Информационно-образовательный портал
e-mail: [email protected]

Тест по русскому языку для 8 класса. Вариант 10

Тест по русскому языку для 8 класса. Вариант 10

Часть 2.

(1)Четверо шли по леднику. (2) В две связки. (3)Четверо шли по леднику и молча улыбались друг другу.

(4) По разным причинам люди уходят в горы. (5) Од¬ни – искать себя. (6) Другие наоборот: убежать от себя. (7) Но от себя никуда не убежишь. (8) Пока идешь к цели, вроде бы забудешь обо всем, что осталось внизу – одни только горы. (9) Но стоит повернуть назад, все снова навали¬вается тебе на плечи.

(10) Четверо шли по леднику, и каждый жил уже той жизнью, что ждала его внизу.

(11)Вдруг тот, что шел первым, покачнулся, взмахнул руками. (12) Там, где он только что шел, путь перерезала огромная трещина.

(13) Второго рвануло веревкой, бросило на ледник. (14) Он пытался встать, но его неумолимо волочило к от¬крывшейся трещине. (15) Сбросив рюкзаки. (16) Третий и Четвер¬тый бросились ему на помощь, но бежать по глубокому све¬жему снегу было очень трудно.

(17) Наконец Второму удалось воткнуть в лед штычок ледоруба. (18) Распластавшись на льду, он повис над обры¬вом.

(19) Третий и Четвертый бежали, теряя последние силы. (20) Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом перерубил натянутую, как струна, веревку.

(21)Третий и Четвертый ошеломленно остановились, словно задохнулись горячим свинцом.

(22) Несколько мгновений – гнетущая тишина. (23) По¬том Второй встал и сделал несколько быстрых шагов от тре¬щины. (24) В нерешительности остановился. (25) И снова была цепенящая тишина. (26) Словно горы звенели, и вот-вот что-то должно было лопнуть.

(27)Двое стояли в глубоком снегу против Второго, и обезумевшие от бега сердца колотились в висках.

(28) В глазах Второго метнулся ужас. (29) Он сделал еще один шаг им навстречу, но двое стояли, не шелохнувшись. (30) Он покачнулся, обхватил голову руками и, спотыкаясь, пошел назад к трещине. (31) Остановился на краю, снова шагнул в сторону и тяжело осел в снегу.

(32)Еще напряженнее зазвенели горы. . .

(33) Второй стоял на краю трещины, и странная улыбка корчилась на его сером лице. (34) Он ждал решения своей судьбы.

(35)Третий и Четвертый больше не обращали на него внимания.

(36)Они лихорадочно вбивали в лед крючья и разбирали веревки.

(37) Второй, словно очнувшись, шагнул к ним.

(38)— Ребята, что мне делать? – прохрипел он.

(39)Они не обращали на него внимания, они разбирали веревки.

(40)— Ребята!

(41)Они не обращали на него внимания. (42) Они гото¬вились к спуску.

(43)— Пристрелите меня!

(44)Они не обращали на него внимания. (45) Где-то вни¬зу лежал их товарищ, живой или мертвый. . .

(46) Тянулись секунды. (47) Складывались в минуты, долгие, как столетия. (48) Напряженно шуршала тишина.

(49) – Что стоишь? – не выдержал Третий. – (50) Дер¬жи веревку.

(51) Второй не верил своим ушам. (52) Он не ожидал от них такой милости. (53) Еще пару минут назад он мог, улы¬баясь, хлопнуть каждого из них по плечу, теперь же между ними была страшная бездна.

(54) – Ну, чего стоишь!? (55) Держи или убирайся к черту! – закричал Третий, и Второй бросился ему на по¬мощь.

(56) Третий спустился в трещину. (57) Второй и Четвер¬тый остались на страховке и не смотрели друг на друга. (58) Каждый раз, когда случайно прикасались плечами, оба вздрагивали. (59) И оба напряженно вслушивались в ве¬ревку.

