Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов (12-13 лет) на занятиях по баскетболу

Деятельность человека в жизни, на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфофункциональных возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими, но и психическими факторами, в частности степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Они связаны с особенностями проявления свойств нервной системы (сильной или слабой, подвижной или инертной и т. д. ), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.

Каждое качество обуславливает различные возможности, особенности. Их наличие у разных людей, частично обуславливается тем, что у одних лучше развиты одни качества (или их компоненты), а у других – иные. Выигрывая в проявлении одних двигательных качеств, человек проигрывает в других. Чем больше анатомо-физиологических и психических явлений, проявляемых в человеке, тем оно сложнее. Но сложные качества такие, например, как ловкость, меткость, прыгучесть не являются суммой простых. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Одним из средств всестороннего развития организма юных школьников являются систематические занятия спортивными играми.

Вот почему спортивные игры, в частности баскетбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе. Спортивные игры способствуют воспитанию у детей морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию: уважению к сопернику, честности в спортивной борьбе, стремлению к совершенствованию. Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развития скоростно-силовых качеств у баскетболистов 12-13 лет, какие условия для этого необходимы, а так же пути и способы их решения с точки зрения теории и практики физического воспитания. Связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением будет зависеть от индивидуальных особенностей человеческого организма. Если повышается уровень максимальной силы, то в зоне больших и внешних сопротивлений это приводит и к росту скорости движений. Если же внешнее отягощение невелико, то рост силы практически не сказывается на росте скорости. Наоборот, повышение уровня максимальной скорости приведет к возрастанию скоростных и силовых возможностей в зоне малых внешних сопротивлений и практически не сказывается на росте скорости движений (если внешнее сопротивление достаточно велико). И только при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений.

Добиться существенного повышения уровня максимальной скорости чрезвычайно тяжело, но задача повышения силовых возможностей разрешима. Их эффективность тем значительнее, чем большее сопротивление приходится преодолевать во время движений. Например, показатели прыжка в длину с места непосредственно зависят от относительной силы ног. Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем выше этот показатель у спортсмена, тем он больше пользы приносит для всей команды. Прыжки применяются в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях. Так же прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу. Чем выше игрок выпрыгивает при отталкивании во время броска по кольцу, тем сложнее против него выполнять игровые действия. Так же скоростно-силовые качества применяются в игре против противника, при накрывании мяча. Большинство прыжков в игре выполняется на фоне усталости. Порой баскетболисту приходится делать подряд несколько прыжков в условиях сопротивления. Все это предъявляет большие требования к прыгучести игроков. Таким образом, можно сделать вывод о том, что скоростно-силовые качества и такое качество, как прыгучесть – очень важны для игры в баскетбол. Игрок, умеющий своевременно, быстро и высоко выпрыгивать, имеет больше шансов выиграть борьбу «на втором этаже» (Гомельский А. Я. ).

В процессе индивидуального развития человека (онтогенез) происходит неравномерный прирост физических качеств. По мнению ученых, эффективность управления процессом совершенствования двигательных возможностей, в ходе спортивной подготовки, будет значительно выше если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями того или иного периода онтогенеза. Основные физические качества должны подвергаться целенонаправленному воспитанию в определенные возрастные периоды. В процессе обучения двигательным действиям сенситивным периодом считают 5-10 лет. Для более успешного совершенствования в технической подготовке следует как можно больше накапливать двигательный потенциал у детей, то есть создать базовую подготовленность.

