Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: «Механическая работа»

Тема: «Механическая работа»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием «механическая работа», выяснить физический смысл данной величины;
  • развить физическое мышление учащихся, формировать умение логически рассуждать, обобщать, анализировать;
  • закрепить полученные знания на решении различного вида задач;
  • воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу.

Оборудование:

  • мультимедиапроектор;

Оснащение урока:

– карточки для индивидуальной работы:

  • формулы,
  • рисунок «Движение лыжника»,
  • задачи;

– слайды к уроку, подготовленные в программе MicrosoftOfficePowerPoint

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение материала по теме «Силы»:
    • индивидуальная работа;
    • фронтальная работа (кроссворд).
  3. Изучение нового материала (в форме беседы):
  • введение понятия «механическая работа», формулы для расчёта работы, единиц измерения;
  1. Закрепление изученного материала.
  • решение качественных и расчётных задач;
  • с/р в форме теста.
  1. Итог урока и д/з.
  2. Рефлексия.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент.

Вхожу в класс, приветствую учащихся, отмечаю отсутствующих.

Ребята, помните ли вы стихотворение В. В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строки: «У меня растут года, будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?

Все работы хороши, выбирай на вкус!»

А что такое работа? Об этом мы сегодня поговорим с точки зрения физики.

Учитель сообщает тему урока. (слайд1)

Ребята, глядя на тему, скажите, что вы сегодня можете узнать, чему можете научиться?

Давайте сравним ваши предположениями с мною поставленными целями. (слайд2)

Ответы детей.

Познакомимся с новой физической величиной, узнаем её единицу измерения и её обозначение, узнаем, от каких величин она зависит, научимся её находить.

2. Повторение материала по теме «Силы».

Какие силы вы знаете?

Какова единица измерения сил?

Задание 1 (работа на магнитной доске): «Из предложенных формул выберите правильные формулы для расчёта сил».

Fт = mg Fт = mρ
Fупр = – kx Fупр = – km
P = mV P = mg

Дайте определение веса тела?

Задание 2: «Рассмотрите рисунок. Подумайте, какие силы могут действовать на тело? Куда эти силы направлены?» ( ЛЫЖНИК)Приложение1

Покажи схематически эти силы.

Задание 3 (работа на магнитной доске): «Найдите соответствие физической величины и единицы измерения в системе СИ».

F t V g Н Н/кг см г
S P m кг м Н кг км/ч

Индивидуальная работа ( нескольким учащимся): «Найдите объём ледяной глыбы, на которую действует сила тяжести, равная 27 кН, если плотность льда равна 900 кг/м

С остальными фронтальная работа.

Для изучения новой темы нам необходимо повторить ряд понятий.

Задание: Отвечаем на вопросы кроссворда.

1. Процесс изменения положения тела в пространстве.

2. Что характеризует быстроту движения?

3. Физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тел.

4. Взаимодействие, препятствующее движению одного тела по поверхности другого.

5. Сила, с которой Земля действует на тела.

6. Сила, возникающая при деформации тела.

Из красных букв составьте слово, обозначающее ещё одну силу.

Мы вспомнили все силы, которые изучались ранее. Эти знания нам помогут сегодня для введения новой физической величины, которая неразрывно связана с понятием действующей силы.

И эта физическая величина – механическая работа.

Сила тяги, сила тяжести, сила упругости, вес.

1 ньютон.

Fт = mg

Fупр = – kx

P = mg

Это сила, с которой тело действует на опору или подвес.

Вес тела, сила тяжести, сила трения

Ребёнок делает схематический рисунок.

Дети решают задачу на листике.

Движение

Скорость

Сила

Трение

Тяжести

Упругости

ВЕС

3. Объяснение нового материала.

Как вы думаете, что такое работа? Приведите примеры работы!

Начиная с 1826 года, когда французский ученый Ж. Понселе ввёл понятие работы, под этим словом стали понимать ещё и определённую физическую величину.

ВВЕДЁМ ОБОЗНАЧЕНИЕ: А – работа (слайд3)

Как вы думаете, когда совершается работа, с точки зрения физики?

Что будет происходить под действием этой силы?

Какой вывод можно сделать, какие два условия необходимы для того, чтобы работа совершалась?

Как же рассчитать работу?! Понселе сформулировал правила для расчёта работы (мы рассматриваем частные случаи – когда сила приложена горизонтально или вертикально)( слайд4)

  • Пусть к телу приложена сила, направленная вправо, тело тоже движется вправо, тогда работу этой силы можно найти по формуле: А=F*S(положительная работа)

Подумайте, какая сила может совершать положительную работу?

  • Пусть тело движется вправо, а сила, приложенная к телу, направлена влево, тогда работа этой силы равна: А= – F*S (сила совершает отрицательную работу)

Подумайте, какая сила может совершать отрицательную работу?

  • Если на тело действует сила, направленная перпендикулярно перемещению, то эта сила никакой работы не совершает. А=0

Другими словами, А=0, если тело находится в покое или движется по инерции.

Посмотрите на формулы для расчёта силы, и скажите, от чего зависит работа?

Физическую величину ввели! Обозначение! Формулу! Что ещё необходимо знать у физической величины?

Единица измерения работы – Джоуль, в честь английского физика – Дж. Джоуля. (слайд 5)

1 Дж – эта работа, совершаемая силой в 1Н при перемещении тела на 1м.

Ответы учеников

А– работа

Прежде всего, к телу должна быть приложена сила.

Тело будет перемещаться.

Первое условие совершения работы – наличие силы, действующей на тело. Второе условие – тело должно двигаться (перемещаться), только тогда совершается работа в обычном понимании.

Сила тяги, сила тяжести при падении тела с высоты.

Сила трения, сила тяжести при подъёме тела и т. д.

Чем больше сила и путь, пройденный в направлении действия силы, тем больше работа, совершаемая данной силой.

Единицу измерения.

4. Закрепление нового материала.

Попробуем применить наши знания на практике.

Решение задач (все вместе):

1. На рисунке изображены три бруска, первый – покоится, второй – движется по инерции без трения, третий – движется под действием силы F (трение отсутствует). В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре? ( слайд 6)

2. Какую работу совершает сила тяжести при движении шарика по гладкой горизонтальной опоре? Рисунок

3. Посмотрите на рисунок. Какая сила совершает положительную работу, отрицательную и равную нулю?

( слайд7)

4. Упр. 28 №3

А теперь давайте проверим, как вы усвоили понятие механической работы.

Cоставьте из полученных слов определение работы:

(Работа, прямо, пути, механическая, пропорциональна, силе, пропорциональна приложенной, пройденному, прямо, и).

Вам предлагается решить тест. Приложение 2.

Обменяйтесь листиками и проверьте друг друга (взаимопроверка).

( слайд8)

В третьем, так как в 1 и 2 случае работа равна 0.

А=о

Работа силы тяж положительная

Работа силы сопротивления воздуха отрицательная

Работа силы упругости=0

А=300 кДж

Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути.

5. Подведение итогов, выставление оценок

6. Рефлексия.

7. Постановка домашнего задания.

Что мы сегодня узнали на уроке?

А ещё, я думаю, вам стало понятно, что не всякая совершённая работа бывает полезной.

Поднимите руки, кто из вас совершил полезную работу на сегодняшнем уроке!

П. 52, упр. 28 № 1, 2.

Новую физическую величину, её обозначение, единицу измерения.

Дети поднимают руки.

И. Н. Воронина, МКОУ СОШ № 3, г. Волжский, Волгоградская область

Метки: Физика