Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Семинар для педагогов школы "Раздельное обучение мальчиков и девочек". Ч. 1

Семинар для педагогов школы "Раздельное обучение мальчиков и девочек". Ч. 1 Вводная часть:

Вот уже много лет существуют в нашей школе кадетские взвода и Мариинские классы и очень хочется, чтобы это разделение не было чисто механическим, а действительно учитывались природные психофизиологические особенности и различия мальчиков и девочек.

Перед коллективом нашей школы стоит цель:

– обеспечение, через оптимизацию форм и методов работы, эффективной стратегии развития мальчиков и девочек, наиболее полное интеллектуальное, познавательное, психологическое и личностное развитие детей; создание психологически комфортной обучающей среды.

Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи:

– Установить какое влияние на умственное развитие, эмоционально-волевую и личностную сферы учащихся может оказать раздельное обучение, учитывающие индивидуально-психологические и половые различия мальчиков и девочек.

– Проверить, не оказывает ли разделение класса негативного влияния на взаимоотношения учащихся, а так же на общую психологическую атмосферу в классе.

Сегодня мы проведем традиционный интенсифицированный педагогический совет, в форме: семинара-практикума по теме

Раздельное обучение мальчиков и девочек

Цель работы:

– выделение особенностей организации педагогической деятельности в работе с девочками и мальчиками, что будет способствовать наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей учащихся, в соответствии с половыми психофизиологическими особенностями в рамках единого непрерывного педагогического процесса.

Задачи:

– Провести сравнительный анализ отличительных особенностей девочек и мальчиков;

– Повысить профессиональную компетентность педагогов, способных качественно выработать и использовать на практике новые подходы и методы раздельного обучения.

I. Диалог с учителями

– Коллеги, перечислите качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать идеальный ученик? (Желание учиться, внимательность, трудолюбие, воспитанность, усидчивость).

– Какие качества вы хотели бы видеть у юношей окончивших школу? (Умение принимать самостоятельные решения, быть уверенными в собственных силах, быть целеустремленными, нести ответственность за свои решения, иметь собственное мнение, быть надежными и мужественными).

– Какие качества вы хотели бы видеть у девушек окончивших школу?

(Коммуникабельных, умеющими ладить с людьми, женственными, мягкими, добрыми, скромными, гордыми, с чувством собственного достоинства).

Значит, мы хотим видеть и учить усидчивых, дисциплинированных, покорных учеников, а получить на выходе из школы умеющих принимать самостоятельные решения, уверенных в своих силах, да еще мужественных юношей и женственных девушек. Из бесполых «учеников» не вырастают настоящие мужчины и настоящие женщины – такие, какими бы мы хотели видеть наших детей, коллег и знакомых и тех людей, с которыми сводит нас жизнь.

Для того чтобы наше общество нормально развивалось, нам нужны самостоятельные, умеющие принимать решения, надежные мужчины и женщины, обладающие всеми преимуществами, которыми природа дала каждому из полов, уважающими себя и ценящими свою половую принадлежность. А для этого необходимо научиться учить не просто школьников, а мальчиков и девочек.

II. Вступление

В последние годы в отечественной педагогической науке появилась и начала набирать силу тенденция гуманизации учебно – воспитательного процесса. Мировое педагогическое сообщество объявило гуманизм основополагающим принципом социального прогресса и главной тенденцией развития образования. Внедрение и развитие раздельного обучения выступает как средство гуманизации системы образования.

Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности через группирование учащихся по этим особенностям и различное построение учебного процесса. В половой дифференциации обучения основанием для разделения является психологические, нейрофизиологические особенности и особенности социального поведения учащихся разного пола. Дифференциация обучения с учетом половых различий предполагает несколько аспектов характеристики – это биологический пол, полоролевые стереотипы, полоролевые нормы, полоролевая идентичность.

В качестве педагогических, психологических и физиологических оснований для раздельного обучения выделяют отличительные особенности мальчиков и девочек в следующих сферах:

– Организация мозга;

– Межполушарное взаимодействия;

– Скорость формирования центральной нервной системы;

– Отношение к школе и учебе;

– Пространственные, вербальные, математические способности;

– Ориентация на взаимоотношения и получение информации;

– Выполнение задач шаблонного или нового типа;

– Утомляемость;

– Неоднородность учебных успехов в течение года;

– Мышление, внимание, память;

– Отношение к оценке результатов труда;

– Причины неуспеваемости;

– Предпочтение предметов.

При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Дети разного пола двигаются к намеченной цели различными путями. Они равны, но не одинаковы. В свете борьбы за индивидуализацию, дифференциацию, гуманизацию, свободу образования эти выводы вполне законны. Как считается в современной педагогике, только через индивидуальный подход можно добиться наиболее полноценного развития личности ребенка. Гендерно обусловленные индивидуальные особенности детей, безусловно, заслуживают внимания учителей, заинтересованных в формировании всесторонне развитой личности. Гуманизация подразумевает учет потребностей и запросов каждого ребенка, соблюдение его прав на адекватное его особенностям поведение педагога. Наиболее удобно соблюдать этот принцип при создании однополых учебных коллективов, позволяющих не только учителям ориентироваться на определенный пол, но и детям находиться в более комфортных с психологической точки зрения условиях.

