Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Краеведение – основа воспитания патриотизма

Краеведение – основа воспитания патриотизма

Понятие, цели и задачи краеведения в школе. Для того чтобы рассмотреть краеведение как элемент исторического образования необходимо сначала разобраться с самим понятием. Большая Советская энциклопедия дает, как мне кажется, самое развернутое определение: «Краеведение – всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, других поселений местным населением, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение – комплекс естественных иобщественных исследований. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру родного края» [5, С. 920]. Российская педагогическая энциклопедия рассматривает краеведение именно как предмет школьного курса ипоэтому их определение это: «Краеведение в школе, изучение учащимися природы, экономики, истории икультуры своей местности – школьного микрорайона, города, села, района, области» [3, С. 475]. В словаре русского языка С. И. Ожегова и в словаре русского языка под редакцией А. П. Евгеньева и Г. А. Разумникова даются идентичные определения: «Совокупность знаний о том или другом крае, изучение его природы, истории, экономики, быта и т. п. » [4, С. 295]. Ознакомившись с данными определениями можно сделать вывод о том, что "краеведение«– это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле. Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так как выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много общего: «цель краеведческого образования – способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации» [32, С. 42]. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины – сложно. В современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни их окружает непривлекательная действительность:– фильмы, переполненные сценами насилия, где рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,– газеты, пестрящие материалами похожего содержания,– правосудие, способное наказать только слабых мира сего. – безработица, пьянство, наркомания. – бездомные и нищие. – никому не нужное в мире денежных отношений подрастающее поколение. – компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более жесток и изворотлив. А ведь верно подмечено, что патриотизм – это ответ гражданина на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота – человека любящего свою страну и способного жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение. Возможности данного курса позволяют объяснить учащимся важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы должны:– беречь природу и окружающую среду в целом,– сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений,– беречь памятники истории и культуры. – относиться друг к другу гуманно, стараться понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е. быть толерантными. 2. Человек – звено в цепи жизни. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители читают историю. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как искони мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством существующего порядка вещей, как с обыкновенным явление во всех веках. Утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества». [9, С. 19]Какие точные слова, но кроме этого мы обязаны помнить, что история – это история людей. Корни человека в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края [13, С. 28]. История родного края не безлика, она близкая и родная именно потому, что она рассказывает о людях живущих рядом или о родственниках. А раз ты связан с этими людьми местом проживания, значит ты их историческое продолжение, значит ты частица истории края, частица истории страны. 3. Формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, а также гражданской активности и социально значимых качеств. Выполнение заданий по краеведению позволяет учащимся знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о, казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения. Приходит понимание – эти люди причастны к историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает желание помочь, понять, защитить. Очень важно объяснить детям – вы придете на смену этим людям и история ваша, история вашей страны будет такой, какой вы её сделаете. Важно осознать – от меня, от моей позиции, от позиции моего поколения, зависит будущее моей Родины. Я – достойное продолжение, делами моими и моего поколения будут гордиться мои дети и внуки. Кроме того, школьники должны иметь представление о событиях современности, их специфике, основанной на особом прошлом нашей области и индивидуальности её развития, поэтому ещё одной задачей краеведения является:4. Научить школьника осознавать проблемы окружающего его микромира. Наглядно раскрыть учащимся роль человека во взаимодействии с окружающей средой, дать конкретные примеры её изменений, показать связь человека его деятельности и природы, к каким результатам может привести этот союз, т. е формировать у ребят понятие о единстве «природы-человека-общества». 5. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков. Дети должны твёрдо знать, то, что происходит сейчас, тоже станет когда-то историей, а значит, мы живем с великими людьми, которые стремятся прославить наше государство сделать его лучше, справедливее, сильнее. Поэтому именно они нуждаются в нашей поддержке и понимании. 6. Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Краеведение воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий. 7. Развивать умение самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства. Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; работать со статистикой и изучив её делать выводы о развитии нашего края в определённый период времени. И ещё одной очень важной задачей является8. Сбор информации о настоящем времени, грамотно оформленной, яркой, как можно более полной и интересной такой, которая станет нашей историей. Ребятам нужно объяснить, что именно они ответственны за те материалы, которые будут изучать следующее поколение. Поэтому, собирая информацию, они должны подходить к современной истории критически высказывать различные точки зрения, показывать разные стороны проблемы, т. е быть исследователями и нести ответственность за научность и правильность информации. Приведенные выше цели и задачи краеведения соответствуют задачам всего современного образования: «помочь человеку овладеть тремя кругами ценностей: этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих [31, С. 34]. Содержание учебного курса. Следующей составляющей системы преподавания краеведения является содержание. Можно условно говорить о концентрах (кругах) знаний по краеведению:1. Мой дом. Родословная семьи. 2. Родная школа. Её история и традиции. 3. Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития. 4. История района. 5. История автономного округа. 6. История области, края. Возможны и другие темы-концентры. Педагогам – краеведам необходимо разработать вопрос о соотношении этих пластов знаний в учебных занятиях, во внеклассной работе. Обратив внимание на важность тем, касающихся истории семьи, школы, села, города. «Но самое важное – это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, „прозрачность“ их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому» [30, С. 26]. Например, изучая Великую Отечественную войну, ребята рассматривают её влияние на область, район, село и, наконец, свою семью. Или изучая родословную своей семьи, учащиеся связывают её с историей своего села, города, района, области, страны. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся называют принципом маятника. Вместе с тем необходимо реализовать и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным событиям снова и снова, шли бы из класса в класс в процессе учебной, внеурочной работы по восходящей. Углубляя свои историко-краеведческие и общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определенной территории (деревня, город, район и т. д. ). Если изучить социально– экономические, общественно-политические, культурные связи, отношения людей. Познакомиться с их духовной жизнью в тот или иной период времени, то можно утверждать: я знаю историю, ведь знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы – значит понять саму эпоху, саму историю. Предметом краеведческих изысканий может быть любой человек, самый обычный, главное чтобы материал был конкретен и помогал преодолеть безликость исторических фактов. Хотя, как правило, на уроках уделяется внимание только знаменитым землякам или другим известным лицам, а о людях находящихся в других регионах России в ближнем и дальнем зарубежье, но сделавших много для нашего края, забывают. Это ошибка. Как и изучение этноса, наиболее распространенного на определенной территории. Ребята должны четко знать, что мы живем в полиэтническом и поликультурном государстве, поэтому необходимо внимание всем народам. Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям. Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности, общественные организации и объединения в крае. История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее, будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и с современным состояние села, предположить перспективы развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно– следственные связи, содействует формированию исторического мышления. Необходимо также освещать вопросы, связанные с международными отношениями: влияние зарубежных стран на нашу культуру, экономику, политику на разных этапах развития нашего государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при отборе учебного содержания краеведения нужно руководствоваться определёнными принципами, их в своей работе «Курс национально-региональной истории в основной школе» выделяет Е. Ю. Петряева:1. Принцип диалектической взаимосвязи с курсами отечественной и всеобщей истории. Материал отражает исторические и культурные тенденции характерные для всех регионов России и возможно, для всего мира. 2. Принцип интегративности. Краеведение дает учащимся целостное представление о человеке, живущем на определенной территории. Интегративность заключается в том, что для уроков берутся сведения и археологии, и географии, и этнографии, и экономики, и литературы, и истории. 