Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста, ч. 1

Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста, ч. 1

PDF Печать E-mail

Актуальность.

Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его личности.

Вместе с тем, этот жизненный этап довольно сложен для детей, так как именно в это время происходит переход от дошкольного детства к школе, со всеми её отличиями от детского сада, нагрузками на психику и, конечно же, организм ребёнка.

Занятия физической культурой в младшем школьном возрасте призваны не только способствовать физическому развитию растущего организма человека, формировать у него разнообразные двигательные умения и навыки, но и оздоравливать.

Одним из факторов риска здоровью детей школьного возраста является низкая двигательная активность, которая снижается с поступлением в школу и продолжает всё сильнее снижаться от младших классов к старшим. Её дефицит нарушает защитные функции организма, серьезно ухудшает состояние здоровья ребенка. Это связно с большими умственными нагрузками как непосредственно в школе, так и при выполнении всё увеличивающегося числа домашних заданий.

Указанное приводит к тому, что у большинства младших школьников нарушается осанка, ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, нарушается обмен веществ, снижается сопротивляемость к различным заболеваниям.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей младшего школьного возраста ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых с 23,2% до 15,1% и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состояние здоровья с 60,9% до 67,6% и хронические заболевания с 15,9% до 17,3% .

Более половины подростков Санкт-Петербурга страдают хронической патологией, каждый четвертый ребенок имеет третью группу здоровья. За время обучения в начальной школе у детей в пять раз возрастает частота нарушения зрения, в четыре раза – нарушение осанки, в три раза – патологии органов пищеварения (Г. Г. Лукина, Т. В. Семенова, 2004).

Таким образом, важнейшая задача, стоящая перед педагогами – создать условия, при которых дети младшего школьного возраста смогут заниматься физическими упражнениями в течение учебного дня и во внеурочное время с целью повышения двигательной активности, укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и выявить наиболее эффективные средства достижения этой цели.

Следует особо подчеркнуть, что, как справедливо указывает Е. Г. Сайкина (2005), младший школьный возраст можно назвать благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей, реализуемых в физической активности человека. В этот период закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются ранее не известные упражнения, приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка демонстрируют высокие темпы прироста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях гибкости.

Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья.

В связи с вышеизложенными фактами, является актуальным совершенствование старых и поиск новых форм, средств и методов развития гибкости. При этом важным является то, что её развитие тесно взаимосвязано с развитием других двигательных способностей.

Большим потенциалом для решения поставленных задач обладает ритмическая гимнастика.

Как указывают Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева (2001), в последние годы мы являемся свидетелями триумфа разных направлений ритмической гимнастики. Они стали популярными и разнообразными, и занимаются ими люди разных возрастов.

Данная система физических упражнений складывалась и развивалась на протяжении нескольких столетий, на основе обобщения опыта различных гимнастических школ и на современном этапе она нашла широкое применение в фитнес-центрах, школах, детских садах.

Как указывают Ю. В. Менхин, А. В. Менхин (2002), с 80-ми годами XX в. связан этап её массового развития, особой популярности, а также программного оформления. В этот период выполняются научно– методические разработки, выпускаются видеокассеты с различными комплексами, создаются теле– и шоу– программы, организуются специальные оздоровительные клубы, которые в качестве основного (иногда единственного) средства используют ритмическую гимнастику.

В настоящее время существует много направлений оздоровительных занятий. И, тем не менее, ритмическая гимнастика остается актуальной и на ее базе появляются новые направления: аэробика, ритмопластика, танцевально-игровая гимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика и т. д. Основой ритмической гимнастики является связь движений с музыкой развитие музыкальной ритмичности, пластичности, музыкального вкуса.

Возможности применения ритмической гимнастики довольно широки, диапазон упражнений огромен, и под умелым руководством педагога она является как оздоровительным, образовательным, так и воспитательным направлением в развитии личности ребенка (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

Гипотеза. Предполагается, что выявление средств и методов развития гибкости на занятиях ритмической гимнастикой у детей младшего школьного возраста позволяет более эффективно развивать эту двигательную способность.

Объект исследования: занятия ритмической гимнастикой с детьми младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие гибкости у детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастикой.

Цель исследования. Выявление эффективных методов и средств для развития гибкости у детей младшего школьного возраста на занятиях ритмической гимнастикой.

