Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС. Ч. 2
Программа психолого-педагогического сопровождения учеников 5-х классов в условиях введения ФГОС. Ч. 2
Примерное содержание деятельности участников программы сопровождения на примере 2012-2013 учебного года:
содержание деятельности | вид деятельности | цель | сроки | |
администрация | ||||
1. | Проведение совещания педагогов основной школы по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта в основной школе. | организационно-методическая | Согласование плана мероприятий в рамках введения ФГОС | август 2012 |
2. | Организация режима обучения во время адаптационного периода в 5-м классе (расписание уроков и внеурочных мероприятий, система оценивания, система домашних заданий и т. д. ) | организационно-методическая | обеспечение щадящего режима для учеников во время прохождения ими адаптационного периода | в течение 2012-2013 учебного года |
3. | Осуществление контроля за соблюдением условий реализации ФГОС. | организационно-методическая | соответствие школьных условий введения ФГОС требованиям стандарта | в течение 2012-2013 учебного года |
4. | Осуществление контроля реализации ФГОС в 5-х классах через: – посещение уроков, внеурочных занятий – индивидуальные консультации с учителями; – анкетирование родителей. |
профилактика | своевременное выявление проблем учебно-воспитательного процесса | в течение 2012-2013 учебного года |
5. | Реализация системы мониторинга образовательных достижений, в том числе и динамики образовательных достижений учащихся. | организационно-методическая | оценка степени эффективности введения ФГОС | в течение 2012-2013 учебного года |
6. | Организация проведения мероприятий по отслеживанию эффективности реализации школьной программы формирования универсальных учебных действий. | организационно-методическая | оценка степени эффективности введения ФГОС | в течение 2012-2013 учебного года |
7. | Организация психолого-педагогических консилиумов по возможным трудностям адаптационного периода в 5-х классах. | организационно-методическая | ознакомление с результатами психологического исследования, выделение «группы риска», разработка и утверждение индивидуальных (групповых) программ психолого-педагогического сопровождения | сентябрь, 2012 |
8. | Организация промежуточного психолого-педагогического консилиума по прохождению адаптационного периода учениками 5-ых классов. | организационно-методическая | обсуждение промежуточных результатов прохождения учениками адаптационного периода | ноябрь-декабрь 2012 |
9. | Организация психолого-педагогического консилиума по итогам адаптационного периода в 5-х классах. | организационно-методическая | подведение итогов прохождения ученикам адаптационного периода | май 2013 |
10. | Проведение психолого-педагогических консилиумов по ученикам с выявленным риском школьной дезадаптации. | организационно-методическая | своевременное выявление и профилактика случаев школьной дезадаптации | в течение 2012-2013 учебного года |
13. | Организация и проведение производственных совещаний, заседаний МО по различным проблемам протекания адаптационного периода в 5-х классах, а также вопросам введения ФГОС
|
организационно-методическая, просвещение | повышение профессиональной компетенции учителей | в течение 2012-2013 учебного года |
14. | Проведение совещания с классными руководителями 5-ых классов по организации воспитательной работы в классе в соответствии со школьной программой воспитания и социализации учащихся. | организационно-методическая, просвещение | повышение профессиональной компетенции классных руководителей, согласование плана мероприятий | август 2012 |
15. | Оказание помощи классным руководителям в планировании воспитательной работы в классе, разработке и проведении классных часов, родительских собраний и других внеклассных мероприятий. | просвещение | повышение профессиональной компетенции классных руководителей по вопросам организации воспитательной работы в классе | в течение 2012-2013 учебного года |
16. | Осуществление контроля за реализацией школьной программы воспитания и социализации учащихся. | организационно-методическая | контроль за процессом воспитательной работы, своевременное выявление проблем и корректировка их | в течение 2012-2013 учебного года |
17. | Организация и проведение родительских собраний по вопросам организации обучения в условиях введения ФГОС в 5-х классах. | просвещение | повышение педагогической компетентности родителей | сентябрь 2012 |
18. | Организация и проведение родительских собраний по итогам введения ФГОС в 5-х классах. | просвещение | повышение педагогической компетентности родителей | апрель-май 2012 |
19. | Организация мероприятий по повышению квалификации педагогов школы в рамках реализации ФГОС. | просвещение | повышение профессиональной компетентности педагогов | в течение 2012-2013 учебного года |
педагог-психолог | ||||
1. | Участие в работе психолого-педагогических консилиумов. | Просвещение | освещение проблем развития интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, прогноз трудностей в обучении отдельных групп учащихся | по графику проведения консилиумов |
2. | Составление рекомендаций для учителей, родителей по профилактике и своевременной коррекции трудностей в обучении и воспитании детей в период адаптации. | Организационно-методическое | оказание помощи родителям и учителям, повышение уровня психологической компетентности | сентябрь-октябрь 2012 |
3. | Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников и классных руководителей 5-ых классов по проблеме корректировки возможных трудностей в обучении при переходе учеников в 5-ый класс (по итогам диагностики). | Консультирование психологическое просвещение |
повышение уровня профессиональной и психологической компетентности учителей | август 2012 |
4. | Составление рекомендаций для учеников и их родителей, имеющих проблемы в обучении. | Коррекционно-развивающая | помощь ученикам в прохождению адаптационного периода. | В течение 2012-2013 учебного года |
5. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников, имеющих сложности адаптационного периода. | Консультативная | оказание помощи родителям в проблемных ситуацииях | в течение 2012-2013 учебного года |
