Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тест для 8 класса, вариант 9

Тест для 8 класса, вариант 9

Часть 2.

(1)В феврале на севере, на Белом море, начинается зве¬робойный промысел.

(2)Из Архангельска в море выходят ледоколы. (3) На мачтах, на особых площадках сидят люди с биноклями, осматривают льдины, и как заметят на льдине черные пят¬нышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои схо¬дят на лед и начинают охотиться на тюленей.

(4) Но не только с ледоколов охотятся на тюленей, но и с берега. (5) В самых глухих местах стоят на берегу зве¬робойные избушки. (6) Одна такая маленькая избушка стояла на Еловом ручье, и вот какой там однажды случай вышел. (7) Встали как-то утром зверобои, включили радио, затопили печку, стали греть чай. (8) Посмотрел один из них в окошко и закричал:

(9)— Ребята, тюлени!

(10)Выскочили зверобои из избушки с винтовками, гля¬дят – на льду недалеко от берега целое стадо тюленей. (11) Поднялась тут частая стрельба. (12) И хоть законом строго запрещено убивать самок тюленей, у которых малень¬кие детеныши есть, но в спешке бывали случаи, что и убива¬ли.

(13) Так было и на этот раз. . . (14) Подстрелил кто-то вто¬ропях мать, а с ней был маленький тюлененок, дня два толь¬ко как родился. (15) Крохотным он был и желтого цвета. (16) Все в нем было маленькое: головка точеная, тельце, шейка. . . (17) Но удивительней всего были его глаза. (18) Та¬ких больших черных глаз нет ни у кого больше. (19) И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слезы ка-тились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.

(20) Поморы – люди суровые. (21) Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. (22) В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерти смотрели. (23) Всякого насмотрелся каж¬дый за свою жизнь. (24) А тут вдруг им тяжело как-то, нелов¬ко на сердце стало. (25) Решили тюлененка в избу взять по¬греться.

(26) Как ни жалели его зверобои, а пришлось бы немину¬емо погибнуть тюлененку без матери. (27) Некогда было зве¬робоям заниматься с ним, надо было дело делать. (28) Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася, сахару принес, табаку, ватрушек свежих, молока. . . (29) Он взял тюлененка в школу, в живой уголок.

(30) Всю зиму ухаживали ребята за зверьком. (31) Кор¬мили его сперва молоком, а потом, когда подрос, стали рыбу давать. (32) Ко всем он относился хорошо, доверчиво, никого не дичился, но изо всех особенно отличал Васю. (33) А когда наступила весна и сошел лед, поднялся в школе спор. (34) Одни предлагали тюлененка в зоопарк отправить, другие хотели его выпустить на волю. (35) Спорили, спорили и ре¬шили все-таки выпустить тюлененка в море.

(36) Пустили его на берег к самой воде, а он ничего не понимает, забыл все. (37) Облило его раз волной, другой раз обдало, вдруг он понял что-то, ластами, хвостом зашле¬пал – и в воду. (38) Потом он выбрался на глубокое место и нырнул. (39) Показался он снова уже далеко – черной точ¬кой. (40) Долго эта точка на одном месте покачивалась, и всем казалось, что тюлененок на берег смотрит, прощается. ( По Ю. П. Казакову)

Задания А1-А7 выполните на основе анализа содер¬жания прочитанного текста. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком предложении содержится информация, необходимая для ответа на вопрос: "Почему в избушке зверобоев тюле¬ненку было суждено погибнуть?

1)И хоть законом строго запрещено убивать самок тю¬леней, у которых маленькие детеныши есть, но в спешке бывали случаи, что и убивали.

2)Крохотным он был и желтого цвета.

3)Поморы – люди суровые.

4)Некогда было зверобоям заниматься с ним, надо было дело делать.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово "отличать" (предложение 32).

1)распознавать, определять по каким-либо признакам

2)выделять из числа подобных предметов

3)выказывать кому-либо предпочтение перед другими

4)удостаивать особым вниманием

А3. Укажите предложение, в котором используется фразеоло¬гизм.

1)На мачтах, на особых площадках сидят люди с биноклями, осматривают льдины, и как заметят на льдине черные пятнышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лёд и начинают охотиться на тюленей.

2)Встали как-то утром зверобои, включили радио, зато¬пили печку, стали греть чай.

3)В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерти смотрели.

4)Ко всем он относился хорошо, доверчиво, никого не дичился, но изо всех особенно отличал Васю.

А4 Укажите ошибочное суждение

1) В слове НАЧИНАЕТСЯ звуков меньше, чем букв

2) В слове МАЛЕНЬКИХ мягкость согласного [н'] на письме обозначена буквой Ь

3)В слове БЕРЕГ последний звук [ к ]

4)В слове ОДНА первый звук – [а]

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) примирение 2) блистательный

3) расписание 4) приближение

А6. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «пространственная близость».

1) притворить (дверь) 2) преподавать

3) пришкольный 4) приплюсовать

А7. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н– от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»:

1) тыквенный 2) общественный

3) пельменный 4) соломенный

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами. Словосочетания записывайте с пробелами, а отдельные слова выписывайте в той же форме, что указана в исходном тексте. Ряд цифр записывайте через запятую.

В1. Из предложений 36-38 выпишите синонимы.

В2. Замените словосочетание "начинают охотиться" (предло¬жение 3), построенное на основе связи примыкание, синони¬мичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3. Определите вид связи слов в словосочетании ОТНОСИЛСЯ ХОРОШО (предложение 32).

В4. Выпишите грамматическую основу предложения 20.

В5. Среди предложений 20 – 25 найдите безличное предложение. Напишите номер этого предложения

В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача¬ющие запятые между однородными членами.

На мачтах,1 на особых площадках сидят люди с би¬ноклями,2 осматривают льдины,3 и как заметят на льдине черные пятнышки тюленей4 так ледокол оста¬навливается,5 зверобои сходят на лед и начинают охо¬титься на тюленей.

В7. Укажите количество грамматических основ в предложе¬нии 40.

В8. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово УТРОМ в предложении 7.

В9. Укажите, на месте какой из цифр в предложении нужно поставить двоеточие.

Все в нем было маленькое(1) головка точеная(2) тельце (3)шейка. . .

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского филолога Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Аргументируя свой ответ, приведите 2(два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Метки: Русский язык