Критерием такой подготовленности должны быть объем применяемых средств и их разновидность (Фомин Н. А. ,Филин В. П. ). Подготовка юных занимающихся делится на теоретическую и практическую часть. В свою очередь практическая часть подразделяется на ряд разделов: общая физическая и специальная подготовка, технико-тактическая и интегральная подготовка, инструкторская и судейская практика. Так же время отведено для сдачи контрольных нормативов. Всем хорошо известно, что каждая из этих подготовок содержит в себе еще ряд компонентов. В данный момент меня интересует специально – физическая подготовка. Она может содержать следующие разделы: развитие скоростных, скоростно-силовых, специальных качеств; развитие общей выносливости и т. д. К занимающимся в спортивной секции предъявлены довольно высокие требования по развитию скоростно-силовых качеств, относительно с нормативами в общеобразовательной школе. Значит, на тренировках должно уделяться больше внимания развитию физических качеств. Основными методами воспитания такого качества, как прыгучесть (Зельдович Т. А. ): метод повторного выполнения упражнений, интервальный метод, игровой метод воспитания прыгучести, метод круговой тренировки. Для развития прыгучести (Кудряшов В. А. ) наиболее эффективными являются динамические упражнения (прыжки через скакалку, выпрыгивание вверх после прыжка в глубину с высоты 40-50 см. , выпрыгивание из приседа и т. д), выполняемые с небольшими отягощениями, надевающиеся на голень или бедро, руки. Нужно постоянно помнить, что прыгучесть спортсмена улучшается лишь тогда, когда на тренировке совершенствуется сила и быстрота. Проанализировав методики различных авторов, на практике я отобрала наиболее эффективные, с точки зрения теории и практики физического воспитания, и благоприятно влияющие на здоровье занимающихся. В свою программу я включила большой выбор разнообразных упражнений, что вызвало у занимающихся интерес к занятиям и, в связи с этим, повысилась мотивация к выполнению этих упражнений. Порой, задания бывают сложные, как в технически правильном исполнении, так и в повышенных физических нагрузках, например: выполнение полуприседаний с партнером на плечах. Одновременно при выполнении этого упражнения важна техника выполнения (во избежание травм спины) – спину держать прямо, опускаться и вставать на всю стопу. Так же беговые и прыжковые упражнения можно давать в затрудненных условиях отталкивания от поверхности – по песку, в воде (например, на речке), на гимнастических матах. Это позволяет применять больше усилий. Следовательно, потом в игре, отталкиваясь от твердой поверхности, занимающиеся будут проявлять те усилия, которые использовались в заданиях на матах, значит и прыжок будет выше. Так же в тренировочный процесс я включила задание, направленное на удержание максимальной высоты прыжка в течение некоторого времени. Это упражнения, направленные на доставание какого-либо предмета (щита, сетки и т. п. ).

С каждой следующей попыткой, занимающийся старается дотянуться выше, чем было в предыдущей. Так же присутствуют упражнения чисто силового характера: полуприседания и подъем на носки с партнером на плечах, для развития силы мышц ног. Все прыжки под кольцом в баскетболе выполняются из полуприседа. Примерные упражнения, способствующие развитию скоростно-силовую выносливость, используемые мной на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу: -прыжки с разбега до баскетбольного щита толчком одной ногой, сетки или любого другого предмета (который вешается каждую неделю выше на 5 см. ); -прыжки через 4-5 скамеек правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двумя и одной ногами; -прыжки через скакалку различными способами не мене 2 мин. ; -полуприседания с партнером на плечах у опоры; -подъем на носки с партнером на плечах у опоры; -запрыгивание на скамейку толчком двумя, и отталкиваясь одной ногой; -выпрыгивание вверх с места из ИП полуприсед с доставанием предмета; -прыжки с высоты с последующим прыжком вверх; -беговые упражнения по прямой (во время разминки); -бег и прыжки на гимнастических матах; -прыжки на двух ногах с одновременным подниманием коленей до груди (кенгуру); -прыжки на одной ноге с одновременным подниманием колена другой ноги до груди. Эти упражнения на занятиях можно использовать следующим образом: когда стоит задача развития силы – 4-5 упр. вначале тренировки включить упражнения на развитие скоростных качеств, а потом включить упражнения с отягощением или сопротивлением на развитие силы и выносливости.

Характерной особенностью проявления скоростно-силовых качеств в спортивной деятельности баскетболиста являются многократные беговые ускорения, значительное количество прыжков с места и разбега в длину или высоту. Известно, что высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, коленного и голеностопного суставов. Развивая прыгучесть, следует, прежде всего, их укреплять, сделать эти суставы сильными и эластичными, способных противостоять травмам. Хорошим укреплением свода стопы – ходьба и прыжки на носках с отягощением в руках. Для укрепления связок и мышц коленного сустава полезны «твистовые» движения (колени вместе) и вращение коленей по 30-40 раз в обе стороны. Укрепив коленный и голеностопный суставы, можно увеличивать интенсивность прыжков и их количество.

Р. А. Жарова, МОУ СОШ № 32, г. Волгоград

Метки: Физическая культура