6. | Проведение индивидуальных консультаций для учителей-предметников, классных руководителей по проблемам, возникающим у учеников в адаптационный период, способах их разрешения, по вопросу разработки индивидуальных учебных планов. | Консультативная | оказание помощи учителям, корректировка их действий | в течение 2012-2013 учебного года |
7. | Составление пробного варианта диагностического инструментария для исследования уровня сформированности универсальных учебных ействий. | Организационно-методическое | обеспечение реализации системы мониторинга | в течение 2012-2013 учебного года |
8. | Исследование уровня адаптированности учеников 5-х классов к обучению в основной школе. | диагностика | отслеживание протекания процесса адаптации, своевременное оказание помощи ученикам «группы риска» | октябрь 2012 апрель 2013 |
9. | Проведение комплекса исследований по выявлению уровня сформированности универсальных учебных ействий: – диагностический комплект «Прогноз и профилактика трудностей в обучении» Л. А. Ясюковой – исследование коммуникативных УУД – исследование регулятивных УУД |
диагностика | выявление динамики развития |
декабрь 2012
февраль 2013
март-апрель 2014 |
10. | Проведение родительских собраний по темам: – «Сложности адаптационного периода в 5-м классе» – «Роль родителей в формировании личности учащегося» – «Почему учиться трудно» |
просвещение | повышение психолого-педагогической компетентности родителей |
октябрь 2012
декабрь 2012
февраль 2012 |
11. | Проведение коррекционно-развивающих занятий с группой учеников 5-х классов по программе «Первый раз в 5-й класс» | коррекционно-развивающее | профилактика трудностей в обучении | в течение 2012-2013 учебного года |
классные руководители | ||||
1. | Составление плана воспитательной работы в классе, графика проведения тематических классных часов. | организационно-методическое | организация жизни классного коллектива в соответствии с потребностями учащихся и их родителей, воспитательной необходимостью | август 2012 |
2. | Проведение запланированных воспитательных мероприятий в классе, в том числе и тематических классных часов с приглашением специалистов (социального педагога, психолога и т. д. ). | просвещение, профилактика | учет потребностей учеников класса и их родителей, профилактика возможных проблемных ситуаций | в течение 2012-2013 учебного года |
3. | Составление плана работы с родителями, плана проведения родительских собраний с приглашением психолога, социального педагога и других специалистов. | организационно-методическое | проведение системной работы с родителями | август 2012 |
4. | Изучение состава и структуры семей учащихся. | профилактическое | своевременное выявление дезадаптированных семей и детей из таких семей | сентябрь 2012 |
5. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей по вопросам обучения и воспитания учеников (по графику). | консультативное | оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с воспитанием детей | в течение 2012-2013 учебного года |
6. | Проведение тематических родительских собраний по вопросам проблем обучения и воспитания (по графику). | просвещение | повышение уровня компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания детей | в течение 2012-2013 учебного года |
7. | Реализация профилактической программы «Полезные навыки» | профилактика | ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни | в течение 2012-2013 учебного года |
8. | Работа в рамках реализации внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся (формирование портфеля достижений) | организационно-методическое | Реализация системы достижений освоения основной образовательной программы | в течение 2012-2013 учебного года |
учителя-предметники | ||||
1. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей учеников 5-х классов, имеющих сложности и проблемы в обучении. | консультативное профилактика |
оказание помощи родителям в конфликтных и проблемных ситуациях, связанных с обучением детей | в течение 2012-2013 учебного года |
2. | Реализация внутришкольного мониторинга образовательных достижений учащихся. | диагностика | оценка степени эффективности введения ФГОС | в течение 2012-2013 учебного года |
3. | Разработка индивидуальных учебных планов для различных категорий учеников в соответствии с индивидуальными интеллектуальными способностями: «одаренные» ученики, «способные» ученики, ученики «группы риска» и т. д. | организационно-методическое, профилактика | предупреждение появления проблем в обучении у различных групп учащихся | в течение 2012-2013 учебного года |
4. | Проведение индивидуальных консультаций для учеников, имеющих трудности в обучении. | консультативное профилактика |
оказание помощи ученикам в процессе обучения | в течение 2012-2013 учебного года |
5. | Реализация профилактической программы «Полезные привычки» | профилактика | ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни | в течение 2012-2013 учебного года |
социальный педагог | ||||
1. | Выявление и контроль за учениками из дезадаптированных семей (посещаемость, выполнение требований учителей и т. д. ) | профилактика | предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» | в течение 2012-2013 учебного года |
2. | Выявление и контроль за учениками, имеющими те или иные проблемы в развитии поведенческой и эмоциональной сферы. | профилактика | предупреждение возникновения конфликтных и проблемных ситуаций у учеников «группы риска» | в течение 2012-2013 учебного года |
3. | Осуществление контроля за вовлеченнностью учеников “группы риска” во внешкольную досуговую деятельность и внеурочную деятельность | профилактика | обеспечение стопроцентной занятости учеников «группы риска» во внеурочное время | в течение 2012-2013 учебного года |
4. | Выступление на классных родительских собраниях 5-х классов по проблемам воспитания и организации жизни детей. | просвещение, профилактика | повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и организации жизни детей | в течение 2012-2013 учебного года |
5. | Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной и поведенческой сферы. | консультативное | повышение уровня компетентности родителей в вопросах решения конфликтных ситуаций со своими детьми | в течение 2012-2013 учебного года |
6. | Контроль за реализацией профилактических программ. | профилактика | ориентация учеников на овладение нормами здорового образа жизни | в течение 2012-2013 учебного года |