Урок решения задач по теме «Плотность вещества»
Урок решения задач по теме «Плотность вещества»
Для того чтобы повысить интерес к предмету, качественные и расчетные задачи составлены с привлечением материала о Санкт-Петербурге. Мультимедийная презентация позволяет совершить прогулку по известным местам города. Использование материала книги Я. И. Перельмана « Физика на каждом шагу» побуждает учащихся к чтению научно – популярной литературы.
Тип урока: Урок совершенствования умений и навыков.
Вид урока: Урок – тренинг
Цель урока: Закрепить умение решения задач на применение материала темы « плотность вещества».
Задачи урока:
Обучающие: Продолжить работу по закреплению умения решения задач.
Развивающие: Развить познавательный интерес к физике.
Воспитательные: Воспитание любви к нашему городу.
Оборудование: Мультимедиа-проектор
Подготовка: Подготовка презентации Приложение1, поурочная карта ( поурочные карты распечатываются в количестве 15 штук, из расчета на каждую парту) Приложение 2
Ход урока:
Этап 1: «Организационный»
Подготовить учащихся к работе на уроке, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку.
Этап 2: «Целеполагание»
Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой ее гранит…
Сегодня на уроке мы совершим путешествие по нашему городу. Посмотрим на знакомые с детства памятники с другой точки зрения – как на объекты, о которых можно составить задачу. И, конечно, решить ее.
Этап 3: «Проверка домашнего задания»
Задания | Организация работы |
Б) Медный шар имеет массу 840 г при объеме 120 см3. Сплошной этот шар или полый?
|
На доске два ученика решают задачи домашнего задания. По окончанию фронтальной работы комментируют решение и отвечают на вопросы. Вопросы: Определение: механическое движение, траектория, пройденный путь, скорость, инерция, плотность
|
|
Решают задачи, записывают в тетради букву правильного ответа, составляют ключевое слово «сфинкс». Ученикам, давшим правильный развернутый ответ, выдаются жетоны. Жетоны выдаются ученикам, если они дают правильные ответы или решают задачу без дополнительных вопросов, для того, что бы учитывать активность учеников с одной стороны и стимулировать их активность с другой. Оценка ставится по суммарному числу жетонов, полученных на нескольких уроках. Оценка «4» за 8 жетонов, оценка «5» за 10 жетонов. При решении задач можно выдавать от1 до 3 жетонов, в зависимости от сложности задачи.
|
Этап 4: «Решение задач»
Задания. | Организация работы
|
|
Задачи решаются по рядам: №1 – 1ряд, №2 – 2 ряд, №3 Учитель контролирует решение. Первые решившие от каждого ряда решают задачу на доске, комментируя ее. В тетрадях, по мере ответов вызванных учеников, должны быть решены все три задачи.
|
|
Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: "ГРОМ-КАМЕНЬ", название валуна, послужившего пьедесталом для конной статуи императора Петра I . Обнаружен в 1768 в лесу близ д. Конная Лахта местным жителем С. Г. Вишняковым (назывался "Г. -к. " потому что, по преданию, "громом" у него был отбит угол).
|
|
Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: Александрийский столп ничем не закреплён, держится своим весом. Долгое время петербуржцы боялись, что он упадёт. Для поддержания духа петербуржцев, Монферран, архитектор столпа, завёл привычку каждое утро прогуливаться вокруг него и делал это до самой смерти, почти 25 лет.
|
|
Перед каждой задачей небольшое вступительное слово: Дом занимательной науки – музей, открытый 15 октября 1935 г. в Ленинграде с целью популяризации научных знаний среди детей и взрослых. Активное участие в его создании принял Я. И. Перельман, который стал его первым директором.
|
Этап 5: «Домашнее задание»
- Повторить параграфы 20,21. (подготовится к проверочной работе)
- Типовой расчет «Плотность вещества». Типовой расчет является разновидностью индивидуального домашнего задания. Вариант ученика совпадает с его номером в журнале. Приложение3
Информационные источники:
- http://walkspb. ru/
- http://www. encspb. ru/
- http://dic. academic. ru/
- http://n-t. ru/ri/ms/dz09. htm
- Я. И. Перельман «Физика на каждом шагу» ООО «Издательство АСТ» 2008г.
Приложение 2.
Поурочная карта.
Схема «Что можно найти?»
- 1. Масса сфинкса из сиенита на Университетской набережной 23тонны. Найдите объем сфинкса, если плотность сиенита 2800 кг/м3.
- 2. Масса шидзы 2тонны. Каков объем ши-дзы, если плотность гранита 2600 кг/м3?
- 3. Самый маленький памятник в Санкт-Петербурге –бронзовый чижик – пыжик, объем которого 562см3. Какова масса памятника Чижику – пыжику, если плотность бронзы 8,9 г/см3?
- 4. Прочитайте отрывок: «Размеры камня (параллелепипед около 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину) и его вес (около 1 800 т!!!) внушали не только ужас, но и сомнения в том, что его можно сдвинуть с места, не говоря уже о перемещении по суше, а потом по воде – только так его можно было доставить на Сенатскую площадь!» Найдите примерную плотность гранита.
- 5. Прочитайте отрывок: «Александрийский столп (Александровская колонна). Памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Названа в честь императора Александра I. Сооружена в 1830-1834 годах. Архитектор – А. А. Монферран. В основание постамента забиты 1250 свай длиной по 6 метров. Общая высота Александрийской колонны – 47,5 метра, нижний диаметр – 3,66 метра, верхний диаметр – 3,19 метра, масса монолита колонны – около 600 тонн. » Найдите средний диаметр колонны. Считая диаметр колонны постоянным и равным среднему, найдите, какова примерная плотность гранита.
- 6. Задача Эдисона( из книги Я. И. Перельмана «Физика на каждом шагу»): «Представьте себя на необитаемом острове. Перед вами стоит огромная гранитная скала высотой 20 м, длиной 20 м и весом 20 т. Как вам сдвинуть ее с мест, если учесть, что на острове нет ничего, что могло бы помочь?»
- 7. Из книги Я. И. Перельмана «Математика на каждом шагу»: «Вы купили килограммовый моток медной проволоки диаметром 0,25 миллиметра. Как узнать длину проволоки?»
Приложение 3
Вариант 1
|
Вариант 2
|
Вариант 3
|
Вариант 4
|
Вариант 5
|
Вариант 6
|
Вариант 7
|
Вариант 8
|
Вариант 9
|
Вариант 10
|
Вариант 11
|
Вариант 12
|
Вариант 13
|
Вариант 14
|
Вариант 15
|
Вариант 16
|
Вариант 17
|
Вариант 18
|
Вариант 19
|
Вариант 20
|
Вариант 21
|
Вариант 22
|
Вариант 23
|
Вариант 24
|
Вариант 25
|
Вариант 26
|
Вариант 27
|
Вариант 28
|
Вариант 29
|
Вариант 30
|
Н. Л. Шайер, ГОУ лицей № 369, . Санкт-Петербург
Метки: Физика