Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 1
Образовательная программа "Азбука общения", 1-4 класс. Ч. 1 Пояснительная записка
Общением занимается более пяти миллиардов человек. Ежедневно мы проводим время на работе, в институте или школе, а после этого встречаемся с родными или друзьями. Оставшись одни, продолжаем серию диалогов с теми, с кем только что расстались и сами с собой – наяву или во сне. Львиную долю жизни мы, иногда не отдавая себе отчета, общаемся. Как правило, мы «плывем по течению», иногда сражаемся с ним, но именно оно управляет нами, и нам не приходит в голову, что то, на что мы тратим почти все свое время, стоит делать осмысленно – плыть не по течению или против него, а туда куда нужно.
Программа «Азбука общения» предоставляет каждому её участнику получить личный опыт успешного общения с одноклассниками.
Представленная программа направлена на оказание помощи семье и школе в достижении поставленной перед ними обществом цели: «Гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы норм и ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве его члена». *
Направленность программы
Программа «Азбука общения» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
На протяжении всей жизни человек общается с другими людьми, является членом малых и больших групп. К сожалению, научение общению и взаимодействию с другими происходит чаще всего спонтанно и не всегда успешно.
Проведенные петербургскими психологами под руководством Агафоновой И. Н среди учащихся начальных классов исследования показали, что у 35% школьников имеется субъективное ощущение себя низкооцениваемыми, отвергаемыми, пренебрегаемыми со стороны одноклассников. У 10 % учащихся обнаружили отрицательное, конфликтное отношение к одноклассникам, а у 43% – по крайней мере, несформированность субъективного положительного отношения к ним.
Изучение системы межличностных отношений по методике социометрии показало, что средний групповой индекс благоприятности межличностных отношений составляет 0,3, что свидетельствует о существовании больших перспектив его улучшения. **
Эти данные свидетельствуют о том, что для достаточно большого количества детей данная программа общения и взаимоотношений актуальна.
Цель программы
Социально-психологическое развитие личности как субъекта общения, субъекта отношения к самому себе и к другим окружающим его людям.
Задачи
Обучающие:
Овладение базовыми коммуникативными умениями:
-слушать и слышать другого,
-участвовать в свободной беседе,
-участвовать в коллективном деле,
-быть внимательным к самому себе и к окружающим,
-понимать настроение и чувства свои и другого,
-осмысливать свои поступки и поступки другого.
Развивающие:
Развитие у ребенка представлений о чувствах и эмоциях.
Развитие способностей узнавания чувств и эмоций в процессе их проявления.
Развитие способностей узнавания слов, обозначающих эти эмоции и чувства.
Знакомство со средствами эмоциональной экспрессивности.
Развитие личной эмоциональной экспрессивности.
Развитие механизма эмоционального предвосхищения.
Воспитывающие:
Воспитание эмоций ребенка.
Воспитание позитивного отношения к самому себе и окружающим.
Воспитание самоуважения и самовосприятия.
Воспитание стремления к саморазвитию.
Отличительные особенности
Некоторые люди считают, что уж себя – то они всегда понимают, это чужая душа – потемки. Другие испытывают сомнения относительно того, что же они могут и чего, в конечном счете, хотят. И даже в привычных ситуациях далеко не всегда уверены в том, как они себя поведут. Но и те и другие иногда удивляются самим себе и совершают что-то совсем неожиданное.
«Познай самого себя» – эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Он же взят на вооружение и автором программы. Прежде чем учиться общаться с другими, нужно научиться общаться с собой. Естественно, за 4 года будет только положено начало процесса самопознания, ведь именно процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека.
Систему упражнений, подобранную к программе можно условно разделить на три группы: первая из них посвящена общению человека с собой, вторая – общению в диаде (Я+Ты), третья – общению в группе.
В основе всей деятельности лежат следующие продуктивные установки:
! Если мы научились поступать так, то можем и переучиться.
! Двигаться вперед можно только совершая ошибки (ошибки поощряются и рассматриваются, как резервы дальнейшего развития, уходит боязнь ошибки).