(60)Наконец снизу донеслось:

(61) – Жи-ив! Жи-ив! – и звонкое эхо глохло в ослепи¬тельно белых снегах. . .

(По М. Иванову)

Задания А1-АЗ выполните на основе анализа содер¬жания прочитанного текста. К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. В каком из высказываний выражена основная идея текста?

1)В критической ситуации нужно следовать первому порыву чувств.

2)От себя никуда не убежишь. Ничто не отбирает боль¬ше духа у человека, чем трусость и страх.

3)Каждый может однажды ошибиться, надо уметь про¬щать ошибки друзей.

4)Трусливый друг рано или поздно становится врагом.

А2. Какие из предложений, приведенных ниже, имеют эмоционально-экспрессивную окраску?

1)Вдруг тот, что шел первым, покачнулся, взмахнул руками. Там, где он только что шел, путь перерезала огромная трещина.

2)Третий и Четвертый бежали, теряя последние силы. Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом пере¬рубил натянутую, как струна, веревку.

4)— Ну, чего стоишь!? Держи или убирайся к черту! – закричал Третий, и Второй бросился ему на помощь.

5)Второй и Четвертый остались на страховке и не смот¬рели друг на друга. Каждый раз, когда случайно при¬касались плечами, оба вздрагивали

А3. Укажите предложение, в котором средством речевой вырази-тельности является метафора.

1)Пока идешь к цели, вроде бы забудешь обо всём, что осталось внизу – одни только горы.

2)Второй стоял на краю трещины, и странная улыбка корчилась на его сером лице.

3)Вдруг Второй выхватил нож и одним ударом пере¬рубил натянутую, как струна, веревку.

4)Несколько мгновений – гнетущая тишина.

А4. Укажите ошибочное суждение

1) В слове НАЗАД все согласные звуки звонкие

2) В слове ВТОРОЙ первый звук – [ф]

3) В слове НАТЯНУТУЮ звуков больше, чем букв

4) В слове СЕРДЦА звук [ д ] является непроизносимым

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) убежать 2) распластавшись

3) задохнулись 4) разбирали

А6. В каком слове правописание приставки не зависит от качества последующего согласного.

1) обхватил 2) распластались

3) исправил 4) вздрогнул

А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правил?

1)рассеянный 2)снежный

3)уверенный 4)смышленый

Задания В1-В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания записывайте словами или цифрами. Словосочетания записывайте с пробелами, а отдельные слова выписывайте в той же форме, что указана в исходном тексте. Ряд цифр записывайте через запятую.

В1. Из предложений 1--10 выпишите слово, которое используется автором для обозначения единства людей.

В2. Замените словосочетание "бросился на помощь" (предло¬жение 54), построенное на основе управления, синонимич¬ным словосочетанием со связью примыкание. Напишите по-лучившееся словосочетание.

В3. Определите вид связи слов в словосочетании ГНЕТУЩАЯ ТИШИНА (предложение 22)

В4. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

В5. Среди предложений 38-47 найдите предложение с однород¬ными обособленными определениями. Напишите номер предложения.

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача¬ющие запятые при деепричастном обороте.

Он пытался встать,1 но его неумолимо волочило к открывшейся трещине. Сбросив рюкзаки, 2 Третий и Четвертый бросились ему на помощь, 3 но бежать по глубокому свежему снегу было очень трудно. Нако¬нец Второму удалось воткнуть в лед штычок ледо¬руба. Распластавшись на льду,4 он повис над обры¬вом. Третий и Четвертый бежали, 5 теряя последние силы.

В7. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ напишите цифрой.

В8. Определите тип простого односоставного предложения № 43.

В В9. Из предложения 59 выпишите числительное.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните задание С2.

С2. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского филолога Александра Ивановича Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».

Аргументируя свой ответ, приведите 2(два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами А. И. Горшкова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Метки: Русский язык