Задачи исследования:

1. Дать характеристику ритмической гимнастики и определить ее влияние на развитие двигательных способностей и, в частности, гибкости у детей младшего школьного возраста, анализируя данные научно – методической литературы.

2. Определить наиболее эффективные методы и средства развития гибкости у детей младшего школьного возраста.

3. Подобрать тесты на определение показателей гибкости и других двигательных способностей.

Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования

1. 1. Характеристика и содержание ритмической гимнастики

Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в школе (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилёва, 2001).

Ритмическая гимнастика (ритмика) – система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом. Метод заключается в развитии чувства ритма – чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг. ; первоначальное название – faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой, Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

С тех пор ритмическая гимнастика продолжала развиваться и привлекать к своим занятиям большее число занимающихся. Также определённый интерес она вызвала и в научных кругах, что позволило на научно-теоретическом уровне её раскрыть и обосновать.

В последние годы в методической литературе дается большое количество её определений, отражающих специфику этого вида физкультурной деятельности.

Так, например, Ю. В. Менхин и А. В. Менхин (2002), утверждают, что: «Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий, задающему ритм и темп музыкальному сопровождению». По их мнению, она представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

О. А. Иванова и Л. А. Ланцберг (1984) определяют ритмическую гимнастику как разновидность гимнастики, система упражнений которой дает занимающимся бодрость, мышечную радость, повышает тонус нервной системы.

В свою очередь, Е. Г. Попова (1986) даёт определение ритмической гимнастики как одной из разновидностей основной (педагогической) гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения, физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и др. ), выполненные преимущественно по точным способам под эмоциональную ритмическую музыку различного характера.

В. Б. Матов, О. А. Иванова, И. Н. Шаробарова (1989) считают, что основа ритмической гимнастики – экспериментально созданные комплексы целенаправленных физических упражнений, сочетающиеся с элементами игры, праздничным характером обстановки, нарядной одеждой, музыкальным сопровождением.

Более широкое определение ритмической гимнастики дают Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева (2001), которые определяют её как общедоступный, высокоэффективный, эмоциональный вид среди оздоровительных направлений гимнастики. По мнению авторов, её доступность в том, что ее содержание базируется на простых общеразвивающих упражнениях и для занятий ею не требуется специального оборудования. Эффективность ритмической гимнастики заключается в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма человека. Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в комплексы упражнений ритмической гимнастики, но и образными, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников и младших школьников, а также стремлением согласовать свои движения в коллективе и возможностью демонстрировать хорошо отработанные упражнения.

Содержание упражнений ритмической гимнастикой

Ритмическая гимнастика многолика, у нее много названий и направлений, и корни уходят в далекое прошлое. Она впитала в себя элементы восточной физической гимнастики, хотя фундамент её основан на европейских школах гимнастики.

Ритмическая гимнастика – одна из разновидностей оздоровительных видов гимнастики, содержанием которой являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (общеразвивающие, танцевальные и другие). Они выполняются преимущественно поточным способам под эмоционально-ритмическую музыку различного характера (Ж. Е. Фирилева, 1988).

По функциональному назначению упражнения ритмической гимнастики подразделяются на оздоровительные, лечебные, прикладные, спортивные.

В свою очередь оздоровительная ритмическая гимнастика по возрастному признаку делится на гимнастику для детей, молодежи, людей среднего и пожилого возраста (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

Ю. В. Менхин и А. В. Менхин (2002) считают, что содержание ритмической гимнастики составляют:

– движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи;

– разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки;

– элементы вольных упражнений и художественной гимнастики;

– танцевально-хореографические элементы.

Ритмическая гимнастика отличается тем, что интенсивность и темп движений задается ритмом специальной музыки. Ритмическая гимнастика использует разнообразные упражнения, по-разному влияющие на организм. Бег и прыжки влияют на сердечно-сосудистую систему и развивают выносливость, приседания и наклоны действуют на двигательный аппарат, расслабление и растяжка мышц влияют на нервную систему, упражнения в положении лежа развивают силу мышц и подвижность суставов, танцевальные движения развивают пластичность и так далее. Таким образом, в зависимости от применяемых мероприятий, ритмическая гимнастика может носить атлетический, танцевальный, психорегулирующий, оздоровительный или смешанный характер.

