Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС. Ч. 1
Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС. Ч. 1
Одним из требований к введению ФГОС является соблюдение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования, которые должны обеспечивать к школьному обучению через:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый,
- формирование психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогических и административных работников,
- вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения.
В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:
– появление не успешности в учебе;
– снижение мотивации к учению;
– возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;
– нарушение поведения у детей и подростков;
– явление «школофобии».
Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:
– в снижении успеваемости;
– в значительно изменяющихся условиях обучения;
– в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
– в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.
Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т. д. ). Гораздо чаще адаптационные трудности пятиклассников связаны именно с учебой. Социально-психологическая дезадаптация оказывается вторичной, и наступает она после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков, то есть, когда у него нарушается ведущая учебная деятельность.
На основании диагностических данных нами были сформулированы проблемы:
· система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;
· не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.
Мы считаем, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего (превентивного) сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.
Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования учебной деятельности детей могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и ителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса (администрация школы, социальный педагог, психолог).
Основными теоретическими понятиями являются: адаптация, школьная дезадаптация, универсальные учебные действия.
В философском словаре под редакцией И. Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется как «процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды».
В трудах по общей психологии Р. С. Немова за основу берется определение адаптации как «приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки».
По-мнению профессора Московского педагогического государственного университета Е. С. Махлаха «адаптация любого взрослеющего человека в жизни и обществе связана прежде всего с нахождением своего места в обществе».
Доктор психологических наук Я. Л. Коломинский в своих работах кроме физиологической адаптации как таковой выделяет еще и социально-психологическую адаптацию, которая, по его мнению, «представляет собой процесс активного приспособления в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически». Абсолютно близко к основной идее нашей разработки находится и положение Я. Л. Коломинского о том, что дальнейшее развитие личности ребенка … во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе».
Исходя из определения адаптации, доктор психологических наук В. С. Мухина вывела конкретное, на наш взгляд, определение дезадаптации, которую определяет как «нарушения приспособления организма к условиям существования, в первую очередь к условиям социальной среды». Она же дает очень четкое объяснение тому, что такое школьная дезадаптация: «дезадаптация школьная – выражается в отказе ребенка от посещения школы, вызванном трудностями усвоения школьной программы или конфликтами со сверстниками и преподавателями».
М. М. Безруких считает, что школьную дезадаптацию можно понимать как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой».
Московские педагоги Н. П. Вайзман и В. В. Зарецкий также считают, что «под школьной дезадаптацией понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослыми, что отражается в поведенческих отклонениях».
Интересен также подход Е. А. Панько, профессора кафедры общей и детской психологии Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, которая считает, что «понятие «психологическая школьная дезадаптация» определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную деятельность ученика».
Н. Г. Лусканова и А. И. Коробейников определяют школьную дезадаптацию как «совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статусов ребенка требованиям ситуации школьного обучения». Разворачивание процесса дезадаптации детей схематически представляется ими как «замкнутый круг, где пусковыми механизмами являются резкое изменение условий жизни и наличие стойкой психотравмирующей ситуации».
Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и сверстниками.
Таким образом, исходя из выше изложенного мы включаем в состав показателя «адаптированность» к школьному обучению следующие составляющие:
· сформированность познавательных универсальных учебных действий и общий уровень интеллектуального развития
· эмоционально-физиологическое благополучие (характер самооценки, преобладающий эмоциональный фон, физиологическая работоспособность)
· состояние системы отношений «ученик-учитель»
· поведенческие реакции как показатель сформированности «позиции школьника» (гиперактивность, частые нарушения правил поведения в школе, агрессивные реакции по отношению к одноклассникам)
· уровень развития мотивации к школьному обучению
· удовлетворенность родителей процессом и результатом обучения.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
• создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
• обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Цель программы психолого-педагогического сопровождения:
– обеспечение адаптированности учащихся к процессу обучения в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
– обеспечение системы мониторинга формирования универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС.
Задачи программы психолого-педагогического сопровождения:
– реализация системы комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся, включающую комплексные исследования, мониторинг динамики развития, успешности освоения основной образовательной программы основного общего образования,
– реализация системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) учащихся,
– оказание консультативной и методической помощи учителям школы по вопросам организации эффективного обучения учеников в условиях введения ФГОС, составления индивидуальных программ интеллектуального развития учеников, работы с учениками «группы риска»;
– повышение уровня психолого-педагогической компетентности учителей, родителей, педа гогов;
– профилактика возникновения проблем развития учащихся.
Объектом сопровождения выступает образовательный процесс адаптационного периода при переходе учеников школы из начальной в основную школу в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта.
Субъектом сопровождения являются ученики 5-х классов школы.
Предмет деятельности в рамках данной программы психолого-педагогического сопровождения – ситуация развития учеников в период адаптации при переходе в основную школу, где ситуация развития рассматривается как система отношений ребенка с миром, окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Описание программы сопровождения.
Программа разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением английского языка».
Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы.
Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.
Промежуточные результаты работы по программе анализируются на совещаниях при директоре школы, в конце каждой учебной четверти.
В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы:
· администрация школы
· классные руководители 5-х классов,
· учителя-предметники,
· педагог-психолог,
· социальный педагог.
Продолжительность программы – 1 год: сентябрь – май текущего учебного года.
Принципы программы психолого-педагогического сопровождения:
· «на стороне ребенка»: во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-воспитательного процесса;
· комплексность: совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: классных руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, администрации и др. ;
· активная позиция ребенка: главной задачей становится не решить проблемы за ребенка, а научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способности ребенка к саморазвитию;
· превентивность: обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
Основные направления деятельности.
· Организационно-методическое направление.
Имеет своей целью координацию учебного процесса во время адаптационного периода учащихся 5-ых классов в условиях введения ФГОС, оказание методической помощи учителям по вопросам организации эффективного обучения учеников, контроль за функционированием образовательной среды и реализация системы мониторинга формирования универсальных учебных действий, реализацией учебных программ и внеурочной деяьтельности. Основная роль при реализации данного направления – администрация школы.
· Работа с учениками.
Цель – профилактика трудностей в обучении, формирование навыков эффективной учебной деятельности, ранее выявление учеников «группы риска», решение кризисных ситуаций развития в период адаптации.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.
· Работа с родителями.
Цель – психолого-педагогическое просвещение (повышение уровня психолого-педагогической компетенции), вовлечение родителей в образовательное пространство каждого ребенка, что достигается через осознание каждым родителем значимости познавательной деятельности ребенка, ее особенностей, специфики и зависимости от благоприятного климата в семье; ранее выявление дезадаптированный семей, помощь в решении различного рода кризисных ситуаций.
В реализации данного направления принимают участие администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители, учителя-предметники.
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.
– диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая)
– консультирование (индивидуальное и групповое)
– психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации, учителей и родителей;
– экспертиза образовательной среды, профессиональной деятельности сотрудников школы
– профилактика;
– организационные виды деятельности.
Ожидаемый результат.
– уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе – не менее 70%;
– положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.