Наша задача определение наиболее эффективных приемов и методов обучения и воспитания с учетом знаний о психофизиологических отличительных особенностях мальчиков и девочек, создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих учащимся успешно развиваться в системе социальных отношений, повысить самооценку, понять свои специфические полообусловленные психофизиологические особенности. Также развитие и распространение раздельного обучения может стать одним из средств борьбы с моральным разложением общества, получающим начало в период обучения в школе, особенно в период переходного возраста.

Преимущества раздельного обучения:

– Более полная индивидуализация и гуманизация образования;

– Сосредоточенность на учебном процессе;

– Отсутствие отвлекающих факторов;

– Учет психологических и физиологических особенностей учащихся при построении учебного процесса;

– Психологический комфорт для учителя и учащихся;

– Раскрепощенность;

– Развитие лидерских качеств;

– Улучшение дисциплины, отношения к учебе и школе;

– Выработка правильного отношения к вопросам брака;

– Улучшение отношения к противоположному полу;

– Освобождение от стереотипов традиционно «мужских» или «женских» предметов.

III. Сообщение результатов проведенных исследований

Была проведена исследовательская работа с учащимися 7 и 8 классов.

6. Проводилось изучение основных тенденций и ценностей подростков.

Детям был предложен ряд животных, каждый ребенок должен сделать выбор, каким животным хотел бы стать, если бы мог в него превратиться, и почему.

Вот представлен список животных, с которыми учащиеся могли себя идентифицировать и их характеристика.

идентификация

«характеристика»

мышь

Выбирается в исключительных случаях, обоснования выбора содержат признаки общей неприспосабливаемости, нарушения социализации.

червяк

Выбирается в исключительных случаях.

змея

Потребность в значительной агрессивности или ответная, резко оборонительная позиция.

заяц

Выбирается по причине подвижности, потребность в движениях, активности. Потребность вызывать удивление, быть красивым, потребность свободы.

орел

Потребность в свободе, в доминировании, частично агрессивная и защитная позиция. Потребность быть полезным, признание исключительности.

тигр

Потребность в физической силе, исключительно агрессивная позиция, потребность нападать, вмешиваться, уничтожать, потребность вызывать чувство страха.

лев

Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости, потребность в силе, потребность в свободе, независимости.

олененок

Потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным, потребность в безопасности, материнской защите.

собака

Потребность быть полезным, помогать людям, заботится о других, защищать, охранять. Потребность в красивом виде, быть смелым, агрессивная позиция или защитная позиция, потребность в безопасности, защите, доме, чувствительности.

кошка

Потребность быть полезным, привлекательным, красивым. Потребность в ласке, защите. Потребность в безопасности, доме.

птичка

Потребность свободы, независимости, в уверенности, избегать опасности. Потребность приносить радость, во впечатлениях, в познании.

обезьяна

Потребность в физической ловкости, радости движения, игривости, активности. «Клоунская» позиция, потребность быть на виду, быть милым, привлекательным.

идентификация

7 «г»

девочки

%

7 «б»

мальчики

%

8 «в»

девочки

%

8 «а»

мальчики

%

мышь

0

1

0

0

червяк

0

0

0

0

змея

3

7

3

5

заяц

7

1

5

2

орел

9

31

19

27

тигр

3

19

8

23

лев

11

23

5

25

олененок

10

0

8

1

собака

15

1

10

6

кошка

26

10

28

4

птичка

13

3

12

5

обезьяна

1

3

0

1

Объяснения детей своего выбора

девочки

мальчики

кошка

Мягкая, ласковая, внимательная. С виду белая, пушистая, но в нужный момент может выпустить когти. Не прикосновенная, это частичка женственности

Свободная, добрая, умная, шустрая. Выбрал потому, что ей не надо ничего делать.

собака

Добрая, ласковая, друг, дружба.

олененок

Слабый, беззащитный, нежный, интересный, загадочный, аккуратный.

орел

Умеет постоять за себя, независимый, гордый, добивается своей цели.

Легкий в работе, гордый, мудрый.

птица

Доверчивая, изящная, вольная.

Свобода.

тигр

Красивый, спокойный, гордый.

Кровожадный, красивый, сильный, быстрый, мощный.

лев

Беспощадный, сильный, мужественный, отважный.

Мы ярко видим что, что основные тенденции и ценности мальчиков и девочек различны.

7. Методика диагностики типа школьной мотивации

Проблема школьной мотивации – один из краеугольных камней в современном образовании. Учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить, а что же все-таки способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтобы преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6 – 8-х классах.