По мнению Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкиной, Ж. Е. Фирилевой (2001), при всем разнообразии форм, ритмическая гимнастика имеет ряд специфических черт, делающих ее особенно привлекательной и популярной. Этими особенностями являются:

1. Сочетание общеразвивающих упражнений с элементами народнобытовых и характерных танцев, диско-танцев и танцев в стиле «ретро», рок, брейк, фанк и др.

2. Модернизация гимнастических элементов за счет введения асимметричных движений.

3. Тесная связь движений с музыкой и музыкальными направлениями.

4. Большая эмоциональная насыщенность за счет высокой экспрессии движений и активной роли преподавателя на занятиях.

5. Высокая динамичность и разнообразие движений.

6. Возможность эмоционального самовыражения и нервно-психической разрядки.

7. Расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.

8. Коллективный характер движений.

9. Поточный способ выполнения упражнений.

Широкий спектр средств ритмической гимнастики и её специфических особенностей определяет большие возможности разнообразного воздействия на организм и психику человека.

1. 2. Влияния занятий ритмической гимнастикой на организм

занимающихся и развитие их двигательных способностей

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствует двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества (Ю. В. Менхин, А. В. Менхин, 2002).

По мнению Ю. В. Менхина и А. В. Менхина (2002) в целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии – в «зоне устойчивого здоровья»), гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Комплексноевоздействиенанервно-мышечныйаппаратиэмоциональнуюсферуделаютритмическуюгимнастикупривлекательнойдляустранения ипрофилактикиотклоненийвздоровьезанимающихся. Унихувеличиваетсядвигательнаяактивность,улучшаетсяосанка,снижаетсяизбыточныйвес,появляетсяхорошеенастроениеижизнерадостность.

Ритмические упражнения направлены на воспитание у учащихся ритма движений, способствует развитию у них музыкальности и пластичной выразительности. Слушая музыку занимающиеся воспроизводят ее ритм, темп и характер движениями различных частей тела по заранее установленной форме, применяя различные по длительности и амплитуде движения и сочетая их во времени и пространстве (Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, 2003).

Все средства ритмической гимнастики можно разделить на четыре группы по целевому признаку. Первая группа средств направлена на развитие основных физических способностей занимающихся. Вторая группа упражнений воспитывает танцевальность, пластичность, грациозность. Третья группа упражнений воспитывает музыкальность. Четвертая группа средств направлена на регуляцию психического состояния занимающихся (Н. В. Казакевич, Е. Г. Сайкина, Ж. Е. Фирилева, 2001).

В зависимости от подбора этих средств ритмическая гимнастика может носить преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или смешанный характер.

Занятия ритмической гимнастикой включают в себя ритмико-гимнастические упражнения, они являются организующим моментом и проводятся обычно в начале занятия. Включают в себя гимнастическую ходьбу, бег, подскоки с хлопками и без, переноску предметов и служат для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления недостатков (косолапости, шаркания, сутулости). В этот же раздел относят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации. Сюда входят: шаги, прыжки через обруч, палку, качающийся канат, повороты на пальцах ног, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге – их используют в заключительной части урока, т. к. они способствуют успокоению и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве. Упражнения художественной гимнастики и элементы хореографии применяются, в основном, как дополнение к общеразвивающим упражнениям и тоже, как правило, характеризуются многократной повторяемостью. Использование танцевальных элементов на занятиях ритмической гимнастикой – непременное условие их эмоциональности, красочности, привлекательности.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыкув этот раздел входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы движения, передача эмоционального восприятия музыки. В этих упражнениях преодолевается скованность в движениях, повышается возможность приспосабливать свои действия к данным условиям и ситуациям. Используются упражнения: «маятник», «деревья под ветерком», «полет птиц» и т. д. (С. А. Возовиков, П. В. Родичкин, 2008).

Правильно организованные подвижные игры под музыку с разнообразными движениями и действиями играющих способствуют развитию двигательных и координационных способностей.

Народные и современные танцевальные движения используются в любой части урока, включают элементы танца и простые танцевальные движения: простой шаг – мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий; изучаются народные и современные танцы и движения. В работе используются хороводы, парные танцы, общие пляски. В них дети учатся внимательно относится к партнеру, находить ритм движения. Однако занятия ритмической гимнастикой не предполагают овладению искусством танца. Танцевальные элементы целесообразно использовать для улучшения общего эмоционального фона и частично для решения задач прикладной подготовки (С. А. Новинская, 2000).

