ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ СССР В СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЭПОХИ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ: РЕСУРСЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Аннотация. На основе данных о культурных связях между СССР и США в годы Холодной войны анализируются специфика «содержательных» и «технических» ресурсов советской публичной (культурной) дипломатии, а также ключевые параметры ее эффективности. Показано, что главная политическая цель советской публичной дипломатии до 1985 г. состояла в идеологической победе над США в условиях мирного сосуществования. Идеологическое «вооружение», использовавшееся советской стороной для достижения этой цели, представляли собой ценности коллективизма, гуманности, подлинной свободы, экономической мощи, благосостояния для простых тружеников, интернационализма, миролюбивой внешней политики. Организация советских культурных связей с США в годы Холодной войны традиционно опиралась на государственное и плановое начало. При этом общие организационные издержки советской публичной дипломатии усугублялись в связи с «неудобностью» США как объекта культурно-информационного воздействия. Ключевыми показателям слабой эффективности публичной дипломатии СССР в советско-американских отношениях 1945-1989 гг. стали сравнительная непопулярность советской культурной продукции, а также фактическое поражение СССР в идеологическом противостоянии с Западом.
Ключевые слова: СССР, США, Холодная война, публичная дипломатия, культурная дипломатия, ресурсы, эффективность
Метки: Политология