Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 1

Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 1 Пояснительная записка

Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно мы проводим время на работе, в институте или школе, а после этого встречаемся с родными или друзьями. Оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только что расстались и сами с собой – наяву или во сне. Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе отчета, общаемся. Как правило, мы «плывем по течению», иногда сражаемся с ним, но именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы тратим почти все свое время, стоит делать осмысленно – плыть не по течению или против него, а туда куда нужно.

Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.

Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена». *

Направленность программы

Программа «Азбука общения» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

На протяжении всей жизни человек общается с другими людьми, является членом малых и больших групп. К сожалению, научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.

Проведенные петербургскими психологами под руководством Агафоновой И. Н среди учащихся начальных классов исследования показали, что у 35% школьников имеется субъективное ощущение себя низкооцениваемыми, отвергаемыми, пренебрегаемыми со стороны одноклассников. У 10 % учащихся обнаружили отрицательное, конфликтное отношение к одноклассникам, а у 43% – по крайней мере, несформированность субъективного положительного отношения к ним.

Изучение системы межличностных отношений по методике социометрии показало, что средний групповой индекс благоприятности межличностных отношений составляет 0,3, что свидетельствует о существовании больших перспектив его улучшения. **

Эти данные свидетельствуют о том, что для достаточно большого количества детей данная программа общения и взаимоотношений актуальна.

Цель программы

Социально-психологическое развитие личности как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим окружающим его людям.

Задачи

Обучающие:

Овладение базовыми коммуникативными умениями:

-слушать и слышать другого,

-участвовать в свободной беседе,

-участвовать в коллективном деле,

-быть внимательным к самому себе и к окружающим,

-понимать настроение и чувства свои и другого,

-осмысливать свои поступки и поступки другого.

Развивающие:

Развитие у ребенка представлений о чувствах и эмоциях.

Развитие способностей узнавания чувств и эмоций в процессе их проявления.

Развитие способностей узнавания слов, обозначающих эти эмоции и чувства.

Знакомство со средствами эмоциональной экспрессивности.

Развитие личной эмоциональной экспрессивности.

Развитие механизма эмоционального предвосхищения.

Воспитывающие:

Воспитание эмоций ребенка.

Воспитание позитивного отношения к самому себе и окружающим.

Воспитание самоуважения и самовосприятия.

Воспитание стремления к саморазвитию.

Отличительные особенности

Некоторые люди считают, что уж себя – то они всегда понимают, это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.

«Познай самого себя» – эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Он же взят на вооружение и автором программы. Прежде чем учиться общаться с другими, нужно научиться общаться с собой. Естественно, за 4 года будет только положено начало процесса самопознания, ведь именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.

Систему упражнений, подобранную к программе можно условно разделить на три группы: первая из них посвящена общению человека с собой, вторая – общению в диаде (Я+Ты), третья – общению в группе.

В основе всей деятельности лежат следующие продуктивные установки:

! Если мы научились поступать так, то можем и переучиться.

! Двигаться вперед можно только совершая ошибки (ошибки поощряются и рассматриваются, как резервы дальнейшего развития, уходит боязнь ошибки).

! Даже двигаясь вместе со всеми, можно делать это самостоятельно (быть в коллективе, оставаясь самим собой и давать быть самими собой другим).

Занятия, проводимые по данной программе, составлены таким образом, что учащиеся с первых дней получают более широкое представление об общении. Рассматривается коммуникативная сторона общения (обмен информацией), интерактивная сторона общения (взаимодействия в совместной деятельности), перцептивная сторона общения (восприятие и понимание другого человека). Вербальная коммуникация: рефлексивное и нерефлексивное слушание. Невербальная коммуникация: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика). Паралингвистика: тембр, диапазон, тональность. Экстралингвистика: паузы, покачивания, плач, смех. Визуальное общение: контакт глаз, обмен взглядами.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа адресована школьникам 6-10 лет, проявляющим желание развить свои способности к общению и приобрести личный опыт успешного общения с одноклассниками.

Сроки реализации и условия приема

Программа рассчитана на 4 года. Группы формируются на базе школы: принимаются дети из одного класса или параллели.

Основная форма занятий групповая и индивидуально-групповая. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа, общая годовая нагрузка 144 часа. В группы принимаются все желающие без ограничений.

Ожидаемые результаты

Освоив данную программу, дети должны овладеть следующими коммуникативными навыками:

– приветствие и прощание;

– обращение;

– ведение непродолжительной беседы по теме;

– просьба о поддержке, помощи, услуге;

– оказание поддержки, помощи, услуги;

– благодарность;

– отказ;

процессуальными коммуникативными умениями:

– анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;

– говорить перед другими;

– слушать других;

– сотрудничать;

– управлять (командовать);

– подчиняться;

умениями в эмоциональной сфере:

– различать основные эмоциональные состояния у себя и у окружающих;

– находить правильную линию поведения в той или иной ситуации;

– применять вовремя изученные приемы для нейтрализации вспышек гнева, агрессии, раздражения и улучшения эмоционального состояния.

