Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Невербальная речь: что это, структура, что относится к такому средству общения

К невербальным коммуникационным средствам относятся все существующие разновидности коллективного, а также иного взаимодействия, не предполагающие использование слов для передачи какой-либо информации. Речь идёт о речи, относящейся к письменной, устной разновидности.

К описываемым средствам могут относиться жесты, поведение, поза, например. Основная задача невербалики заключается в дополнении традиционной устной речи. С её помощью можно добавить необходимые акценты, обеспечить окрашивание смысла определенным образом.

Например, собеседнику будет проще понять, донести до оппонента то или иное сообщение, если между людьми есть зрительный контакт во время общения.

Передача определённого объёма информации также может осуществляться через голос, интонацию. Иными словами, к невербальным средствам общения относят всё, что дополняет человеческую речь.

Источники

Людям, которые хотят разобраться, откуда появились невербальные средства коммуникации, требуется уяснить, что они зарождались и развивались благодаря человеческой эволюции, а также развитию культуры.

Биологически мимика, жестикуляция, движения у всех людей врождены, выполняют функции сигнала, посылаемого для побуждения к ответу других индивидуумов.

Природное происхождение невербального языка подтверждается присутствием явлений, которые не может в полной мере контролировать человек. Речь идёт о покраснении, побледнении кожи, увеличении зрачков, кривлянии губ, учащении моргания, например.

Взаимодействие типов речи

Если речь идёт о коммуникативном взаимодействии, то подобный процесс предполагает выполнение нескольких обязательных этапов. К ним относится формирование первоначального контакта между двумя индивидуумами, усиление осуществляемой совместно деятельности, обмен информацией, развитие взаимоотношений, формирование стратегии совместных действий, улучшение восприятия, а также понимания оппонента.

Если речь идёт об элементах коммуникативного взаимодействия, то к ним можно отнести информационный обмен, организацию совместной деятельности, формирование взаимопонимания.

Вербальная, невербальная коммуникация предполагает использование разнообразных средств для восприятия, а также анализа информации, которой обмениваются в разговоре индивидуумы.

Функции, особенности

Если речь идёт о функциях, которыми характеризуется невербальная коммуникация, то к ним можно отнести:

  1. Дополнение текстового сообщения.

  2. Замена пропущенного по какой-либо причине элемента речи.

  3. Предоставление дополнительной информации.

  4. Управление коммуникацией речевого типа.

  5. Выражение эмоций.

  6. Передача отношения к другому человеку в конкретный момент времени.

  7. Демонстрация уникальных человеческих качеств.

Если речь идёт о характерных особенностях невербальных средств, то к ним можно отнести ситуативность. Речь идёт об отражении состояния, характерного для человека в конкретный момент времени.

Разновидности

Средства общения между индивидуумами, относящиеся к невербальной разновидности, объединяются в знаковые структуры, с помощью которых усиливают, дополняют, заменяют состоящие из текста сообщения. К инструментам невербалики на курсах ораторского мастерства https://videoforme.ru/course/speech-art-moskva относят:

  1. Акулексика. Речь идёт о коммуникации, осуществляемой с использованием установленного заблаговременно контакта, относящегося к зрительному типу.

  2. Кинесика. Объединяет взгляд, жестикулирование, мимические движения, занятие определённой позиции физического, а также социального происхождения.

  3. Относящееся к тактильной разновидности поведение. В эту группу входит взаимодействие, которое производится с использованием прикосновений, которые могут относиться к дружеской, любовной или профессионально разновидности.

  4. Хрономика. Это общение, в котором основную роль играет время.

  5. Проксемика. Предполагает выстраивание совместных действий между субъектами с учётом положения, относящегося к географическому типу.

  6. Сенсорика. Коммуникация подобного типа основывается на восприятии оппонента с использованием чувств, таких как вкус, запах, тепло.

  7. Паравербальное общение. Речь идёт о взаимодействии при изменении голоса. Меняется его тональность, тембр, громкость, ритмичность.

Перечисленные инструменты психологами объединяются в 4 категории, а именно знако-символическую, оптико-кинетическую, такесическую, фонационную.

Жесты

Если речь идёт о жестикуляции, то к ней могут относиться движения головой, руками, ногами, пальцами. Они сопровождаются разнообразными речевыми высказываниями.

Подобное сочетание даёт возможность акцентировать внимание собеседника на определённом предмете, например. При этом утвердительные жесты дают возможность подкрепить конкретные высказывания.

Прикосновение рукой к собеседнику, например, даёт возможность наладить соцконтакт. Жестикуляция может относиться к произвольной или непроизвольной разновидности.

Позы

Позиция, занимаемая одним или обоими собеседниками, не должна выбиваться из устоявшейся культуры, норм, принятых в конкретном государстве.

Например, деловые, публичные позиции относятся к открытой разновидности. Чтобы продемонстрировать готовность к налаживанию контактов, требуется исключить скрещивание рук, ног. При этом спина должна держаться прямой, а корпус надо немного подать вперёд. Это даст возможность продемонстрировать заинтересованность в теме, а также участнике коммуникации. При этом сутулая осанка будет указывать на робость.

Не стоит забывать, что расставленные конечности демонстрируют доминирование над оппонентом. Лёгкий наклон головы говорит о пристальном внимании, а также готовности слушать.

Мимика

Если речь идёт о мимике, то она как невербальное средство представляет собой выразительные движения, которые собеседник выполняет лицевыми мышцами для выражения конкретного отношения.

