Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Психология
  • Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Тема: Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, чем и как питаются рыбы.

Цель: закрепить знания учащихся о рыбах.

Задачи:

Обучающие: формировать у учащихся представление о рыбах как о классе животных; упражнять учащихся в составлении повествовательного рассказа.

Коррекционно-развивающие: формировать мыслительные операции; развивать слуховую память; расширять и активизировать активный словарь; формировать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе.

Оборудование: тетради, предметные картинки с изображением рыб, учебник для 4 класса «Знакомство с окружающим миром», авторы: Е. Д. Худенко, И. А. Терехова.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Закончи предложение:

Голубь и галка – это…

Бабочка и жук – это …

Корова и лошадь это – …

Щука и карась – это…

2. Сообщение цели урока и запись ее в тетрадь.

Работа над темой урока. Актуализация опорных знаний и сообщение новых:

а) на доску выставляются картинки с изображением рыб (сом, щука, ерш, карась, окунь, акула, горбуша и др. ). Даются названия.

Игра «Покажи и назови». Учитель называет 3 – 4 картинки. Ученик показывает их. Затем, отвернувшись от доски, называет картинки в том же порядке.

б) Есть рыбы, которые живут в соленой морской воде. Как мы можем назвать таких рыб? (морские). Другие рыбы живут в пресной воде рек, озер, прудов. Их называют пресноводными.

Какие из данных рыб являются морскими?

Каких рыб мы отнесем к пресноводным?

Такие рыбы как лосось, горбуша могут жить и в морской, и в речной воде. Их называют проходными.

в) Рассмотрим внешнее строение рыбы.

– Чем покрыто ее тело?

На спине, хвосте, на брюшке и по бокам туловища у рыб располагаются плавники. Как вы думаете, почему эти органы так называют?

При помощи чего рыбы видит?

– Как вы думаете, может ли рыба слышать? Рыбы хорошо различают звуки. Наружного уха, как у многих животных, у рыб нет. Орган слуха спрятан внутри головы.

Все мы помним строчки из стихотворения Маршака:

«Раскрывает щука рот,

Но не слышно, что поет…»

– Как вы полагаете, умеют ли рыбы издавать звуки? Рыбы издают самые разные звуки, но человеческое ухо их не улавливает. Ученые записывают эти звуки при помощи специальной аппаратуры.

– Как все живые существа рыбы дышат кислородом. Откуда они поглощают кислород? Для этого у рыб существуют жабры. Рыба набирает воду ртом. Изо рта вода поступает в жабры. Там кислород попадает в кровь, а ненужная вода выталкивается наружу через жаберные щели, которые мы видим на картинке.

г) Зарисовка рыбы в тетради. Выполнение подписей основных частей тела.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы над темой урока.

– Что требуется живым существам для жизни, кроме дыхания? (питание) Чем питаются рыбы?

Обратите внимание на окраску чешуи рыб. Что вы можете о ней сказать? (Окраска может быть разной).

У рыб, которые живут в верхней части воды окраска более светлая. Рыбы, которые живут на большой глубине, имеют более темную окраску. Почему так происходит? Зачем рыбе бать незаметной? (Чтобы спасаться от врагов, чтобы подкараулить жертву и т. д. )

Посмотрите на окуня. Как окрашена его чешуя? (Она полосатая). Как вы думаете, почему? Вспомните, как называют такой вид окраски. (Маскировочная)

Рассказ учителя. Теперь поговорим о размножении рыб. Некоторые животные рождают живых детенышей. Птицы выводят птенцов из яиц. А рыбы откладывают икру. Икринки похожи на шарики размером с булавочную головку. Цвет икры у разных видов рыб различный: серый, черный, оранжевый. Из икринок на свет появляются мальки. Летом на речке мы наблюдали стайки мальков. Они плавают в мелких местах, где вода хорошо прогрета. Мальков часто поедают хищные рыбы. Те мальки, которые уцелеют, станут взрослыми рыбами.

– В период откладывания икры ловить рыбу запрещается. Можете объяснить, почему?

5. Закрепление полученных знаний.

Игра «Спроси и угадай»

Один ученик достает из конверта картинку с изображение рыбы. Второй пытается угадать, какая это рыба. Задавая вопросы типа «Где живет эта рыба?», «Какого цвета у нее чешуя?»

6. Работа над составлением рассказа.

Отгадайте загадку:

«Что это у Галочки:

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

Ниточка в реке? (Удочка)

– Для чего нужна удочка?

– Послушайте предложение «Коля и Саша пошли ловить рыбу». Попробуйте передать эту мысль другими словами. Сейчас мы попробуем составить рассказ о рыбалке. Помогут вам словосочетания и фразы из учебника.

7. Лексические упражнения. Для чего нужно ловить рыбу? Чтобы употреблять рыбу в пищу, ее нужно готовить. Что делают с рыбой? (жарят, варят суп или уху, консервируют, солят)

8. Домашнее задание. Выполнить задания на стр. 119

9. Итог урока.

– О каких животных мы говорили?

– Что нового вы узнали?

– Что показалось интересным?

10. Домашнее задание: Придумать загадки о рыбах.

С. Г. Андреева, ГБС(К)ОУ школа-интернат VIII вида, Темрюк, Краснодарский край