3. Принцип поликультурной толерантности. Сведения из местной истории ещё раз подчеркивают, что мы живём в обществе, где очень много различных наций, что каждый народ имеет свой язык, веру, обычаи, менталитет, но при этом необходимо помнить: все люди равны и интересны и мы должны уметь жить в мире с окружающими. 4. Антропологический принцип. Человек является центром изучения краеведения, история его духовно-практического опыта, а политическая и экономическая история рассматриваются лишь как условия развития человека. 5. Принцип практической направленности курса. "Этот принцип требует разрабатывать содержание, ориентируясь на существующую педагогическую реальность, учитывать имеющиеся методы, закономерности, принципы и возможности обучения в целом. "[27, С. 31]. Исходя из этих принципов, можно составить схему: «Содержание учебного курса краеведение» [27, С. 31]. Содержание учебного курса краеведения. – Экономические и политические взаимоотношения. – Человек в истории– История культур народов региона– География событий– Содержательные единицы Национально– региональной истории– Хронология событий– История народов, государств, цивилизаций, регионаНаиболее емкой категорией, позволяющей раскрыть все стороны жизнедеятельности края, является «наследие», включающее совокупность памятников природы, истории, культуры, расположенных в пределах данной территории. Места хранения и трансляции духовных ценностей (библиотеки, музеи, театры). Условно можно выделить следующие группы памятников:– Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, влияют на некоторые условия жизни людей. Среди них – памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей/– Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды. – Памятники истории и культуры можно условно разделить на движимые и недвижимые. Недвижимые – это здания и сооружения. Движимые – это музейные экспонаты, архивные материалы, письменные источники и т. д. Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, – разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп, организаций, государственных учреждений, структур. Её следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов, ценностей, разделяемых людьми того времени. Организуя работу по историческому краеведению важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет. Прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и большие разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом свете. Необходимы: правда о фактах, событиях, лицах, документально аргументированное изложение событий. Объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества. Формы и методы краеведческой работы с детьми. Следующей составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. Существует три направления работы с учениками:– Учебное (уроки, факультативные занятия)– Внеурочное (занятия в краеведческих кружках, группах)– Внешкольное (центры туризма и отдыха, дома школьников, центры эстетического воспитания). Работая по этим направлениям, учитель использует большое количество форм и методов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Подробнее о некоторых формах. Первая форма:Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Рекомендовано, например, выделять на историю «малой Родины» до 15% учебного времени (эта цифра была установлена на основе анализа федерального и региональных базисных учебных планов ряда субъектов РФ) [15. c. 28]Следует избегать двух крайностей в использовании материалов краеведения на уроке:Когда история отдельного региона начинает преобладать над историей России, таким образом, ребята не успевают изучить программный материал полноценно, либо меньше времени уделяют зарубежной истории – что тоже недопустимо. Когда истории своего края вообще не уделяется времени. Существует несколько приемов включения краеведческого материала в урок:1. Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока. 2. Краеведческая конкретизация. 3. Краеведческое дополнение основных вопросов. 4. Краеведческий материал основа для изучения темы или отдельных вопросов урока. Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место, связи и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, исходя из цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале, в ходе и в конце её изучения. Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися. Самое главное, чтобы преподаватель стремился к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, месте и значении в историческом развитии страны. Изучение истории страны должно всегда осуществляться с привлечением краеведческого материала, а история края изучается, базируясь на знаниях истории всей страны. Связь истории страны и края устанавливается, прежде всего, через события, имеющие общегосударственное значение, но территориально локализированные. Поэтому можно выделить несколько приемов установления данной связи:1. Формирование целостных знаний по вопросам, общим для истории России и края. В качестве практической работы учащимся можно поручить составить сложный план или таблицу с привлечением не только материалов основного учебника, но и сведений по краеведению. 2. Сопоставление общеисторических и местных событий, явлений с целью установления общего, отличительного и особенного. Например, рассматривая Великую Октябрьскую революцию, ребята вместе с учителем на уроке или в виде домашнего задания, после изучения темы, могут выделить события, характерные для общероссийской истории и особенные для нашего края. 3. Синхронизация событий по истории России, мировой и края. Для выполнения данного приёма необходимо составить таблицу колонки, которой бы были обозначены: история России, история края, история США (или Западной Европы, Азии, Африки, в зависимости от изучаемой темы), дата. 4. Выполнение учащимися заданий на анализ и сравнение социально-экономических и политических условий в стране и крае. 5. Решение познавательных задач, содержание которых одновременно базируется на материале истории страны и края. Например, изучая историю русско-японской войны, можно поставить следующую задачу: «Опираясь на известные факты изистории страны и новый материал по истории края, определить, какой урон был нанесен стране в целом и какой именно Дальнему Востоку?» [10, С. 118]. Выбор какого-либо из перечисленных приёмов установления связи между общероссийским и местным материалом зависит от содержания учебного занятия, образовательных и воспитательных целей урока, опыта учителя, умений и навыков учащихся. Вторая форма. Специальные учебные курсы в обычных классах и школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла также материалы краеведения, используемые в начальной школе в целях исторической пропедевтики. Третья форма. Факультативные курсы, т. е. специальные краеведческие курсы, которые проводятся за счет часов школьного компонента. «На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Они стремятся ксамостоятельному приобретению знаний на основе подробного изучения документальных источников архивов, музеев, научной и художественной литературы, готовы кпроведению краеведческих исследований в походах иэкспедициях. » [10,136]. По своему содержанию факультативы могут быть общеисторическими с элементами краеведения, так и построенные полностью на краеведческом материале. В первом случае местная история выступает как способ конкретизации, «оживления», выявление исторических связей. Во втором случае учащимся даётся возможность получить систематические знания по истории края. Основной задачей факультатива по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Реализации данной цели способствует:а) расширение знаний за счёт увеличения источниковедческой базы: изучение документов, монографий, материалов топонимики, этнографии, археологии и др. . б) обучение учащихся азам научного поиска, ознакомление с методами исторического исследования. в) вовлечение ребят в активную познавательную деятельность [10, С. 137]. Факультатив по краеведению по своему содержанию чаще всего охватывает историю края с древнейших времен и до наших дней. Очень важно сделать акцент на специализацию факультатива: археология, этнография и т. п. , чтобы ребятам было понятно, что именно они будут изучать. Работа строится в следующем порядке:– первый этап – вводная лекция учителя (объявляется тема, даются задания, рекомендации ребятам по методике записей воспоминаний, их оформлению, по вопросам сбора, обработки и систематизации материалов, раскрывается форма отчетности и этапы работы, проводится знакомство с библиографией, учитель даёт основные черты эпохи и сведения по той теме, которой будут заниматься дети). – второй этап – экспедиция, поход, экскурсия, встреча с интересными людьми. – третий этап – семинар. – четвертый этап – заключительная теоретическая конференция (на ней ребята выступают с отчетами о проделанной работе по своим темам). [10, С. 137—139]. Но нельзя забывать о том, что все исследования ребят проводятся под четким руководством учителя, потому что, как правило, местные населенные пункты изучены мало и на большую часть вопросов правильных ответов нет, а также нужно обращать внимание на грамотность и правильность информации, собираемой детьми, следить за её научностью и верностью. Исходя из этого принципа: сотрудничество учителя и учащихся можно сделать вывод о том, что учитель, организующий работу по краеведению должен обладать определенными характеристиками:Во-первых, он должен знать основные источники по истории края, историографию и библиографию, опубликованных работ. Во-вторых, ему необходимо ознакомиться с методологическими основами школьного краеведения. В-третьих, преподаватель искренне должен быть заинтересован в проводимой работе, он должен