! Даже двигаясь вместе со всеми, можно делать это самостоятельно (быть в коллективе, оставаясь самим собой и давать быть самими собой другим).
Занятия, проводимые по данной программе, составлены таким образом, что учащиеся с первых дней получают более широкое представление об общении. Рассматривается коммуникативная сторона общения (обмен информацией), интерактивная сторона общения (взаимодействия в совместной деятельности), перцептивная сторона общения (восприятие и понимание другого человека). Вербальная коммуникация: рефлексивное и нерефлексивное слушание. Невербальная коммуникация: кинестетика (мимика, жесты, пантомимика). Паралингвистика: тембр, диапазон, тональность. Экстралингвистика: паузы, покачивания, плач, смех. Визуальное общение: контакт глаз, обмен взглядами.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа адресована школьникам 6-10 лет, проявляющим желание развить свои способности к общению и приобрести личный опыт успешного общения с одноклассниками.
Сроки реализации и условия приема
Программа рассчитана на 4 года. Группы формируются на базе школы: принимаются дети из одного класса или параллели.
Основная форма занятий групповая и индивидуально-групповая. Дети занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа, общая годовая нагрузка 144 часа. В группы принимаются все желающие без ограничений.
Ожидаемые результаты
Освоив данную программу, дети должны овладеть следующими коммуникативными навыками:
– приветствие и прощание;
– обращение;
– ведение непродолжительной беседы по теме;
– просьба о поддержке, помощи, услуге;
– оказание поддержки, помощи, услуги;
– благодарность;
– отказ;
процессуальными коммуникативными умениями:
– анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнеров, производимых ими воздействий;
– говорить перед другими;
– слушать других;
– сотрудничать;
– управлять (командовать);
– подчиняться;
умениями в эмоциональной сфере:
– различать основные эмоциональные состояния у себя и у окружающих;
– находить правильную линию поведения в той или иной ситуации;
– применять вовремя изученные приемы для нейтрализации вспышек гнева, агрессии, раздражения и улучшения эмоционального состояния.
Формы подведения итогов реализации программы
В течение всего учебного года педагог проводит наблюдение и индивидуальные собеседования с воспитанниками с целью выявления, в первую очередь, комфортности эмоционального состояния воспитанников на занятиях; уровня усвоения программного материала и целесообразности изучения отдельных тем, количества часов, затраченных на их освоение. Проводятся показательные занятия для родителей, совместные занятия с членами семей (семейный клуб), с воспитанниками из других групп (взаимообучение). Проводится праздник «Радость общения». Дети заполняют анкеты, пишут сочинения-отзывы (по выбору).
I. Год обучения
Учебно-тематический план
№ | Тема (раздел) | теория | практика | Общее количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | 4 |
2. | Первые шаги | 5 | 25 | 30 |
3. | В гостях у Чистоговоркина | 3 | 13 | 16 |
4. | Маски настроения | 4 | 16 | 20 |
5. | Пять ключей общения | 6 | 14 | 20 |
6. | Веселая игротека | 8 | 32 | 40 |
7. | Беседы по технике безопасности | 2 | 2 | 4 |
8. | Обобщение и закрепление изученного | - | 10 | 10 |
Всего | 30 | 114 | 144 |
Содержание
Ожидаемые результаты
На конец первого года обучения у воспитанников:
1. сформируется позитивное отношение к предмету;
2. произойдет знакомство всех членов коллектива друг с другом и овладение минимальной информации друг о друге:
– все дети узнают друг друга по имени;
– овладеют информацией друг о друге, полученной в ходе проведения упражнений в парах сменного состава и в микрогруппах.
3. дети получат первый позитивный опыт общения
4. имевшие негативный опыт общения с взрослыми и сверстниками получат возможность преодолеть страх и изменить свои непродуктивные конструкты на продуктивные
5. усвоят пять основных правил общения и научатся продуктивно использовать их в процессе общения с одноклассниками и взрослыми;
6. познакомятся с большим количеством коллективных игр и упражнений, направленных на реализацию потребности человека в общении, усвоят правила их проведения.
