Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Программа работы педагога-психолога на период летних адаптационных сборов (кандидаты в 5 класс). Ч. 1

Программа работы педагога-психолога на период летних адаптационных сборов (кандидаты в 5 класс). Ч. 1

Программа работы педагога-психолога на период летних адаптационных сборов (кандидаты в 5 класс). Ч. 1

Пояснительная записка

Я работаю педагогом-психологом в Свердловском кадетском корпусе имени капитана I ранга М. В. Банных, это кадетская школа-интернат морского профиля.

Главная задача кадетских школ – не потерять ребенка, подготовить его к полноценной жизни в обществе. Поэтому и набор в них идет в пятый класс, когда у ребенка проявляется способность проживать автономно от родителей, формируется чувство ответственности за свои поступки и самостоятельность, и когда еще можно многому научить: привить духовные ценности, развить интересы и способности.

На успешность адаптации школьника к условиям обучения в Кадетской школе существенное влияние оказывают следующие факторы:

1. Психологические особенности детей, вступающих в подростковый возраст.

2. Переход из обучения в начальной школе в среднюю (кризисный период).

3. Специфика Кадетской школы (требования, которые она предъявляет): процесс патриотического воспитания гражданина России; выполнение уставных требований; соблюдение кодекса кадетской чести; ношение военной формы и атрибутики; проживание в условиях интерната

Наш кадетский корпус находится в юго-западной части г. Сысерть, являющимся районным центром Сысертского муниципального образования. В этом районе города СКК «Кадет» является самым крупным образовательным учреждением района, которое выполняет функции образовательного, культурного, спортивного детского центра. И каждый год к нам на День открытых дверей приезжает большое количество посетителей не только нашего района, но и со всей области, знакомятся со школой, условиями обучения и проживания. Очень многие родители и дети выбирают наше образовательное учреждение для продолжения учебы в среднем звене. И количество заявлений с просьбой принять ребенка в 5 класс значительно больше, чем мы могли бы принять.

Поэтому с 2007 года руководство Кадетского корпуса приняло решение приглашать кандидатов в пятый класс на летние ознакомительные сборы. Ребята приезжают, проходят медицинский осмотр, формируются в экипажи и на 4 дня заселяются в общежитие, в 3-4 местные кубрики и живут по режиму дня кадетов. В течение трех дней с ними проводятся различные мероприятия. Военные воспитатели проводят занятия по строевой и огневой подготовке (в тире), знакомят с основами развивающего кадетского компонента обязательного для всех учащихся кадетского корпуса. Педагоги на своих уроках проводят диагностику уровня знаний по основным предметам (русский язык и математика, техника чтения, иностранный язык). Поскольку кадет должен быть физически хорошо развитым, проводится много занятий по физической культуре, вечером в свободное время ребята также играют в спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол). В течение всего дня каждый экипаж сопровождает педагог-воспитатель и ему помогают шеф-сержанты (ребята старшеклассники). Они помогают ребятам ориентироваться на территории корпуса, сопровождают по мероприятиям, оказывают необходимую помощь и поддержку и наблюдают за поведением и настроением ребят, проводят воспитательные мероприятия в экипаже. Социальный педагог изучает характеристики с места учебы, социальный статус семьи (так как льготы при поступлении имеют дети из неполных семей, дети которых воспитывают опекуны, из многодетных семей, с низким прожиточным минимум и т. д. ) Психолог по своей программе работает с каждым экипажем, основное направление работы – психологическая диагностика. И так за три дня приемная комиссия получает данные по всем учащимся от каждого педагога. Члены приемной комиссии составляют сводную таблицу результатов, обсуждают каждого ребенка – медицинские данные (группа здоровья, перенесенные болезни, противопоказания), физическое развитие, результаты учебы, психологические особенности, поведение и настроение за время сборов, а самое главное – наличие желания и способности учиться и проживать в кадетском корпусе, соблюдая все требования. В четвертый день сборов проводится собеседование с родителями и ребенком, где им сообщаются результаты сборов и решение приемной комиссии – принят ребенок в пятый класс Свердловского кадетского корпуса или нет.

Таким образом, проведение летних адаптационных сборов с кандидатами в пятый класс кадетского корпуса позволяет:

* более объективно и качественно провести комплектование,

* учесть индивидуальные физические и психологические особенности ребенка,

* соблюсти права ребенка (в соответствии с Семейным кодексом ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, а некоторые родители стремятся или по семейным обстоятельствам вынуждены отдать ребенка в интернат против его воли),

* дает возможность ребенку понять, способен ли он обучаться в кадетском корпусе соблюдая требования, которые она предъявляет.