сам заниматься исследовательской работой. В-четвертых,учитель-краевед выступает организатором установления тесной взаимосвязи учебной, внеклассной и внешкольной работы, между факультативами и другими формами работы по изучению местной истории в школе, а также межпредметных связей на краеведческой основе. [10, С. 137]. «Главные особенности факультативных занятии: углубленное теоретическое изучение материала; разнообразие форм и методов работы; самостоятельная деятельность учащихся, атмосфера научного поиска, исследования; соблюдение принципов интереса идобровольности учащихся». [10, 138]Факультативы по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми: здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. А самое главное на факультативах ребята могут научиться правильно, писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений. Четвертая форма. Внеклассные занятия. Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. «Краеведческий блок вовнеклассной работе должен быть согласован посодержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы ипрограммой краеведческого курса. » [6, с. 43]. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время можно разделить на три группы:– Мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми). – Мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ). – Мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции). Но ни одна из форм не может дать полноценные знания по краеведению без участия других. Только грамотно продуманное сочетание всех форм, а также сотрудничество учителей, работников народного образования и учреждений дополнительного образования, педагогических ВУЗов и участников краеведческих обществ позволит получить ребенку наиболее полную картину истории своего региона, как в теоретическом, так и в практическом плане. Но нужно помнить и вот о чем введение краеведческого материала в различные дисциплины и во внеклассную работу должно быть четко спланировано, так как избыточность материала также неразумна и неправильна, как и его нехватка. Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы. Теперь хотелось бы подробнее остановиться на некоторых методах, используемых для организации работы по краеведению. Самые распространенные из них – это лекция учителя, урок-экскурсия и самостоятельная работа. Именно изучение краеведческого материала (в силу его доступности для учащихся) содержит большие возможности для самостоятельной работы, а также для организации групповых исследований, диспутов, дискуссий. Историческое краеведение ставит учителя и ребят в положение исследователей. Так как материалы можно обнаружить как в письменных источниках в архивах, музеях, так и в общении с очевидцами, то наиболее эффективными методами для сбора устной информации будут опросы, анкетирование, интервьюирование. Обычно метод анкеты не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов. А вот метод интервью занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Вопросы надо задавать так, чтобы не задеть самолюбия респондента, его достоинства, постараться избежать отрицательных эмоций у опрашиваемого. Следует помнить, что во время интервью записывать информацию следует за опрашиваемым, чтобы не сделать фактических ошибок, конечно, необходимо помнить, что устный исторический источник содержит двойную информацию: фактологическую и оценочную, также возможно искажение фактов. Материал будет иметь научную ценность, если он неоднократно проверен и уточнен по разным источникам информации. [15. с. 19. ]Требования к собранному материалу:– Правдиво отражать историческую действительность. – Дополнять школьную программу. – Связывать учебный материал с жизнью– Прививать учащимся чувство патриотизма. – Формирование исторического мышления– Формирование навыков творческой работы. Следующий метод– урок– лекция. На уроках – лекциях учитель сам рассказывает ребятам об истории края, но, на мой взгляд, этот метод необходимо использовать крайне редко, т. к. краеведение дает возможность исследовать и делать открытия ребятам самостоятельно. Кроме того, лучше запомнится то, что увидится. Уроки– экскурсии. Музеи, архивы, выставки, археологические стоянки, памятники природы, архитектуры, монументы – все это пробуждает интерес к истории. Воспитывает не нравоучениями и поучениями, а примером увлекательной совместной работы, результатом которой будут глубокие и прочные знания. Но для проведения экскурсии требуется специальная подготовка, как для ребят, так и для учителя. Во-первых, учитель выбирает объект экскурсии, им может быть предприятие, место, на котором происходили исторические события, музей или что-то другое. Выбирая объект, руководитель должен представлять, как эта экскурсия поможет ребятам разобраться с общероссийским историческим процессом, и какие возможности существуют для патриотического и эстетического воспитания. Далее необходимо определить цель, маршрут, экспонаты, место экскурсии в учебной теме. Экскурсии проводятся как специалистами-экскурсоводами, так и самим учителем. «Наибольшего эффекта учебная экскурсия достигает, если учитель ведет её сам. Он знает силы класса, материал, который он давал на уроке, степень его усвоения» [16, С. 122]. Краеведческие экскурсии можно разделить на несколько типов:1. Вводные экскурсии, они предшествуют изучению учебного материала на уроке. Ребята на таком мероприятии накапливают фактический материал, делают выводы, что очень помогает при изучении темы в классе. 