Урок-дебаты: «Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы»
Урок-дебаты: «Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы»
Цели:
1) Образовательные:
– обсудить вопросы применения ядерной энергии (о вреде и пользе);
– закрепить навыки получения информации из различных источников.
2)Развитие критического мышления коммуникативных умений;
– учить самооценке и оцениванию своих одноклассников.
3) Формирование культуры общения;
– сплочение ученического коллектива;
– воспитание трудолюбия и настойчивости.
Подготовка к уроку: Заранее класс разделили на 2 группы. Каждая группа получила задание, подготовить аргументы, в виде доклада или презентации.
Задание для «Сторонники»
Должны быть представлены аргументы:
– Применение в медицине (диагностика), лечение онкологических заболеваний);
– Повышение производительности газовых и нефтяных месторождений;
хранение газа и нефти в ядерных трубах; безопасность перевозок;
– Ядерно-физические способы отыскания природных ископаемых;
– Применение в геологии; перспектива длительных полётов в космос;
более экологически безопасный вид энергии, чем тепловые ЭС;
– Увеличение урожайности, что особо актуально во многих районах земного шара;
– Появление оружия сдерживания, надёжная защита Родины от ядерной атаки иностранных государств;
– Появление новых разработок для хранения и утилизации отходов;
– Человеческий фактор играет огромную роль в любых отраслях науки и техники. Снижение влияния человеческого фактора (полная автоматизация некоторых процессов);
– Необходимость ядерной энергии, как альтернативного источника энергии в ближайшем будущем.
Задание для «Противников»
Представленные аргументы:
– Рост атомной энергетики неизбежно ведёт к нагреву, а затем перегреву атмосферы и катастрофическим изменениям климата;
– Даже при идеальной работе АЭС загрязнение среды, пусть незначительное, неизбежно;
– Проблема захоронения возрастающего количества шлаков радиации не имеет надёжного решения;
– Не существует надёжного и безвредного способа добычи и переработки ядерного горючего и гарантированных безопасных способов его транспортирования;
– Накопление в атмосфере радиоактивных изотопов представляет угрозу для обитателей планеты;
– Закрытая сфера радиационной медицины не выполняет своих гражданских и профессиональных функций, скрывает региональные и глобальные последствия;
– Вред, приносимый окружающей среде в результате работы атомных реакторов;
– Создание ядерного оружия, приведшее к большому количеству человеческих жертв;
– Влияние радиации на наследственность;
– Отставание в развитии средств защиты от радиации;
– Проблема утилизации радиоактивных отходов;
– Огромное влияние человеческого фактора на безопасность большого количества людей.
Ход урока:
I. Оргмомент:
Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычайный урок – урок-дебаты.
Человек использует атомного ядра уже 50 лет. Это до сих пор гораздо сложнее, чем топить печку или сжигать бензин. Начинка ядерных электростанций сделана из того же материала, что и атомная бомба, и все эти годы нас не покидает интуитивное ощущение тревоги и недоверия.
Сегодня мы попытаемся ответить на вопросы:
1. Ядерная энергия – зло или благо?
2. Может ли мир прожить без ядерной энергии?
II. Представление презентаций.
Итак, мы начинаем наши дебаты с представления презентации утверждающей и отрицающей сторонами.
Команды представляют презентации. Идет обсуждение
1. Выступление «Сторонников». Аргументы «За»
2 . Выступление «Противников». Аргументы «Против».
III. Каждая группа, посовещавшись, дает свой ответ на вопросы:
1. Ядерная энергия – зло или благо?
2. Может ли мир прожить без ядерной энергии?
Перед подведением итогов оцените в предложенной анкете по пятибалльной шкале факторы, влияющие на безопасность применения ядерной энергии.
Каждый ученик получает анкету, затем на доске считаем общие баллы «за» и «против». Делаем вывод.
АНКЕТА
за |
Количество баллов |
Ядерная энергия: Выгодная, дешёвая, экономичная. |
|
Лечит, защищает. | |
Экологический вид энергии. | |
против | |
Ядерная энергия: Опасная, влияющая, смертельная. | |
Загрязняет, угрожает, | |
Существует угроза всему человечеству. |
Домашнее задание – Эссе «Перспективы развития ядерной энергии».
Е. Ф. Дюмина, МОУ Павловическая СОШ, Талдомский район, Московская область
Метки: Физика