Тема урока: Простые механизмы. Условие равновесия рычага
Тема урока: Простые механизмы. Условие равновесия рычага
Цели урока:
1. Познакомиться с принципом действия и назначением простых механизмов.
2. Расмотреть разновидности и применение простых механизмов.
3. Выяснить условие равновесия рычага.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1. Организационный момент |
Приветствую детей, настраиваю их на рабочий лад. На краю стола находятся инструктивные карты. Возьмите их, подпишите и напишите вариант. Прошу вас отметить своё настроение на данный момент. |
Знакомятся с картой, подписывают их. Отмечают своё настроение на начало урока. |
Личностные: стремление приобретать новые знания. Познавательные: формирование умения регулировать учебную деятельность через работу с инструктивной картой |
2. Проверка домашнего задания |
Переходим к проверке домашнего задания. Ответьте на вопросы теста, используя карту урока. Поменяйтесь с соседом по парте, проверьте (слайд 1) правильность его ответов и поставьте оценку за тест. Кто получил пятёрки, поднимите руки. Молодцы! У кого оценка получилась ни такой высокой? Как ты думаешь почему? |
Работа с тестами. Взаимопроверка и оценивание по заданному образцу ответов. Дети поднимают руки. Не разобрался до конца в теме. Не научился решать задачи, не выучил формулы, обозначения физических величин, их единицы измерения. |
Регулятивные: – умение работать по плану; – умение оценивать свою деятельность с целью осознания того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить. |
3. Постановка проблемы. 4. Постановка цели урока. |
У каждого на столе лежит спичка. Разломите спичку пополам, получившиеся части снова разделите пополам и так продолжайте ломать спичку всё на более мелкие кусочки. Почему мелкие кусочки труднее ломать, чем большие? Более точно мы ответим на этот вопрос в конце урока, тема которого «Простые механизмы. Условие равновесия рычага». (слайд 2) Как вы думаете, глядя на тему урока, с чем вы на нём познакомитесь? Давайте посмотрим, совпали ваши доводы с моими. (слайд 3) |
Дети дают всевозможные ответы: неудобно, нужна большая сила. Дети записывают тему урока в тетради. С понятием простых механизмов, их разновидностями, где они применяются, выясним условие равновесия рычага. |
Познавательные: формирование умения выдвигать гипотезы и формулировать проблему. |
5. Изучение нового материала. |
С древних времен для облегчения своего труда человек использует простые механизмы. Приспособления, служащие для преобразования силы называют простыми механизмами. (слайд 4)
Основным назначением простых механизмов является:
Простые механизмы можно найти почти в любых сложных машинах и механизмах. К ним относятся:
Итак, какие два вида простых механизмов вы увидели? Какие у них разновидности? Начертите себе следующую схему в тетрадь (слайд10) Где мы ещё встречаемся с такими видами простейших механизмов? Используемые человеком механизмы могут быть устроены очень сложно, однако для понимания их работы достаточно изучить простые механизмы – рычаг и наклонная плоскость. Мы с вами подробнее остановимся на рычаге. Ещё до нашей эры люди стали использовать рычаги (слайд 11). Рычаг – это твёрдое тело, которое может вращаться вокруг неподвижной оси.
Как вы думаете, что можно использовать в качестве рычага? Вы видите на демонстрационном столе учебный рычаг. Подвешу к одному из его краёв 2 груза. Сколько грузов мне необходимо подвесить с другого его края, чтобы он находился в равновесии? Я могу их расположить в любом месте? Верно, а точка, от которой мы производим отсчёт называется точкой опоры. Кротчайшее расстояние между точкой опоры и прямой, вдоль которой действует сила, называется плечом силы.