2. Экскурсии, являющиеся продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным. 3. Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников. 4. Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся [7, С. 169]. Важно предупредить учащихся, что после экскурсии им будут предложены вопросы, на которые они должны ответить. [16, С. 127]. Учебные экскурсии являются обязательными занятиями и поэтому проверка знаний их составная часть. «В процессе проверки знаний, необходимо выявить понимание общих закономерностей исторического развития в данный период, знание исторических фактов, знание имен исторических деятелей, умение на основе анализа экспоната сделать определенные исторические выводы, понимание исторической ценности экспоната, психологическое воздействие материала на формирование личности. Очень важно увидеть, как воспринимаются учащимися экспонаты, как отразилось знакомство учащихся с подлинными предметами на понимание ими эпохи». [16, С. 126]Есть и ещё одна форма экскурсии – проведение мероприятия учащимися. Данная форма работы является важным средством привлечения школьников к краеведческой работе. Для ребят это очень ответственная и трудная работа, ведь необходимо не только составить маршрут и план, но и прочитать большое количество материала по данной теме, исследовать источники, осмотреть выбранные экспонаты плюс к этому решить все организационные вопросы. Игра это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята узнают, что-то новое закрепляют ранее изученный материал, закрепляют навык работы с документами. Велика роль краеведческих кружков в данном виде деятельности. Учащиеся, занимающиеся в них, как правило, занимаются всеми шестью темами краеведческой работы. Собирают, обобщают, оформляют собранные материалы, создают или пополняют школьные музеи. Тематика работы историко – краеведческого кружка может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроке. Но кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Кружок позволяет организовать систематические занятия по определенной программе и с постоянным составом. Программа кружка может включать или углубленное изучение истории области в целом или отдельных местных объектов, например «История школы», «История одного предприятия». На занятиях можно широко использовать технические средства обучения. Действенным методом активизации самостоятельной работы является выпуск газет, организация вечеров– отчетов, викторин. Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции чередовать с экскурсиями, прослушивание и обсуждение рефератов – просмотром фильма. Составление «Книги памяти» тоже один из методов, который заинтересует ребят, потому, что нет ни одной семьи, которой бы не коснулась Великая Отечественная война. Многие родственники погибли, некоторые пропали без вести, поэтому каждому будет, что узнать у родителей и рассказать это в классе, а затем по всем правилам оформления исторических документов, записать новые сведения в книгу. Подробно об одной из методик посоставлению «Книги памяти» рассказывает в своей статье Колеватов. «Как дань глубокого уважения к светлой памяти воинов, ценою жизни отстоявших свободу и независимость нашей Родины» [22,С. 70]. Составление «Книги памяти» очень большая и кропотливая работа, требующая нетолько внимательности, но и умения сопоставлять иобщаться с людьми. Автор выделяет несколько этапов в данном исследовании:1. Составление списков выпускников 1911—1943, т. е. тех, кто мог участвовать в войне. 2. Имена погибших устанавливаются в архивах райвоенкомата, райсобеса и облвоенкомата (по документам о смерти, приходившим в эти органы, назначались пенсии семьям погибших), а также сведения о невернувшихся с войны можно узнать у родственников, а подтверждением будут служить похоронки. 3. Разработка карточки на погибшего. (а) год выпуска из школы; б) фамилия, имя, отчество; в) дата и место рождения; г) дата и место призыва; д) сведения о прохождении военной службы (воинское звание, должность, часть, в которой служил); е) ранения, полученные на фронте; ж) дата и место гибели; з) где захоронен; и) награды; к) сведения о родственниках; л) текст похоронки;). Ещё одним методом работы на уроках краеведения может быть изготовление самодельных картосхем, которые помогают конкретизировать многие вопросы и способствуют лучшему усвоению учебного материала и познанию истории своего края. Все события имеют не только временные, но и пространственные границы и для того, чтобы учащиеся лучше понимали материалы прошлого и необходима карта. Собирая краеведческие сведения нужно учитывать постоянное изменение административно-территориальных границ, а также изменение названий географических объектов. Подробно технику изготовления картосхем описывает Ю. А. Князев в своей статье. Он выделят несколько пунктов в работе:1. На кальку снимается копия с любой карты (лучше использовать материалы современной карты). 