Тип реакций, относящихся к мимическому типу, соответствует психологическим функциям. Например, за работу мозга отвечают мышцы вокруг глаз, за волю — около рта. При этом за эмоции отвечают общие лицевые мышцы, сокращающиеся произвольно, а также в бессознательной форме.

Дистанция

Во время разговора психологами выделяется четыре дистанционные нормы, которые отличаются между собой в зависимости от расстояния, например:

  1. Интимная дистанция, характерная для близких людей, — от 0 до 45 см.

  2. Персональная дистанция, которая соблюдается во время разговора со знакомым человеком, — от 45 до 120 см.

  3. Социальная дистанция, которая выдерживается во время бесед с незнакомцами, а также на рабочих переговорах, — от 120 до 400 см.

  4. Публичная дистанция, которая задаётся для выступлений на публике, — от 400 до 750 см.

Перечисленные интервалы могут корректироваться с учётом возраста, пола, национальности, а также социального статуса конкретного человека.

Дети, пожилые люди при ведении разговора чаще всего находятся ближе к оппоненту, чем подростки. При этом мужчины практически всегда занимают дальнюю дистанцию, в отличие от женщин.

Уравновешенный человек сильно приближается к собеседнику, а агрессивный или взволнованный оппонент старается держаться подальше.

Голос

Речью управляют характерные особенности голоса, в число которых входит интонация, тембр, сила, а также громкость, паузы. Перечисленные моменты вносят доп. смысл, замещают фразы, выдают определённые эмоции, испытываемые собеседником во время коммуникации.

Чтобы правильно понимать человека, очень важно различать тон голоса, силу и скорость речи говорящего. Принимать во внимание также требуется, что:

  1. Взволнованный человек чаще всего говорит быстро, а его речь всё время прерывается. Тембр голоса при этом остаётся низким.

  2. Признаком неуверенности чаще является наличие множества речевых ошибок, частые паузы, а также нервное покашливание.

  3. Энтузиазм выдаёт громкий, чёткий, уверенный тон.

  4. Высокомерие выражено ровной и монотонной речью.

  5. Об усталости можно судить по замедленному тону, затиханию голосового тембра, когда рассказ заканчивается.

Не стоит забывать, что голос содержит в себе огромный объём информации. Опытные в этом вопросе люди могут определить возраст, характер, темперамент по голосу.

Одежда

Создавая свой образ, человек чаще всего примиряет определённую роль общественной разновидности, принимает во внимание личные взгляды.

Основополагающим фактором внешнего образа конкретного индивида чаще всего является подобранный стиль. Для экстравертов характерны яркие расцветки, интровертов — тёмные, пастельные тона.

Если человек носит много крупных и выделяющихся украшений, то это указывает на эгоизм или высокий социальный статус, который индивид желает продемонстрировать всем окружающим.

Визуальный контакт

Для понимания человека во время разговора очень важно установить с ним визуальный контакт. Если этим пренебречь, то может произойти искажение информации. Подобное явление может быть обусловлено такими причинами, как:

  1. Несовершенство системы языка, которая придумана человечеством.

  2. Ограниченность словарного запаса или недостаточный уровень образованности.

  3. Невозможность полноценной передачи мыслей словами.

Искажение передаваемой информации при отсутствии зрительного контакта также может провоцироваться индивидуальными установками, а также стремлениями конкретного человека. Именно по этой причине для получения необходимых практических знаний относительно поведения людей во время разговора лучше всего вести живое общение с различными по характеру индивидами.

Сознательное, бессознательное использование

Психологами неверальные средства общения индивидов подразделяются по признакам, осознанности проявления на две разновидности, а именно осознанные и непроизвольные. Каждый тип имеет определенные особенности, в которых лучше всего разобраться заранее.

Если речь идёт об осознанном поведении, относящемся к невербальной разновидности, то оно включает в себя такие элементы, как мимические, жестовые реакции, присутствующие у конкретного человека при коммуникации. Речь идёт о намеренных, обоснованных, рассудительных явлениях.

Когда дело касается непроизвольных действий, относящихся к невербальной разновидности, то к нему относятся жесты, телодвижения, изменение мимики, не контролируемые человеком, то есть признаки, свидетельствующие о наличии каких-либо явлений, появляются бессознательно.

Развитие

Если человек сможет безошибочно понимать невербальные сигналы, отправляемые другими людьми, то с помощью приобретенных навыков сможет открыть для себя новые горизонты личных способностей. За счёт этого появится возможность распознавать обман, попытки манипуляции, например.

Чтобы развить навыки, нужно пробовать во время общения подмечать не только давно изученные и понятные жесты, но и сосредотачивать внимание на определённых проявлениях.

Специалисты рекомендуют уделять особое внимание позам, выражению лица, взглядам, изменению скорости речи, а также тональности голоса.

Учитывая подобные моменты, человек со временем приобретёт способность распознавать микровыражения оппонента, позволяющие выявить ложь, например. Потенциальная польза заключается в пресечении попыток других людей манипулировать, а также обманывать тем или иным методом.

Заключение

Невербальные коммуникация — немаловажная часть взаимодействия между индивидуумами. Если научиться, не допуская ошибок, распознавать микровыражения, то можно ощутимо упростить построение взаимных отношений между людьми.

Но даже после овладения специализированными навыками не стоит исключать возможность неправильного суждения особенно при отсутствии богатого опыта в понимании языка тела. Чтобы их избежать, требуется обращать внимание на условия, в которых проходит тот или иной разговор.