Можно сделать вывод, что при поступлении в Кадетскую школу дети оказываются в непростой жизненной ситуации. И главной задачей психолого-педагогического сопровождения будущих пятиклассников является обеспечение успешной адаптации к школе, знакомство с новыми условиям обучения, а также помощь в построении конструктивных отношений со взрослыми и сверстниками.

Программа работы педагога-психолога на период летних адаптационных сборов

( кандидаты в 5 класс)

Направление работы психолога: психологическая диагностика.

Цель: информационное обеспечение процесса адаптации.

Задачи:

1. Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе.

2. Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу).

3. Развивать навыки общения у детей.

4. Создать условия для самораскрытия каждого ребенка.

5. Диагностика развития личности учащегося, определение индивидуальных особенностей

Занятия проводятся каждый день, продолжительность 40 минут.

Для работы потребуется белая и цветная бумага формата А4, ручки, простые и цветные карандаши, фломастеры, бланки анкет и упражнений.

Учитывая обстоятельства нахождения ребенка в новом, незнакомом месте проживания и новом коллективе и значение раннего обследования, когда происходит формирование личности и очень важных для всего дальнейшего развития ребенка отношений, мы будем использовать проективные методы: тест «Несуществующее животное», «Моя Вселенная», «Цвет моего настроения».

Использование проективных методов исследования личности, основанных на творческом самовыражении испытуемого (воображение, рисунок, сочинение рассказов, обыгрывание ситуаций) позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям, выяснить характерные варианты поведения в типичных ситуациях. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира.

Чтобы выявить особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками мы проводим анкетный опрос (приложение №2, анкета «Общение»). В заключительный день проводим анкету «Итоги» (приложение № 3), с помощью которой ребенок может выразить свое отношение к кадетскому корпусу, что понравилось, хотелось бы учиться здесь или нет.

Для определения уровня развития словесно-логического мышления мы будем использовать методику Амтхауэра. Это вербальная методика, включающая 4 субтеста, по 10 проб каждый.

1 субтест направлен на выявление общей осведомленности ребенка.

2 субтест – на выявление сформированности логического действия (классификации), способности к абстрагированию.

3 субтест – на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

4 субтест – на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

Обработку результатов по методикам психолог проводит в конце дня, после завершения занятий во всех экипажах (как правило у нас формируются 4 экипажа по 18-20 человек).

В течение всех дней педагог-воспитатель наблюдают за поведением и настроением ребят. Результаты наблюдения заносят в «Карту наблюдений во время адаптационного периода» (приложение № 1).

День первый. «Давайте познакомимся!»

Приветствие. Представляюсь, как меня зовут, кем работаю и чем занимаюсь с учащимися в кадетском корпусе. Коротко рассказываю, что мы будем делать на наших занятиях.

1. Упражнение «Знакомство». Цель: знакомство и создание положительного эмоционального настроя на работу. Начиная с ведущего (психолога или желающего) называем свое имя, черту характера (какой Я), и что я люблю (я люблю…) Психолог обобщает все высказывания, отмечает какие все разные и интересные ребята собрались вместе и приглашает продолжить знакомство.

2. Упражнение «Моя Вселенная». Цель: способствовать самораскрытию и самопрезентации учащихся. Ребятам предлагается выбрать лист бумаги А4 любого цвета, приготовить цветные карандаши, фломастеры, ручки. В центре листа нарисовать солнце, в центре солнечного круга написать свое имя, фамилию, дату рождения или нарисовать портрет. От солнца нарисовать лучи – линии. На каждом луче написать ответ на вопрос или продолжить фразу:

1. Мое любимое занятие (хобби, увлечения)…

2. Мой любимый цвет…

3. Я люблю читать книги о…

4. Я мечтаю о…

5. Какой у меня характер (+ и -)

6. Какое настроение у меня бывает чаще всего…

7. Лучше всего я умею…

8. Когда я вырасту я хочу стать…

9. Моя любимая игра…

10. Мои достоинства – это …

11. Я чувствую у себя способности к…

12. Мой лучший друг…

13. Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете…

14. Я знаю, что смогу…

15. Я уверен в себе, потому что…

Примечание. Чтобы было легче выполнить упражнение, напечатанный текст задания раздается каждому (приложение №5).

По желанию, ребята могут озвучить ответы на некоторые вопросы или показать друг другу свои результаты.

3. Раздаю для заполнения анкету «Общение».

4. Завершение занятия. Упражнение « Цвет моего настроения». Цель: выразить свое эмоциональное состояние. Ребятам раздаются бланки с рисунком корабля. Обращаем внимание, что на корабле 3 мачты , на каждой 1парус. Каждый день в конце занятия нужно закрасить парус цветом, соответствующего настроению:

Красный– хорошее, веселое. Желтый– среднее, удовлетворительное. Черный – плохое.