Задачи, стоящие перед учителем, определяют содержание и направленность занятий ритмической гимнастикой с учащимися. К основным задачам следует отнести: развитие двигательных способностей, таких как гибкость, координация движений, сила, выносливость, быстрота; повышение работоспособности, как общей, так и специальной; медицинский подход, который выражается в формировании правильной осанки и улучшении психического состояния учащихся; развитие чувства ритма, музыкальности, пластичности. Здесь решается одна из главных задач, которую ставит перед собой учитель физической культуры: повысить интерес к урокам физической культуры и привить потребность в систематических занятиях, вести активный образ жизни.

Специалисты отмечают большое влияние упражнений ритмической гимнастики на физическое развитие и воспитание детей разного школьного возраста. Ритмическая гимнастика развивает внимание, жизнерадостность, находчивость, самостоятельность, она придает движениям естественную непринужденность и уверенность. Занятия ритмической гимнастикой не только физически развивают детей и повышают их физическую подготовленность, но и играют огромную роль в их воспитании.

Как указывает С. А. Новинская (2000), ритмическая гимнастика в дошкольных учреждениях и с учениками младших классов должна носить игровую направленность. Образно говоря, воспитателю, учителю надо «играть» в ритмическую гимнастику.

Ритмическая гимнастика является прекрасным средством гармонического развития личности школьников, развития их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности. Творчески применяя упражнения ритмической гимнастики на уроках физической культуры, активизируется двигательная деятельность учащихся и повышается интерес к занятиям. В то же время выполняется одно из существенных требований к современному уроку – это сочетание образовательной направленности с достижением его высокой моторной плотности, динамичности и эмоциональности (Е. Г. Сайкина, Казакевич Н. В. , Фирилева Ж. Е. 2001).

Привычка к физической культуре, потребность в движении легче всего формируются и должны быть сформированы в дошкольном возрасте. Двигательная активность, как правило, вызывает у ребенка «мышечную радость». Соответственно, в младшем школьно возрасте они должны получить своё развитие.

Ритмическая гимнастика сочетает в себе также компоненты, которые как нельзя лучше отвечают и другим особенностям детского возраста. Потребность детей в двигательной активности, как говорилось выше, полнее всего реализуется в игре, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Главным побудителем игры является удовольствие и приятность траты накопившихся сил и энергии. Поэтому включение игровых элементов делает занятия ритмической гимнастикой привлекательными для детей (С. А. Новинская, 2000).

Ритмическая гимнастика придает естественную уверенность и непринужденность, в значительной мере обусловленную сознанием власти над движениями своего тела в пространстве. Главный же результат занятий ритмической гимнастикой – воспитание строгой внутренней дисциплины, причем это достигается не интенсивной утомительной работой, а радостной для ребенка деятельностью, отвечающей природным склонностям его к ритму, движению, красоте.

Обобщая вышеуказанное, можно утверждать, что ритмическая гимнастика способствует не только физическому развитию детей, но и оказывает существенное влияние на общее развитие.

1. 3. Понятие гибкости, ее характеристика и методика развития

Под гибкостью понимаются морфологические свойства опорно– двигательного аппарата, обуславливающие подвижность отдельных звеньев человеческого тела относительно друг друга (М. А. Годик, 1999).

Термин «гибкость» целесообразно применять для характеристики суммарной подвижности целой цепи сочленений или всего тела (В. С. Кузнецов, Ж. К. Холодов, 2003).

Гибкость упрощает и ускоряет процесс освоения двигательных навыков, расширяет проявления силы, скоростных и координационных способностей, повышает экономичность работы, понижая вероятность возникновение травм двигательного аппарата спортсменов (М. Дж. Алтер, 2001).

Проявление гибкости во многом зависит от ряда факторов (рис. 1), которые должны учитываться педагогами.

Факторы, определяющие проявление гибкости (или подвижности в суставах) (по Г. С. Туманяну, С. К. Харацидису, 1998):

Гибкость зависит от:

Строения суставов

Эластичности мышц, связок, суставных сумок

Психического состояния

Степени активности растягиваемых мышц

Разминки

Массажа

Температуры среды и тела

Суточной периодики

Возраста

Уровня силовой подготовленности

Исходного положения тела и его частей

Ритма движения

Предварительного напряжения мышц

Классификация качеств гибкости.

Как указывают Г. С. Туманян, С. К. Харацидис (1998), важнейшими признаками для классификации гибкости являются:

– режим работы мышечных волокон;

– наличие или отсутствие внешней помощи при выполнении упражнений.

