Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 4
Программа развивающих занятий – развитие познавательной сферы младших школьников (1-4 классы). Ч. 4
Учебно – методическое сопровождение.
- Рабочие тетради «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 – 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга 2008 г.
- Рабочие тетради «Развитие интеллектуальных способностей» (Т. Языканова) 1 – 4 класс. Москва. Экзамен. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Профессия – школьник» (Битянова М. Р. , Азарова Т. В. , Земских Т. В. )Москва «Генезис» 2007 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 1 класс» (Глазунов Д. А. ) Москва. Глобус. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Психология. Развивающие занятия. 2 класс» (Глазунов Д. А. ) Москва. Глобус. 2008 г.
- Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам» (О. Холодова) 1 – 4 класс. Москва. РОСТ-книга 2008 г
- Бадьина Н. П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
- Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Методические рекомендации. М. 1998 г.
- Истратова О. Н. Эксакуто Т. В. Справочник психолога начальной школы.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М. 2007 г.
- Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. М. 2002
- Самоукина Н. В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993 г.
- Ундзенкова А. В. Колтыгина Л. С. Графемика. Ек-бург Литур. 2006 г.
Приложение.
Описание психотехнических игр и упражнений.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
- « Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
- «Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т. д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
- «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
- «Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
- «Зеркало»
Ведущий показывает какое – либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
- « Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т. д. )
– назови «соседей» цифры…
– «да» – «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
- «Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
- «Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
- « Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
– выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т. д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
– 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
- « Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
- « Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т. д.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
- «Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
- «Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
- «Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука – ручище), «маленькие» (дом – домик),
– превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
– превратить в «слова – наоборот» (белый– черный)
– «смягчить» (мол – моль) и т. д.
- «Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
- «Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
- «Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты. (птица, звери, рыбы; и т. д. )