Физическая викторина
Физическая викторина
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного мероприятия даёт учащимся возможность проявить смекалку, творческую активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят, полученные на уроках.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели занимательной физики или наук связанных с ней. Подготовка таких мероприятий должна учитывать следующие моменты.
Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель – стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения всего . Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного – познавательной ценности.
Главная задача не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быт воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, уже интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.
Цели: обобщение и углубление знаний по физике
Задачи:
Образовательные:
– Повторить, систематизировать знания учащихся;
- Расширять кругозор учащихся по предмету;
- Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Воспитательные:
- Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
- Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность, толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
- Воспитывать инициативность и активность,
- Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Развивающие:
- В игровой форме развить у учащихся интерес к физике;
- Развить способности логического мышления учащихся;
- Развить интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- Развивать память, внимание
- Развивать у учащихся коммуникативно-игровые способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для ответов, карточки с заданиями два зеркала, два набора для собирания электрической цепи (лампочки, источники питания, ключи, набор соединительных проводов).
Аннотация.
Викторина по физике проводится между двумя группами первого курса. Формируются команды по 6 человек. Мероприятие рассчитано на 40-45 минут.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент. Объяснение темы и смысла мероприятия.
2. Первый раунд. Обеим командам предоставляется 15 вопросов (слайд 3-17). На каждый вопрос отводится 20 секунд, ответы команды записывают в специальных бланках. За каждый правильный ответ начисляется по одному баллу.
Вопросы первого тура:
1. Единица измерения массы драгоценных камней.
2. Объем 1 кг воды?
3. Бежала тройка лошадей. Каждая лошадь пробежала 5 км. Сколько километров проехал ямщик?
4. Какая планета самая большая?
5. Общее название 12 созвездий?
6. Когда килограммовая гиря имеет большую массу: летом или зимой?
7. Где край света?
8. Каким прибором измеряют атмосферное давление?
9. Где пароход глубже погружается в воду: в реке или в море?
10. Какой прибор служит для измерения скорости?
11. Кто является изобретателем радио?
12. Говорят, что оно течет, как река, только в одном направлении.
13. Если это есть, ума не надо
14. Специфическая единица измерения объема нефти?
15. Чему равен 1 пуд ?
3. Второй раунд. Обеим командам нужно угадать физическое понятие, выслушав три подсказки-определения (слайд 19-32). Если команда отгадывает понятие после первой подсказки, то она получает три балла, после второй – два, а после третьей 1 балл. Ответ принимается у той команды, которая быстрее подняла руку.
Вопросы второго тура:
Ø для его измерения используется повторяющийся физический процесс
Ø основная единица измерения – секунда;
Ø делу это – потехе час.
(время)
– действует на дно и стенки сосуда
– увеличивается с глубиной:
– нужно, чтоб прикрепить что-нибудь кнопкой (давление)
• Происходит при определенной температуре
• и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
• интенсивное парообразование с поверхности жидкости.
(испарение)
- Можем притягивать и отталкивать
- бывает и красного, и синего цвета;
- у него два полюса
(магнит)
v Обладают хорошей теплопроводностью
v хорошо проводят ток;
v железо, никель, алюминий
(металлы)
Ø Мера инертности тела
Ø основная единица измерения – килограмм;
Ø у бегемота больше, чем у осла
(масса)
- Скорость выполнения работы
- важнейшая характеристика всех двигателей;
o у КамАЗа больше, чем у ВАЗа
(мощность)
• Их основная часть – стержень – коромысло
• бывают лабораторные, технические, медицинские;
• помощник продавца
(весы)
• Ее у нас нет, когда мы спим, нет на большинстве уроков.
• Но она есть на перемене и на уроках физкультуры.
• У птиц она больше, чем у человека, еще больше у ракеты.
(скорость)
v Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин ее больше, у женщин и детей меньше. Ее совсем мало у больных.
v Она не вещь и не сохраняется.
v «Давай поборемся», – говорят те, у кого ее много.
(сила)
- Оно изменяется с изменением погоды.
- Если оно мало, то большинство больных пожилых людей чувствует себя плохо; если же оно очень-очень мало, то из носа может пойти кровь.
- Прибор для его измерения используют на уроках географии и физики.
(давление)
- Она большая у полных и высоких людей, малая – у худых и маленьких.
- Но у всех она направлена в одну точку.
- Эта величина – векторная. А точка находится в центре Земли
(сила тяжести)
Ø Она имеется у всех. Уменьшается при работе. Если вы съедите сникерс, она у вас прибавится. Весами и линейкой ее не измерить.
Ø От одинаковых сникерсов она прибавится у всех одинаково: и высоких людей, и у маленьких, и у девочек, и у мальчиков.
Ø А если вместо сникерса съесть картошку, то прибавка будет меньше.
(энергия)
• Она имеется у всех. Если человека долго не кормить, то она уменьшается.
• Ее весь день определяют продавцы.
• Эта величина скалярная, а не векторная.
(масса)
- Третий раунд. 3 балла получает команда, которая из 5 слов, написанных на листе, найдет слово, которое не является названием планеты (слова закодированы)
РЕНАВЕ
НУПЛОТ
ТЮРЕПИ
МЕЛЯЗ
НОСЦЕЛ
- Четвертый раунд. Нужно с помощью зеркала отгадать 15 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (За каждое слово один балл)
- Пятый раунд. В истории, в которой нарочно перепутаны все единицы измерения, нужно справить ошибки, правильно расставить единицы измерения. (3 балла той команде, которая быстрее).
«Я встал пораньше, в 4 кг утра. Позавтракав плотно, выпил 1 километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него немалое – 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 5 литров в час. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую: длинной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха».
- Шестой раунд. Собрать электрическую цепь на скорость. Выигрывает та команда, у которой быстрее загорится лампочка. (Участвует один человек из команды, 5 баллов)
- Подведение итогов мероприятия. Объявление победителя. Обсуждение спорных вопросов.
Н. И. Дудина, ГБОУ СПО Ликино-Дулевский индустриальный техникум, Московская область
Метки: Физика