А могу ли я уравновесить рычаг, но другим количеством грузов. Например 1? Как же мне это сделать? Верно, чтобы уравновесить рычаг, я должна увеличить плечо. Схематически это можно изобразить следующим образом. (слайд 12) Зарисуйте себе в тетрадь эту схему, введя следующие обозначения: l – плечи сил, F – приложенные силы. Итак, что нужно сделать для того, чтобы уравновесить рычаг меньшей силой? Правильно. Как в алгебре называют такую зависимость величин? Т. е. мы получаем: F1 l2 F2 l1 Эта формула показывает, что рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил. Запишите это условие в тетрадь. Оцените свою деятельность в карте. |
Записывают определение простых механизмов в тетрадь. Дети знакомятся с простыми механизмами при помощи презентации. Наклонная плоскость и рычаг. Их разновидности: клин и винт, ворот и блок. Чертят в тетрадь схему. В производстве, технике, быту, при строительстве, в хозяйстве _______________ Лом, доска, палка и другие всевозможные предметы. Необходимо подвесить такое же количество грузов. Нет. На таком же расстоянии. Да, это возможно. Нельзя. Разместить груз ближе к точке опоры. Дети рисую себе в тетрадь чертёж. Нужно, чтобы плечо меньшей силы превышало плечо большей силы. Обратная зависимость. Рычаг находится в равновесии, если силы, действующие на него обратно пропорциональны плечам этих сил. Работа с картой и самооценивание |
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: сознавать познавательную задачу. |
6. Зарядка для глаз | (слайд 13) | Дети выполняют упражнения | |
7. Экспериментальное задание. (работа в группах) |
Проверим условие равновесия рычага экспериментально. У каждой группы есть по рычагу с грузами. Рычаг был уравновешен и к нему были подвешены грузы. Перед вами стоит задача уравновесить его, имеющимися грузами, снять измерения и записать в таблицу, которую вы найдёте в карте урока. Давайте проверим, правильно ли вы произвели измерения и действительно ваш рычаг находился в равновесии. Подставим значения в условие равновесия рычага. Оцените свою работу по критериям в рабочей карте урока. |
Работаю в группе, измеряют, снимают размеры, заполняют таблицу Представители групп, выходят к доске и проверяют правильность свих измерений. Дети оценивают свою работу в группе. |
Личностные: умение работать в парах, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения. |
8. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания |
Вернёмся к задаче со спичкой. Кто теперь сможет ответить, почему мелкие части труднее ломать, чем крупные? Итак, давайте подведём итоги урока. С какими новыми понятиями вы познакомились? Простой механизм – рычаг обладает важным свойством, поэтому имеет широкое применение. Приведите примеры простых механизмов, с которыми вы встречались в быту, технике. (слайд 14) Скажу вам больше, человеческое тело тоже рычажный механизм. Как вы думаете, какие части тела могут свободно двигаться? (слайд 15)
Запишите домашнее задание из карты в дневник. |
При разломе спички её длина уменьшилась вдвое. Плечо рычага прикладываемой силы уменьшилось, и ломать спичку стало труднее. Рычаг, ворот, клин, винт, наклонная плоскость. Познакомились с условием равновесия рычага. Ножницы, тормоз, качели. Кости конечностей, нижняя челюсть, фаланги пальцев. §55, 56 |
Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с целью осознания того, что уже усвоено, и что ещё нужно усвоить. |
9. Рефлексия. |
Отметьте в рабочих картах урока своё настроение в конце урока. Не забудьте себя оценить и сдать мне инструктивные карты. |
Задания для групп
Группа 1.
К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении 1 – 3(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.
Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.
Группа 2.
К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении 2 – 3(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.
Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.
Группа 3.
К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении 1 – 4(количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.
Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.
Группа 4.
К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении 2 – 4 (количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.
Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.
Группа 5.
К уравновешенному рычагу приложите силы в соотношении 4 – 3 (количество грузов). Произведите измерения и заполните таблицу в рабочей карте урока.
Проверьте условие равновесия рычага для своей экспериментальной установки.
И. Н. Воронина, МКОУ СОШ № 3, г. Волжский, Волгоградская область
Метки: Физика