Урок-соревнование «Знатоки электрических цепей»
Урок-соревнование «Знатоки электрических цепей»
Данное мероприятие проводится в 8 классе после изучения темы «Электрическая цепь и ее составляющие».
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Электрическая цепь и ее составные части. Схемы электрических цепей».
Вид урока: урок-соревнование «Знатоки электрических цепей».
Продолжительность: 45 минут
Цель урока: систематизировать и закрепить знания обучающихся по теме «Электрическая цепь и ее составные части».
Задачи урока:
образовательные:
– проверить степень владения обучающимися знаниями условных обозначений, применяемых на электрических схемах;
– сформировать умение читать электрические схемы; собирать электрические цепи по схеме; чертить электрические схемы по рисункам;
– обеспечить отработку полученных знаний и умений; совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня.
развивающие:
– создать условия для развития мышления (учить анализировать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
– создать условия для развития познавательного интереса и элементов творческой деятельности (интуиции, пространственного воображения, смекалки);
– создать условия для развития групповой самоорганизации;
– создать условия для развития коммуникативных способностей, умения логически излагать свои мысли.
воспитательные:
– воспитывать положительную мотивацию к изучению физики; культуру умственного труда;
– содействовать формированию у обучающихся умения совместной работы в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга; формирование способности эффективно использовать время на уроке;
– воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам одноклассников, уважительного отношения к мнению другого человека; личной ответственности за выполнение коллективной работы.
Диагностика умений и навыков:
К моменту проведения урока учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
1. Знают понятия «Электрический ток», «Источник тока», виды источников тока: их устройство и принцип работы;
2. Знают основные элементы электрической цепи и их условные обозначения на схемах;
3. Умеют читать и составлять простейшие электрические схемы.
Методы обучения: частично-поисковые, эвристические.
Форма организации учебной деятельности: коллективная.
Оборудование: учебник «Физика 8», А. В. Перышкин; дидактические материалы (пакеты с заданиями, карточки с условными обозначениями элементов на схемах); доска (интерактивная доска), мультимедийное обеспечение; приборы для сборки электрический цепи (3 комплекта): источник электропитания, резистор, лампочки – 2 шт. , ключ – 2 шт. , соединительные провода.
Структура урока:
№ | Этап урока | Содержание | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие участников соревнования; Пояснение порядка проведения мероприятия. |
5 мин |
2 | Повторение пройденного материала – разминка | Повторение условных обозначений, применяемых на схемах. | 7 мин |
3 | Проведение соревнования | Получение пакетов с заданиями; Выполнение заданий; Проверка правильности выполнения заданий. |
28 мин |
4 | Подведение итогов | Выводы по итогам соревнования; Оценивание работы на уроке. |
3 мин |
5 | Домашнее задание | Запись домашнего задания. | 2 мин |
Подготовка к мероприятию:
При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно изучают информацию §33 учебника, выучивают условные обозначения, применяемые на схемах (рис. 48), разбираются в правилах составления простейших электрических схем.
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель приветствует участников соревнований и делит класс на 3 группы-команды (по рядам). В течение 1 минуты группа выбирает себе название и девиз. По истечении отведенного времени, команды взаимно приветствуют друг друга.
Далее учитель поясняет правила проведения соревнования:
– Для проведения разминки команда должна представить одного участника – знатока условных обозначений, применяемых на схемах.
– После проведения разминки участники получают пакет, который содержит 7 заданий:
1) Кроссворд на знание условных обозначений, применяемых на схемах (Приложение 2);
2) Ребус – при расшифровывании которого должно получиться слово, имеющее отношение к электрическим явлениям (Приложение 3);
3) Домино (Приложение 4);
4) Задачи на умение объяснять принцип работы электрической цепи по схеме (Приложение 5);
5) Практическое задание по сборке электрической цепи из приборов, находящихся на столах учащихся (Приложение 6);
6) Задание на умение чертить схемы электрических цепей (Приложение 7);
7) Задачи на умение читать электрические схемы (Приложение 8).
– Полученные задания команда может выполнять как совместно, так и разделить их между участниками группы – продумайте, как рационально использовать отведенное время и способности участников.
– Команда, которая даст правильный ответ на любое из заданий первой получает жетон. По количеству набранных жетонов и можно дать оценку работы группы.
2. Повторение пройденного материала – разминка
Представители от каждой команды выходят к доске и получают задание. Из предложенных карточек (Приложение 1) выбрать:
Участник команды 1 ряда: все, что относится к источникам тока;
Участник команды 2 ряда: все, что относится к потребителям;
Участник команды 3 ряда: все, что относится к элементам управления и проводам.
По итогам разминки, участник, выбравший правильные карточки, получает 1 жетон для своей команды.
Примечание: если в классе есть интерактивная доска, то при проведении разминки можно воспользоваться ей. При этом карточки не распечатываются, а выводятся на экран.
3. Проведение соревнования
Команды получают пакеты с заданиями. При выполнении задания участники команды поднимают руку и сообщают свой ответ учителю. Команда, которая первая даст правильный ответ, получает жетон. Если ответ неправильный, другая команда может попробовать свои силы в ответе на этот вопрос.
4. Подведение итогов
Оценка работы учащихся, подсчет числа заработанных баллов (жетонов). Рефлексия: обсуждение мероприятия.
5. Домашнее задание
§33, упражнение 13
Задача: Придумайте схему электрической цепи, состоящую из источника тока, двух лампочек, кнопки, электрического звонка и переключателя. Цепь предназначена для вызова хозяина дома или для получения информации, что хозяина дома нет. Цепь должна работать следующим образом. Когда переключатель находится в одном из фиксированных положений, то нажатие на кнопку должно привести в действие звонок и лампочку, освещающую табло с надписью «Сейчас открою, подождите». Если же переключатель находится в другом фиксированном положении, то нажатие на кнопку должно привести в действие другую лампочку, помещенную под табло с надписью «Хозяина нет дома». Звонок при этом не должен сработать.
Литература:
1) Билимович Б. Ф. , Физические викторины в средней школе. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, перераб. – М. : Просвещение, 1977. – 159с. , ил.
2) Перышкин А. В. , Физика. 8кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений. – 7-е изд. , стереотип. – М. : Дрофа, 2009. – 191с. , ил.
3) Грачев А. В. , Погожин В. А. , Боков П. Ю. , Физика: 8 класс: рабочая тетрадь №2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана-Граф, 2011. – 96с. , ил.
4) ЦОР «1С: Образование 4. Дом: физика, 8кл», автор Ханнанов Н. К.
Е. А. Пешкова, МАОУ лицей № 82, г. Нижний Новгород
Метки: Физика