современная школа должна иметь четкое представление о том, какие качества формировать у. старшеклассников будущих защитников Родины. Именно военно-патриотическое воспитание ориентировано на формирование мировоззрения учащихся, влияет на их сознание, мораль, убеждения, нормы и принципы, которые определяют и регулируют их поведение при подготовке к защите Отечества. Речь идет о формировании и развитии таких основополагающих морально-психологических качеств как патриотизм, любовь и преданность своему Отечеству, постоянная готовность с оружием в руках выступать на его защиту, верность воинскому долгу, военной присяге, боевому знамени и боевым традициям российских Вооруженных Сил. Формирование этих и других моральных качеств составляет основу всей работы по воспитанию сознательных, убежденных в своей правоте и преданных своему народу защитников Отечества. Каждая историческая эпоха выдвигает свой идеал нравственной личности. Например, во времена античности к добродетелям относили мудрость, мужество, справедливость. В эпоху зарождения капиталистических отношений добродетелями считались трудолюбие, бережливость, предприимчивость. Социалистическая эпоха провозгласила главными добродетелями самоотверженность, солидарность, бескорыстие. Современная российская действительность 90-х годов 20 века и начала 21 века характеризуется идеями духовного и нравственного возрождения, патриотизма, любви и преданности к Родине. В нынешнее время в общеобразовательной школе следует больше внимания уделить воспитанию у старшеклассников патриотизма на основе славных боевых традиций наших Вооруженных сил; в военно-патриотическом воспитании необходимо активно использовать многолетний опыт старших поколений педагогов; испокон веков глубокие патриотические чувства, основы мужества, твердости духа будущих воинов закладывались совместными усилиями семьи, школы и армии. Сегодня в этой триаде большую роль обязана брать на себя школа. Следует учитывать принцип преемственности боевых традиций ставших священными для всех предшествующих поколений защитников Отечества. С возрастанием требований, предъявляемых к военно-патриотическому воспитанию современного воина, необходимо по-новому взглянуть на роль школьного обучения в военно-патриотической подготовке старшеклассников. Такой подход обусловил необходимость рассмотрения проблемы воспитания будущих защитников Родины как обширную сферу деятельности не только учителей основ военной слуңбы (начальной военной подготовки) и ОБЖ. К сожалению, сегодня в массовой школе очень много учителей, которые не знают почти ничего, что может пробудить и развить военно-патриотические качества, необходимые для современного воина. Нами рассматриваются пути преодоления такого кризиса, обобщается опыт работы школ и делаются выводы о том, что необходимые сведения военно-патриотической направленности рассеяны по отдельным предметам без определенной системы и должной логики, и как правило, носят информационный характер.

Метки: Педагогическая инноватика