«Итак, какое у вас настроение сегодня? Закрашиваем первый парус. Обязательно подпишите свой листок с рисунком корабля».

По окончании занятия все выполненные работы и бланки с заданиями ребята сдают на стол педагога.

День второй. «День знаний».

Приветствие. Опрос «Как прошел предыдущий день и ночь, что понравилось в кадетской школе, не понравилось, что запомнилось, какие мероприятия проходили?»

1. Упражнение «Здравствуйте те кто…» Цель: создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Называем признак, те к кому это относится должны вставать. Признаки могут быть самые разные (родился летом, зимой, весной, осенью, кто умывался утром, у кого есть сестра, брат…. ) Называем признак, те к кому это относится должны встать, посмотреть друг на друга, сказать «Привет!» и сесть на место. «Итак, мы поприветствовали друг друга, сделали физкультминутку, взбодрились, можем приступать к серьезной и интересной работе».

2. Методика Амтхауэра. Цель: определение уровня развития словесно-логического мышления.

Раздаю каждому бланк с заданиями (приложение № 4) и лист для ответов. Четко и громко зачитываю инструкцию: « Вы будете выполнять задания, которые отличаются от тех, что вы обычно решаете в школе. Вы должны показать, как вы умеете быстро и правильно думать. Перед каждым типом задания я буду объяснять на примере, как его решать. Но если вам понятен принцип выполнения следующего задания – можете идти вперед, не ждать всех ребят. Если возникает вопрос – поднимите руку, я подойду. Все понятно? Начнем».

Обычно у ребят не возникает серьезных затруднений, все успевают выполнить задания до завершения занятия

Примечание. При обработке результатов мы учитываем, что максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов – 40 баллов (100% оценки успешности)

Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле

Х · 100%

ОУ = -------------– , где X – сумма баллов, полученных испытуемым.

40

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР):

4-й уровень успешности – 32 балла и более (80--100% ОУ).

3-й уровень – 31,5-26,0 баллов (79,9-65%);

2-й уровень – 25,5-20,0 баллов (64,9-50%);

1-й уровень – 19,5 баллов и менее (49,9% и ниже).

3. Упражнение «Цвет моего настроения». Цель: выразить свое эмоциональное состояние. Раздаются подписанные листочки с рисунком корабля, ребята закрашивают второй парус.

По окончании занятия все выполненные работы и бланки с заданиями ребята сдают на стол педагога.

День третий. «Мои фантазии».

Приветствие. Опрос «Как прошел предыдущий день и ночь, что понравилось в кадетской школе, не понравилось, что запомнилось, какие мероприятия?»

1. Упражнение «Если бы я был волшебником…» Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие эмоциональной сферы. Начиная с первого участника ребятам необходимо закончить фразу «Если бы я был волшебником…» После того, как все высказались, обращаемся к учащимся: «Итак, вы здорово пофантазировали, какие у вас замечательные идеи и мечты…Давайте мы с вами еще раз обратимся к нашей фантазии и выполним следующее задание»

3. Тематическое рисование. Тема «Рисунок неизвестного животного». Цель: изучение личностных особенностей. Раздаются чистые листы белой бумаги, у ребят есть простой и цветные карандаши, резинка. Инструкция «Вам предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назовите его несуществующим именем. Сколько ему лет, где живет, что ест, с кем дружит, какое по характеру (доброе или злое), боится кого-то или его боятся? (небольшая характеристика)».

Примечание. При интерпретации теста берем только очень ярко проявившиеся признаки и показатели. Изображая несуществующее животное, испытуемый выражает себя, свой образ. Соответственно по общему впечатлению, по проявлению признаков и показателей дается характеристика учащемуся.

Ребята сдают работы, психолог уточняет детали рисунка (что нарисовано – перья, хвост, рога или уши, добрый или злой и т. п. )

4. Упражнение «Цвет моего настроения» Цель: выразить свое эмоциональное состояние. Раздаю подписанные листочки с рисунком корабля, ребята закрашивают третий парус.

5. Заполняют анкету «Итоги».

Завершение занятия. Упражнение «Пожелание». Цель: сплочение коллектива, создание благоприятного эмоционального настроя, позитивное завершение занятия. Начиная с первого участника, ребята по очереди могут пожелать что-либо кому захотят – всем ребятам или своему другу, соседу по парте. Заканчивает упражнение психолог: « Я желаю, чтобы сбывались все ваши сокровенные мечты. Отлично отдохните летом! Мне было приятно работать с вами! До свидания!»

По окончании занятия все выполненные работы ребята сдают на стол педагога.

Обновлено ( 08. 11. 2013 06:28 )