На основании этих признаков исследователи различают динамическую гибкость, проявляемую в движении; статическую – при сохранении позы, положения; активную – за счет собственных мышечных усилий и пассивную – за счет внешней помощи. Причем пассивная гибкость может быть измерена при дозированной внешней помощи (дозированная пассивная гибкость) и при максимальной внешней помощи (максимальная пассивная гибкость). В зависимости от режима работы мышечных волокон, а также наличия или отсутствия внешней помощи выделяют восемь основных разновидностей гибкости: активную статическую (АСГ), активную динамическую (АДГ), пассивную статическую (ПСГ), пассивную динамическую (ПДГ), дозированную пассивно-статическую (ДПСГ), максимальную пассивно-статическую (МПСГ), дозированную пассивно-динамичесую (ДПДГ) и, наконец, максимальную пассивно-динамическую (МПДГ). Все разновидности пассивной гибкости измеряются при внешней помощи, что касается максимальных показателей пассивной гибкости, то они достигаются не при дозированной, а при максимальной внешней помощи.

Активная гибкость – это способность человека достигать необходимых амплитуд движения за счет активного сокращения мышц (Е. И. Зуев, 1990).

Активная гибкость появляется при выполнении различных физических упражнений и поэтому в практике физической подготовки ее значение выше, чем пассивной гибкости (Е. И. Зуев, 1990).

Пассивная гибкость – это способность совершать движение с определенной амплитудой за счет приложения к движущейся части тела внешних сил (какого-либо отягощения, усилий партнера и т. д. ). Показатели пассивной гибкости зависят от величины прикладываемой силы (т. е. от
степени насильственного растягивания определенных мышц и связок), от порога болевых ощущений у конкретного человека и его способности терпеть неприятные ощущения. Из–за большой изменчивости данных факторов показатели пассивной гибкости у каждого человека могут варьировать в достаточно широких диапазонах. Поэтому при ее измерении необходимо стремиться к строгой стандартизации тестирования (Б. А. Ашмарин, 1999).

По мнению Б. А. Ашмарина (1999) величина пассивной гибкости больше величины активной гибкости. Чем больше эта разница, тем больше резервная растяжимость (т. е. возможность увеличения амплитуды активных движений). Активная гибкость развивается в 1,5-2,0 раза медленнее пассивной. Добиваться увеличения амплитуды пассивных движений нужно в тех случаях, когда это необходимо для усиления активной гибкости. Однако между показателями активной и пассивной гибкости наблюдается весьма слабая взаимосвязь. Довольно часто встречаются люди, имеющие высокую активную гибкость и недостаточную пассивную, и наоборот.

Показателем уровня развития гибкости является определенная амплитуда движения. Ее измеряют в угловых градусах посредством гониометров или в линейных мерах при помощи сантиметровой линейки. В практике для контроля за развитием гибкости используется разнообразные тесты (например, наклон вперед из положения стоя или сидя).

Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов (2003) в учебнике «Теория и методика физического воспитания и спорта» приводят следующие задачи развития гибкости:

1. Обеспечение такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными двигательными действиями (умениями и навыками) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности – координационные, скоростные, силовые, выносливость.

2. Восстановление нормальной амплитуды движений суставов в случае травм, наследственных или возникающих заболеваний.

3. Совершенствование специальной гибкости, то есть подвижности в тех суставах, к которым предъявляются повышенные требования в избранном виде спорта.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003).

По мнению Ю. Ф. Курамшина (2003) для развития гибкости используются различные средства: например, упражнения с увеличенной амплитудой движений, так называемые упражнения в растягивании. Эти упражнения применяются, чтобы оказывать воздействие не на сократительные механизмы мышц (одним из свойств мышцы является эластичность: она может растягиваться в два раза больше своей длины и возвращаться в прежнее состояние), а главным образом на сухожилия, связки и фасции, поскольку они, не обладая свойством расслабляться, препятствуют развитию гибкости.

Все упражнения в растягивании в зависимости от режима работы мышц разделяются на три группы:

– динамические,

– статические,

– комбинированные (Ю. Ф. Курамшин, 2003).

В каждой группе имеются упражнения, в которых основными растягивающими силами служат или напряжения (активные движения) или внешние силы (пассивные движения).

