Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 1

Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 1

Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 1

Пояснительная записка:

Исходными документами для составления рабочей программы являются:

§ государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором определены цели, требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников;

§ дополнение к государственному образовательному стандарту, называемое «региональным компонентом»;

§ примерная образовательная программа МО РФ.

§ общеобразовательная программа МОУ.

§ методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в учебно-образовательном процессе в условиях модернизации образования

§ аналитический отчет «Итоги деятельности педагога-психолога за 2010-2011 учебный год».

§ аналитический отчет директора учреждения

С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «. . . явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития. » (В. В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским – спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. с. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени – подкрепляются.

Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.

Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.

формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетани ем, предложением.

Развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).

Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

ЦЕЛЬ: Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся .

ЗАДАЧИ:

1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

Принципы построения занятий:

1. От простого к сложному.

2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.

3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин. , темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от возрастной группы и особенностей класса.

4. Принцип «спирали» – через каждые 7 занятий задания повторяются;

5. Наращивание темпа выполнения заданий;

6. Смена разных видов деятельности. Так же в структуру занятий включены кинезиологические упражнения, успешно используемые психофизиологами для коррекции школьных трудностей. Необходимость включения таких упражнений диктуется тем, что школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное мышление, связанное с эмоциональной сферой, это предполагает участие правого полушария в обучении. Однако вся система образования нацелена именно на развитие формально-логического мышления, на овладение способами построения однозначного контекста. Происходит чрезмерная стимуляция еще не свойственных детям функций левого полушария при торможении правого. В ответ, как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. И как следствие недостаточной активности ведущего правого полушария – раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения. Полноценные комплексы упражнений, рекомендуемые психофизиологами, невозможно полностью применить в рамках урока, в обычном классе, в силу многих объективных причин, поэтому используются упражнения, которые удобно и легко выполнять в классе, они не требуют специально организованного пространства, просты в выполнении.

Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Структура занятия:

Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.

1. ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитаные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности.

3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка.

6. КОРРЕ ГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты).

Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта

7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут).

В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.

или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ.

Normal 0 false false false R X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table. MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5. 4pt 0cm 5. 4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:. 0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10. 0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} 800x600

п / п

Задачи.

Содержание

Дата проведения

1

Знакомство.

Пояснение целей и задач занятий.

Установление контакта.

– Вводная беседа.

– Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, развития слухового и зрительного восприятия, внимания. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «бывает не бывает»

– Рисование. Графический диктант.

2

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

Развитие навыков саморегуляции.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Саймон сказал», «Веселый счет»)

– Графический диктант. Штриховка.

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Животные – растения», «Право – лево»)

– Графический диктант. Штриховка.

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Незнайки», «лево – право»)

– Графический диктант. Штриховка.

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Зайки-барабанщики», «Саймон сказал»)

– Графический диктант. Штриховка.

6

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Лево – право», «Веселый счет»)

– Графический диктант. Штриховка.

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

– Решение ребусов.

– Графический диктант. Штриховка.

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Работа в тетради.

– Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

– Графический диктант. Штриховка.

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

– Графический диктант. Штриховка.

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Веселый счет»)

– Графический диктант. Штриховка.

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Тень», «Будь внимателен»)

– Графический диктант. Штриховка.

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Веселый счет»)

– Графический диктант. Штриховка.

13

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет»)

– Графический диктант. Штриховка.

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

– Решение ребусов.

– Графический диктант. Штриховка.

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Работа в тетради.

– Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Животные – растения»)

– Графический диктант. Штриховка.

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Саймон сказал»)

– Графический диктант. Штриховка.

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

– Графический диктант. Штриховка.

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из чего»)

– Графический диктант. Штриховка.

19

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет»)

– Графический диктант. Штриховка.

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

– Решение ребусов.

– Графический диктант. Штриховка.

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Работа в тетради.

– Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Смена имен»)

– Графический диктант. Штриховка.

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

– Графический диктант. Штриховка.

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал…»)

– Графический диктант. Штриховка.

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Лево – право», «Будь внимателен»)

– Графический диктант. Штриховка.

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да – нет»)

– Графический диктант. Штриховка.

26

Развитие логического мышления.

Обучение поиску закономерностей

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Да – нет»)

– Графический диктант. Штриховка.

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

– Решение ребусов.

– Графический диктант. Штриховка.

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Работа в тетради.

– Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

– Графический диктант. Штриховка.

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Зеркало»)

– Графический диктант. Штриховка.

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Саймон сказал»)

– Графический диктант. Штриховка.

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

– Психогимнастика.

– Разминка (вопросы – ответы)

– Выполнение упражнений и заданий в тетради.

– Динамическая пауза («Лево – право», «Будь внимателен»)

– Графический диктант. Штриховка.

32

Подведение итогов.

Выявление уровня развития внимания, памяти, воображения, мышления.

– Психогимнастика.

– Психодиагностика.

– Подведение итогов, планы на будущее

Normal 0 false false false R X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4

Обновлено ( 08. 11. 2013 07:36 )