Формы подведения итогов реализации программы

В течение всего учебного года педагог проводит наблюдение и индивидуальные собеседования с воспитанниками с целью выявления, в первую очередь, комфортности эмоционального состояния воспитанников на занятиях; уровня усвоения программного материала и целесообразности изучения отдельных тем, количества часов, затраченных на их освоение. Проводятся показательные занятия для родителей, совместные занятия с членами семей (семейный клуб), с воспитанниками из других групп (взаимообучение). Проводится праздник «Радость общения». Дети заполняют анкеты, пишут сочинения-отзывы (по выбору).

I. Год обучения

Учебно-тематический план

Тема (раздел)

теория

практика

Общее количество часов

1.

Вводное занятие

2

2

4

2.

Первые шаги

5

25

30

3.

В гостях у Чистоговоркина

3

13

16

4.

Маски настроения

4

16

20

5.

Пять ключей общения

6

14

20

6.

Веселая игротека

8

32

40

7.

Беседы по технике безопасности

2

2

4

8.

Обобщение и закрепление изученного

-

10

10

Всего

30

114

144

Содержание

Ожидаемые результаты

На конец первого года обучения у воспитанников:

1. сформируется позитивное отношение к предмету;

2. произойдет знакомство всех членов коллектива друг с другом и овладение минимальной информации друг о друге:

– все дети узнают друг друга по имени;

– овладеют информацией друг о друге, полученной в ходе проведения упражнений в парах сменного состава и в микрогруппах.

3. дети получат первый позитивный опыт общения

4. имевшие негативный опыт общения с взрослыми и сверстниками получат возможность преодолеть страх и изменить свои непродуктивные конструкты на продуктивные

5. усвоят пять основных правил общения и научатся продуктивно использовать их в процессе общения с одноклассниками и взрослыми;

6. познакомятся с большим количеством коллективных игр и упражнений, направленных на реализацию потребности человека в общении, усвоят правила их проведения.

Способы выявления результативности (промежуточная диагностика)

Промежуточная диагностика предусматривает два замера:

– первичный – для выявления уровня знаний и умений по теме;

– итоговый – выявление приобретенных в ходе реализации программы знаний и умений по теме.

1. Уровень овладения информации друг о друге определяется в ходе бесед и диагностических упражнений.

Перед началом занятий по теме рекомендуется в ходе бесед и упражнений выявить уровень информированности детей друг о друге. Руководитель группы спрашивает у детей, с кем они ходили в один детский сад, живут по соседству, давно дружат семьями. В играх «Перебрось мяч», «Раздай игрушки тому, кого знаешь по имени», «Паровозик» выясняет тех, с кем успели познакомиться в первые дни обучения.

По окончании занятий для оценки результативности уровень информированности об одноклассниках следует провести в ходе индивидуальных бесед с использованием выполненных в процессе коллективных игр фотографий.

2. Для установления уровня общительности в начале изучения темы и в итоге – используется методика Р. Жиля. *

3. Узнавание эмоциональных состояний: на первом и итоговом замере – диагностическая игра «Эмоциональное домино» (на одной половинке косточки фотография лица в определённом эмоциональном состоянии, на другой – пиктограмма эмоционального состояния; правило: к пиктограмме подставлять соответствующую фотографию и наоборот).

Тема 1. Вводное занятие

Теория:

Выявление имеющихся знаний у детей об общении, его значении в жизни каждого человека. Расширение и дополнение понятия «общение».

Практика:

Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения.

Игра «Знакомство», конструирование волшебного «цветка общения», игровые упражнения, иллюстрирующие каждую из сторон общения, игры «Приветствие и прощание», создание и утверждение правил поведения на занятиях.

Тема 2. Первые шаги

Теория:

Знакомство с информацией о том, что каждое имя имеет определенное значение и историю своего происхождения. Рассказ о некоторых знаменитых людях, имеющих такие же имена, как и дети группы.

Практика:

Проведение игр и упражнений на запоминание имен друг друга и на формирование позитивного отношения к своему имени и именам одноклассников.

*Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006, с. 302.

Тема 3. В гостях у Чистоговоркина

Теория:

Выяснение происхождения слова «чистоговорка», выявление уже знакомых детям чистоговорок, отбор наиболее удачных и популярных среди воспитанников данной группы для работы, знакомство с текстами новых чистоговорок.

Практика:

Тренинг на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.

Тема 4. Маски настроения

Теория:

Выявление имеющихся у детей представлений о чувствах, эмоциях и способов их показа и узнавания.

Расширение имеющихся представлений об основных эмоциональных состояниях: радость, огорчение, страх, гнев, удивление. Введение для обозначения выше представленных эмоциональных состояний пиктограмм.

Практика:

Игры и упражнения на определение и выражение различных эмоциональных состояний.

Тема 5. Пять ключей общения

Теория:

Знакомство с пятью основными правилами общения:

1. называй друга по имени и будет обращаться к тебе так же;

2. будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;

3. будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей;

4. умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового;

5. умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.

Практика:

Упражнения в применении правил на практике.

Тема 6. Веселая игротека

Теория:

Знакомство с содержанием и правилами коллективных игр.

Практика:

Знакомство с приемами деления группы на пары, четверки, шестерки, восьмерки с использованием игровых элементов.

Проведение упражнений игр в группах различного состава с обязательным соблюдением установленных правил.

Тема 7. Беседы по технике безопасности

Теория:

Знакомство с правилами по технике безопасности

Практика:

Соблюдение правил в процессе взаимодействия

Тема 8. Обобщение и закрепление изученного

Практика:

Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей и администрации.