К динамическим активным упражнениям относятся разнообразные наклоны тела, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые упражнения, которые могут выполняться с отягощениями, амортизаторами или другими сопротивлениями и без них. В числе динамических пассивных партнера, с преодолением внешних сопротивлений, с использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др. ).

Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела (или отдельных его частей) с растянутым и мышцами за счет сокращения мышц, осуществляющих движение. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5-10 с. При выполнении статических пассивных упражнений удержание положения тела (или отдельных его частей) осуществляется с помощью воздействий внешних сил – партнера, снарядов, веса собственного тела.

Нагрузка при выполнении статических пассивных упражнений больше, чем при выполнении динамических пассивных упражнений. Пассивные статические упражнения менее эффективны, чем динамические. Активные же статические упражнения весьма действенные, и их используют при развитии гибкости как одно из динамических средств. Величина гибкости после активных упражнений сохраняется дольше, чем после пассивных.

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнения упражнений на растягивание сериями по несколько повторений в каждой и интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности. В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возраста, пола, физической подготовленности и строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть весьма разнообразной. Этот метод может применяться при использовании динамических и статических упражнений, при активных и пассивных напряжениях мышц.

Средствами физических упражнений развитие гибкости осуществляется методом повторного выполнения разнообразных растягивающих динамических и статических упражнений, с использованием и без использования внешних сил. Активную гибкость совершенствуют в динамических упражнениях и упражнениях с отягощением, пассивную гибкость лучше развивают статические упражнения и упражнения с партнером (З. Н. Власова, Т. В. Забалуева, 2003).

Нагрузка в упражнениях на гибкость определяется числом повторений, необходимым для достижения в данном занятии предельной амплитуды движений. Это достигается увеличением повторений движений до 20-30 раз у 7-10 летних школьников. Для позвоночника следует повторять 45-65 раз, для тазобедренного сустава 25-35 раз на каждую ногу, для суставов плечевого пояса 25-35 повторений. Темп выполнения составляет в среднем одно повторение в секунду. В статических упражнениях время выдержек должно составлять 4-6 и более секунд – до 30-40 секунд.

Силовые упражнения и упражнения смешанного типа, выполняемые с предельной амплитудой, обеспечивают сохранение активной и особенно пассивной гибкости на повышенном уровне более длительное время. Такой силовой метод обеспечивает большую прочность в суставах, чем упражнения на растягивание. Силовые упражнения должны предшествовать упражнениям на растягивание во избежание травм.

При развитии гибкости используются и комбинированные способы физических воздействий на те или иные суставы, связки и группы мышц. Одним из них является метод предварительного пассивного растяжения мышц с последующим их активным статическим напряжением, уменьшением напряжения (расслаблением) и последующим растягиванием. Он получил название в зарубежной литературе – «метод контракции, релаксации и растяжения». В основе его лежат положения о том, что после растягивания мышцы не только сильнее сокращаются, но и становятся более эластичными.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка её в крайней верхней точке в течение 3 – 4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед – назад с последующим удержанием ноги в положении вперед – вверх на около предельной высоте (Л. К. Завьялов, 1999).

В последние годы появились новые, нетрадиционные методы развития гибкости.

Метод биохимической стимуляции мышц (по В. Т. Назарову, 1986) основан на теории волновых колебаний и биопотенциальной энергии, т. е. энергии упругих напряжений мышц. Электромеханический вибратор может задавать необходимую частоту колебаний тем или иным мышечным группам. Под воздействием подобной стимуляции сокращающаяся мышца принудительно растягивается. С помощью этого метода развитие гибкости ускоряется в 10 и более раз, увеличиваются и пассивная и активная подвижности, наконец, время сохранения достигнутой подвижности в суставах, намного, больше, чем при использовании традиционных методов.

Суть электровибростимуляционного метода состоит в том, что при выполнении упражнений на растягивание вибростимуляции подвергаются мышцы – антагонисты, что содействует их растяжению, а электростимуляции – мышцы – синергисты, что увеличивает их силу сокращения. В результате достигается большая амплитуда движения за счет совершенствования активной подвижности опорно-двигательного аппарата. Особенно важно, что одновременная стимуляция мышц-синергистов и мышц– антагонистов содействует формированию оптимальной структуры подвижности в том или ином суставе, когда показатели активной гибкости сближаются с показателями пассивной. Эффективность этого метода достаточно высока. Он позволяет за сравнительно короткий срок повысить уровень подвижности на 30 и более процентов. Большие возможности в развитии гибкости представляет ритмическая гимнастика за счёт разнообразия своих средств.