Школьная мотивация дифференцирована на множество разных типов, и суть данной методики в том, чтобы выявить преобладающий тип мотивации для девочек и мальчиков – то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим.

Детям было предложено ответить на вопросы касающихся учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке, при ответе «да» начислялся 1 балл, при ответе «нет» – 0, то есть баллы не начислялись. Подсчитывалась сумма баллов в каждом столбце:

При этом каждый столбец соответствует определенной шкале:

1-й столбец – шкала 1а

2-й столбец – шкала 1б

3-й столбец – шкала 2

4-й столбец – шкала 3

5-й столбец – шкала 4а

6-й столбец – шкала 4б

7-й столбец – шкала 4в

8-й столбец – шкала 5а

9-й столбец – шкала 5б

10-й столбец – шкала 6

11-й столбец – шкала 7

12-й столбец – шкала 8

13-й столбец – шкала 9

шкала

Интерпретация шкал

7 «г»

7 «б»

8 «в»

8 «б»

Престижность учебы в классе

Показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность.

38

23

28

27

Престижность учебы в семье

Показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность

35

53

42

42

2

Познавательный интерес

Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Он получает удовольствие от самого процесса открытия нового.

33

28

35

29

3

Мотив достижения

Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного. Они учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

40

27

37

28

Мотив социального одобрения

(одноклассниками)

Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников.

43

36

42

29

Мотив социального одобрения

(педагогами)

Показывает значимость для учащегося одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны педагогов.

41

44

42

36

Мотив социального одобрения

(родителями)

Показывает значимость для учащегося одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны родителей.

37

58

38

43

Боязнь наказания со стороны школы

Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным.

49

46

42

35

Боязнь наказания со стороны семьи

Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.

43

47

28

40

6

Осознание социальной необходимости

Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком, он учится прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

49

54

58

44

7

Мотив общения

Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками, он заинтересован прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.

47

62

42

34

8

Внеучебная школьная мотивация

Показывает заинтересованность учащегося прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе( концерты, праздники), а не в посредственно урочной деятельности

32

48

30

27

9

Мотив самореализации

Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя.

41

45

40

25

Подсчитан и сравнен средний результат в 7 «г» и 7 «б» классах;

в 8 «б» и 8 «в» классах.

Исходя из преобладающего у детей типа мотивации, можно и нужно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые активные механизмы.

Проведенное исследование показало, что ведущим мотивом для девочек 7 класса является престижность учебы в классе, значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. У девочек высокий показатель по шкале мотивация достижения, она показывает выраженность желания быть лучшей, осознавать себя как способной и умной. Они учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.

У ребят в 7 «б» взводе ярко выражен мотив одобрения и внимания к его учебным успехам со стороны родителей. А так же большие баллы по шкале № 7 Мотив общения, показывает выраженность у ребят мотивации на общение со сверстниками, они прежде всего заинтересованы в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации. Это говорит, что педагогам необходимо включать как можно больше интерактивных методов обучения.

Если проанализировать результаты диагностики поведенной в 8 классах, то получились такие результаты:

У девочек высокие показатели по шкалам познавательный интерес, мотивация достижения, осознание социальной необходимости, мотив самореализации, т. е. учебная деятельность как ведущая сфера самореализации, места, где можно заявить о себе, развивать себя. Выражено стремление быть образованным человеком, они осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.

У ребят можно отметить большие баллы по следующим шкалам мотив одобрения родителями, боязнь наказания со стороны семьи, показывает значимость порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным а так же большое значение имеет одобрения и внимание к его учебным успехам со стороны родителей.

8. Методика социометрии, позволила изучить эмоциональные связи детей в классе. Ребятам было предложено записать 3 фамилии одноклассников, которых они ценят, уважают, хотели бы близко общаться и дружить. По каждому классу построена социограмма.

Проведя социометрические исследования, мы увидели такую картину в классах, где обучаются девочки лидеры набрали большое количество баллов, например в 8 «в» классе 10 выборов из 21 человека; в 7 «г» 13 из 19 человек, но и оказалось большое количество не принятых детей. Хотя девочки между собой общаются и дружат, но выбрали они не своих подружек, а явного лидера в классе. (одну, двух девочек).

В классе у мальчиков совсем другая картина: у них большое количество взаимовыборов. А не принятых ребят в классе: в 8»б» – 2 человека, в 7 «б» – 3 человека. Т. е. и отношения детей разного пола в коллективе строятся по-разному

4. Фрагмент урока

Обсуждение.

– Перечислите отличия в работе мальчиков и девочек, которые вы увидели сейчас и которые вы наблюдаете на своих занятиях, во время перемен. Различия в поведении своих разнополых детей.

(мальчикам трудно высказать мысль, девочки более аккуратны …)