Способы выявления результативности (промежуточная диагностика)
Промежуточная диагностика предусматривает два замера:
– первичный – для выявления уровня знаний и умений по теме;
– итоговый – выявление приобретенных в ходе реализации программы знаний и умений по теме.
1. Уровень овладения информации друг о друге определяется в ходе бесед и диагностических упражнений.
Перед началом занятий по теме рекомендуется в ходе бесед и упражнений выявить уровень информированности детей друг о друге. Руководитель группы спрашивает у детей, с кем они ходили в один детский сад, живут по соседству, давно дружат семьями. В играх «Перебрось мяч», «Раздай игрушки тому, кого знаешь по имени», «Паровозик» выясняет тех, с кем успели познакомиться в первые дни обучения.
По окончании занятий для оценки результативности уровень информированности об одноклассниках следует провести в ходе индивидуальных бесед с использованием выполненных в процессе коллективных игр фотографий.
2. Для установления уровня общительности в начале изучения темы и в итоге – используется методика Р. Жиля. *
3. Узнавание эмоциональных состояний: на первом и итоговом замере – диагностическая игра «Эмоциональное домино» (на одной половинке косточки фотография лица в определённом эмоциональном состоянии, на другой – пиктограмма эмоционального состояния; правило: к пиктограмме подставлять соответствующую фотографию и наоборот).
Тема 1. Вводное занятие
Теория:
Выявление имеющихся знаний у детей об общении, его значении в жизни каждого человека. Расширение и дополнение понятия «общение».
Практика:
Комплектование группы, сбор сведений для заполнения журнала, знакомство воспитанников с расписанием занятий и перечнем канцелярских принадлежностей для их успешного прохождения.
Игра «Знакомство», конструирование волшебного «цветка общения», игровые упражнения, иллюстрирующие каждую из сторон общения, игры «Приветствие и прощание», создание и утверждение правил поведения на занятиях.
Тема 2. Первые шаги
Теория:
Знакомство с информацией о том, что каждое имя имеет определенное значение и историю своего происхождения. Рассказ о некоторых знаменитых людях, имеющих такие же имена, как и дети группы.
Практика:
Проведение игр и упражнений на запоминание имен друг друга и на формирование позитивного отношения к своему имени и именам одноклассников.
*Шапарь В. Б. Практическая психология. Проективные методики. – Ростов-на-Дону, 2006, с. 302.
Тема 3. В гостях у Чистоговоркина
Теория:
Выяснение происхождения слова «чистоговорка», выявление уже знакомых детям чистоговорок, отбор наиболее удачных и популярных среди воспитанников данной группы для работы, знакомство с текстами новых чистоговорок.
Практика:
Тренинг на формирование правильного и четкого произнесения чистоговорок в различном темпе.
Тема 4. Маски настроения
Теория:
Выявление имеющихся у детей представлений о чувствах, эмоциях и способов их показа и узнавания.
Расширение имеющихся представлений об основных эмоциональных состояниях: радость, огорчение, страх, гнев, удивление. Введение для обозначения выше представленных эмоциональных состояний пиктограмм.
Практика:
Игры и упражнения на определение и выражение различных эмоциональных состояний.
Тема 5. Пять ключей общения
Теория:
Знакомство с пятью основными правилами общения:
1. называй друга по имени и будет обращаться к тебе так же;
2. будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя;
3. будь вежлив, и у тебя будет много настоящих хороших друзей;
4. умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового;
5. умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его.
Практика:
Упражнения в применении правил на практике.
Тема 6. Веселая игротека
Теория:
Знакомство с содержанием и правилами коллективных игр.
Практика:
Знакомство с приемами деления группы на пары, четверки, шестерки, восьмерки с использованием игровых элементов.
Проведение упражнений игр в группах различного состава с обязательным соблюдением установленных правил.
Тема 7. Беседы по технике безопасности
Теория:
Знакомство с правилами по технике безопасности
Практика:
Соблюдение правил в процессе взаимодействия
Тема 8. Обобщение и закрепление изученного
Практика:
Проведение обобщающих занятий, открытых занятий для родителей и администрации.