1. 4. Стретчинг – основа развития гибкости на занятиях ритмической гимнастикой

Стретчинг (от латинского слова «stretching» – «растягивание») – это целый ряд упражнений, направленных на совершенствование гибкости и развития подвижности суставов (М. А. Годик, А. М. Барамидзе, Т. Г. Киселева, 1991)

Стретчинг часто используется в качестве отдельной тренировки или с определенной целевой направленностью.

По мнению М. А. Годик, А. М. Барамидзе, Т. Г. Киселевой (1991), суть упражнений в стретчинге заключается в растягивании расслабленных мышц или чередовании напряжения и расслабления растянутых мышц. Показано, что стретчинг создает в организме множество положительных эффектов, улучшающих самочувствие занимающихся, их внешний вид и здоровье в целом.

Поэтому этот вид тренировки широко используется в составе оздоровительных тренировочных компонентов или даже как отдельные занятие.

Е. Б. Мякинченко и М. П. Шестакова (2002) считают, что стретчинг – это самостоятельная система упражнений, позволяющая решать много задач. Поэтому неверно было бы его рассматривать как лишь некоторую разновидность спортивной тренировки, направленной на развитие гибкости детей, или сводить к ней. Тем не менее, улучшение гибкости – основной отставленный эффект стретчинга и улучшением этой физической способности человека чаще всего оценивают его эффективность.

В ритмической гимнастике стретчинг используется в разминке как средство подготовки мышц к предстоящей работе, в основной части как компонент силовой тренировки и улучшения гибкости, в заключительной части как средство релаксации (Е. Б. Мякинченко, М. П. Шестакова, 2002).

Его роль в занятиях ритмической гимнастикой заключается в том, что, воздействуя на мышечную деятельность человека упражнениями на растягивание, улучшается подвижность суставов, быстрее восстанавливаются полноценные движения в случае травм, заболеваний, нервных перенапряжений и стрессовых ситуаций.

Е. В. Зуев (1990) утверждает, что такие упражнения способствуют приобретению навыка глубокого расслабления, что благотворно влияет на эмоциональную сферу. Тренировка эмоциональной устойчивости дает возможность человеку не только на время избавиться от чрезмерного нервно-психического напряжения, но и приводит к снижению болевого синдрома.

От степени мышечного напряжения, как считают К. Освальд и С. Баско (2001) зависит интенсивность потребления организмом кислорода. При расслаблении мышц снижается потребность в кислороде и, соответственно, импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок, суставов и центральной нервной системы (ЦНС). Мышечная релаксация, используемая в различных вариантах, помогает регулировать нервные процессы. Переход от напряжения мышц к расслаблению и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров.

Из ЦНС в мышцы направляются импульсы по двигательным нервам. Благодаря этим импульсам мышцы сокращаются, и мы совершаем нужное нам действие. Однако есть и другая нервная цепь, по которой первичные импульсы следуют от механорецепторов в ЦНС. Механорецепторы распределены по всему телу, это тактильные рецепторы кожи, рецепторы мышечно-суставного чувства (проприорецепторы), рецепторы внутренних органов (интерорецепторы), рецепторы, реагирующие на изменения давления стенки сосудов (барорецепторы) и др. При растягивании кожи, мышц, сухожилий, суставных сумок возбуждаются соответствующие механорецепторы, и эти возбуждения в виде центростремительных импульсов достигают коры головного мозга и вызывают реакцию со стороны нервной системы, улучшает трофические процессы в коже, в мышцах, в сухожильно-связочном аппарате (С. Баско, К. Освальд, 2001).

В занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста стретчинг должен проводиться в игровой форме, так как дети этого возраста обладают выраженным образным мышлением и способностью к подражанию. В Санкт-Петербурге в течение более 10 лет существует методика игрового стретчинга, разработанная А. И. Назаровой (1998). В её основе положено использование сюжета (сказки) и образов различных персонажей для выполнения статических, динамических и комбинированных упражнений на растягивание.

Подводя итог вышеизложенному, можно резюмировать целесообразность включения упражнений на растягивание в занятиях ритмической гимнастикой у детей младшего школьного возраста.

Н. Ю. Гончаренко, ГБОУ СОШ № 451, г. Санкт-Петербург

Метки: Физическая культура