Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Физическая викторина

Физическая викторина

Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.

Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.

Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели занимательной физики или наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий должна учитывать следующие моменты.

Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.

Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего . Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.

Главная задача не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.

Цели: обобщение и углубление знаний по физике

Задачи:

Образовательные:

– Повторить, систематизировать знания учащихся;

  • Расширять кругозор учащихся по предмету;
  • Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.

Воспитательные:

  • Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
  • Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
  • Воспитывать инициативность и активность,
  • Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.

Развивающие:

  • В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
  • Развить способности логического мышления учащихся;
  • Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
  • Развивать память, внимание
  • Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями два зеркала, два набора для собирания электрической цепи (лампочки, источники питания, ключи, набор соединительных проводов).

Аннотация.

Викторина по физике проводится между двумя группами первого курса. Формируются команды по 6 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.

Ход мероприятия.

1. Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.

2. Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.

Вопросы первого тура:

1. Единица измерения массы драгоценных камней.

2. Объем 1 кг воды?

3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?

4. Какая планета самая большая?

5. Общее название 12 созвездий?

6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?

7. Где край света?

8. Каким прибором измеряют атмосферное давление?

9. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?

10. Какой прибор служит для измерения скорости?

11. Кто является изобретателем радио?

12. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.

13. Если это есть, ума не надо

14. Специфическая единица измерения объема нефти?

15. Чему равен 1 пуд ?

3. Второй раунд. Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.

Вопросы второго тура:

Ø для его измерения используется повторяющийся физический процесс

Ø основная единица измерения – секунда;

Ø делу это – потехе час.

(время)

– действует на дно и стенки сосуда

– увеличивается с глубиной:

– нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)

• Происходит при определенной температуре

• и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;

• интенсивное парообразование с поверхности жидкости.

(испарение)

  • Можем притягивать и отталкивать
  • бывает и красного, и синего цвета;
  • у него два полюса

(магнит)

v Обладают хорошей теплопроводностью

v хорошо проводят ток;

v железо, никель, алюминий

(металлы)

Ø Мера инертности тела

Ø основная единица измерения – килограмм;

Ø у бегемота больше, чем у осла

(масса)

  • Скорость выполнения работы
  • важнейшая характеристика всех двигателей;

o у КамАЗа больше, чем у ВАЗа

(мощность)

• Их основная часть – стержень – коромысло

• бывают лабораторные, технические, медицинские;

• помощник продавца

(весы)

• Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.

• Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.

• У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.

(скорость)

v Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.

v Она не вещь и не сохраняется.

v «Давай поборемся», – говорят те, у кого ее много.

(сила)

  • Оно изменяется с изменением погоды.
  • Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
  • Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.

(давление)

  • Она большая у полных и высоких людей, малая – у худых и маленьких.
  • Но у всех она направлена в одну точку.
  • Эта величина – векторная. А точка находится в центре Земли

(сила тяжести)

Ø Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.

Ø От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.

Ø А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.

(энергия)

• Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.

• Ее весь день определяют продавцы.

• Эта величина скалярная, а не векторная.

(масса)

  1. Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)

РЕНАВЕ

НУПЛОТ

ТЮРЕПИ

МЕЛЯЗ

НОСЦЕЛ

  1. Четвертый раунд. Нужно с помощью зеркала отгадать 15 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (За каждое слово один балл)
  2. Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).

«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».

  1. Шестой раунд. Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)
  2. Подведение итогов мероприятия. Объявление победителя. Обсуждение спорных вопросов.

Н. И. Дудина, ГБОУ СПО Ликино-Дулевский индустриальный техникум, Московская область

Метки: Физика