2. Копия разделяется на равные квадраты. 3. Сетка увеличивается до необходимых размеров и переносится на ватман. Правила оформления самодельной картосхемы. 1. Изображение должно обрамляться рамкой. 2. Название, отражать суть. 3. Фон не должен быть ярким и отвлекать от главного. 4. Обязательно нанесение границ и названий сопредельных территории. 5. Условные обозначения должны быть расшифрованы [19, С. 73]. Одной из наиболее эффективных форм самостоятельной работы является семинар. Главной целью семинара является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. Учителю, организовывающему семинар нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к семинарским занятиям, одни производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные – разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов. Но не нужно забывать, что ребята должны учиться выполнять и более сложные задания, расти интеллектуально и развиваться, поэтому можно использовать метод «предвосхищаемого успеха» [10, С. 140]. Наряду с семинарскими занятиями широкое распространение получили практические (лабораторные) занятия. На них учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, монографиями, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов. Интересным видом самостоятельной работы учащихся является составление летописи по истории школы, предприятия, села, города. Источниками для составления летописи служат книги местных историков, периодическая печать, документальные материалы, воспоминания местных жителей и личные наблюдения учащихся. Учитель помогает в этом виде деятельности школьникам определить задачи поиска, наметить темы, составить план работы, определить источники, дает консультации по методике сбора материала и его обработке. Многообразие форм и методов, доступность источников для самостоятельного изучения, близость событий, возможность задать вопросы очевидцам исторических событий – все это делает уроки краеведения более живыми и интересными, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫСправочные издания. 1. Евгеньева А. П. Краеведение / А. П. Евгеньева //Словарь русского языка. – 4-е изд. Стер. – М. : Рус. яз. , Полиграфресурсы, 1999. – Т. 2. – С. 118. 2. Иванов П. В. , Матрусов И. С. , Сейненский А. Е. Краеведение / П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. – М. , 1993. – Т. 1. – С. 475—476. 3. Ожегов С. И. Краеведение. / С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И. Скворцова // Словарь русского языка. – 24-е изд. , испр. – М. : ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. – С. 295. 4. Строев К. Ф. , Ефремов Ю. К. Краеведение / К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. —3-е изд. – М. , 1973. – Т. 13. – С. 920. Монографии и статьи. 1. Александров А. И. Факультативные занятия по истории краеведения. /А. И. Александров //Преподавание истории в школе. – 1982. – № 3. – С. 59—61. 2. Ашурков В. Н. и другие. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В. Н. Ашурков, Д. В. Кацюба, Г. Н. Матюшин; под ред. Г. Н. Матюшина. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М. : Просвещение, 1980. – 192с. 3. Борисов Н. С. , Дранишников В. В. , Иванов П. В. , Кацюба Д. В. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н. С. Борисов, В. В. Дранишников, П. В. Иванов, Д. В. Кацюба; под редакцией Н. С. Борисова. – М. : Просвещение, 1982. – 223с. 4. Верба А. И. Сейненский А. Е. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А. И. Верба, А. Е. Сейненский // Воспитание школьников. – 1986. – № 2. – С. 55—56. 5. Голованов В. М. Краеведческий материал на уроках истории / В. М. Голованов //Вечерняя средняя школа. – 1983. – № 2. – С. 44—46. 6. Гостев А. Воспитание историей: О значении школьного исторического краеведения / А. Гостев //Народное образование. – 1988. – № 6. – С. 26—28. 7. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. – № 3. – С. 40—47. 8. Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе / С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. – Благовещенск, 2000. – С. 32—37. 9. Кацюба Д. В. Внеклассная работа по истории (Краеведение): пособие для учителей / Д. В. Кацюба. – М. : Просвещение, 1975. – 192с. 10. Князев Ю. А. , Автократова М. И. Краеведческая работа и архивы / Ю. А. Князев, М. И. Автократова // Преподавание истории в школе. – 1976. – № 5. – С. 73—80. 11. Князев Ю. А. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. – 1991. – № 3. – С. 128—131. 12. Князев Ю. А. Изготовление картосхем краеведческого содержания / Ю. А. Князев //Преподавание истории в школе. – 1987. – № 3. – С. 53—56.

Метки: Педагогическая инноватика