Учебная игра по физике «Оптические вопросы»
Учебная игра по физике «Оптические вопросы»
Пояснительная записка
Игра проводится для учащихся 8 класса после изучения темы на заключительном уроке. В занимательной форме повторяются некоторые понятия и законы геометрической оптики, развивается интерес к физике, коммуникативные навыки.
Цель игры – развивать умение работать в группе, повторить основные законы и понятия темы «Геометрическая оптика» (закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления, понятия фокуса, главной оптической оси, виды линз, формулу оптической силы); продолжить формирование навыка применения знаний.
Оборудование: Таблица с «ценой» вопроса, карточки с заданиями, таблица для фиксации результатов, рисунки и чертежи.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. План игры. Разделить класс на 3 группы, примерно равные по знаниям.
3. Правила игры. Команда выбирает себе «оптическое» название. По очереди выбирается вопрос (категория и «цена»). В случае верного ответа «цена вопроса» прибавляется к начальной сумме 21 балл, при отсутствии или неверном ответе вычитается. Каждый член команды должен ответить. Соперники могут ответить на вопрос за половину стоимости. Команда-победитель получает в журнал пятерки, остальные участники – четверки. Если ученик ни разу не ответил – оценка не ставится.
4. Игровое поле
«Оптические вопросы»
Категории | Стоимость вопроса | |||||
Законы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Великие об оптических явлениях | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Художественное слово | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Линзы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Приборы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Загадки | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Законы
1 балл Мы видим тела, и не являющиеся источниками света. Какой закон это объясняет? (закон отражения света)
2 балла Трудно правильно оценить глубину водоема. Это объясняет ( закон преломления света)
3 балла Образование тени доказывает закон (прямолинейного распространения света)
4 балла Какой угол называется углом падения луча (между падающим лучом и перпендикуляром к отражающей поверхности)
5 баллов Какие линзы никогда не дают действительного изображения? Назовите вид линз, фокусное расстояние, оптическую силу (рассеивающие, мнимый фокус, отрицательная оптическая сила)
6 баллов Фокусное расстояние линзы 10 см. Её оптическая сила (10 дптр)
Великие об оптических явлениях
1 балл Иоганн Гёте «Где много света, там . . . гуще» (тень)
2 балла Радость согревает душу. А что, по словам Льва Толстого, согревает тело? (Солнце)
3 балла Аристофан, древнегреческий поэт, 423 г до н. э. «У лекарей такой видал ты камешек красивый и прозрачный? И лечат им, и добывают им огонь телесный» О чем писал поэт? ( О линзах)
4 балла Леонардо да Винчи: «Кто бы мог подумать, что столь тесное пространство способно вместить в себе все образы Вселенной!» Что имел в виду ученый? (глаз)
5 баллов Яков Перельман так писал об этом приборе: « Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда смотришь в подобные инструменты – до того они необычны!. . . Всё круглиться, всё выпукло. . . так должны представляться наши ландшафты сказочным великанам». О каком приборе эти слова? (о стереотрубе)
6 баллов Анри Картье Брессон писал так: «Счастливые случаи всегда имеют местою Нужно просто быть всегда готовым, тогда получиться само собой» . О каком виде искусства его слова? (о фотосъёмке)
Художественное слово
1 балл
Подружился лучик солнышка с дождем,
Погулять решили вместе летним днём,
Дождик капельки из тучки разольет,
Лучик солнышка играть с собой зовет.
Назовите явление, описанное в стихотворении (радуга, преломление, дисперсия)
2 балла Продолжите фразу из стихотворения Агнии Барто.
У него в портфеле ножик,
На груди горят значки,
А теперь ещё Сереже …
(доктор выписал очки)
3 балла
Чтоб видеть, как силен мой дивный снаряд,
Трубу я направил на гору,
Где башни и стены, белея, стоят,
Простому чуть зримые взору. . .
О каком оптическом приборе Алексей Толстой написал эти стихи? (телескоп)
4 балла Отрывок из «Письма о пользе стекла» Ломоносова:
По долговременном теченьи наших дней
Тупеет зрение ослабленных очей.
Померкшее того не представляет чувство,
Что кажет в тонкостях натура и искусство
О каком приборе пишет Ломоносов далее ( об очках)
5 баллов Детские стихи. О каком физическом теле речь?
Это – монетка – скупой проворчал,
Нет, сковородка – обжора кричал.
Нет, каравай – хлебопек произнес.
Компас, – сказал убежденно матрос.
Это – звезда – астроном объявил.
Доброе сердце – мечтатель решил. ( о Солнце)
6 баллов Блоггер лена Пчёлкина
Мгновенья я в глазок ловлю,
Мне жить охота,
И этот мир я так люблю!
Спасибо,. . . Продолжите одним словом (фото)
Линзы
1 балл Точка, в которой пересекаются лучи, идущие параллельно главной оптической оси (фокус)
2 балла Единица оптической силы линзы диоптрия)
3 балла Линия, соединяющая центры сферических поверхностей, образующих линзу( главная оптическая ось)
4 балла Прозрачное тело, ограниченное вогнутыми поверхностими (рассеивающая линза)
5 баллов Линия, являющаяся осью узкого светового пучка (луч)
6 баллов Предмет находится на расстоянии, меньше фокусного, от собирающей линзы. Каково булет его изображение? (мнимое, прямое, увеличенное)
Приборы
1 балл Оптический прицел на этом оружии мешал заряжать 5 патронов сразу, поэтому снайперы заряжали по 1 патрону (винтовка Мосина)
2 балла Прибор из двух зеркал под углом 45 градусов. Используется для наблюдения из укрытия (перископ)
3 балла Оптический телеграф, использующий зеркало и солнечный свет (гелиограф)
4 балла По легенде, в этотприбор Юлий Цезарь во время набега на Британию с берегов Галлии рассматривал тупанную британскую землю(зрительная труба)
5 баллов Оптический прибор в виде двойной зрительной трубы для косвенного измерения расстояний (дальномер)
6 баллов Телескопические прицелы для артиллерии позволяют видеть вокруг на 360 градусов. Как они называются? (панорама)
Загадки
1 балл Белая кошка лезет в окошко (солнечный свет)
2 балла Попутчица за мною ходит вслед. Мне от нее ни зла, ни пользы нет (тень)
3 балла И языка ент, а правду скажет (зеркало)
4 балла Поднялись врата, всему миру красота (радуга)
5 баллов Ни жара, ни огня я не имею, но многое прожечь сумею (собирающая линза)
6 баллов Посреди поля серебряные зерна (капли росы)
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Литература и другие источники
1. Перышкин А. В. Физика. 8 кл. – М. : Дрофа, 2006
2. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов/сост. В. А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007
3. Елькин В. И. Оригинальные уроки физики и приемы обучения// Библиотека журнала «Физика в школе». Вып. 16. – М. : Школа – Пресс, 2000
4. Ломоносов М. В. Сочинения. – М. : Современник, 1987
О. Р. Турова, МКОУ Солнцевская СОШ, с. Солнцевка, Исилькульский р-н, Омская область
Метки: Физика