Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Орфография. Занимательные упражнения, ч. 1

Орфография. Занимательные упражнения, ч. 1

Правописание безударной гласной

Ударение над гласной может сделать слово ясным…

Игра «Превращения»

Представьте себе, что перед вами маленький слабый котенок. Но он скоро вырастет. И тогда это будет большой сильный кот. Представили? Вот точно так же поступайте и при встрече с безударными гласными в словах (это их слабая позиция). Для проверки подбирайте такие однокоренные слова, где безударный слог попадает в сильную позицию – под ударение.

Сн…га, п…ля, осв…щение, ъ…л…дный, прохл…дительный, тр…пинка, уд…вляться, осм…треть, под…рить, поч…тать, огл…вление, тр…сущийся, беск…нечность, ст…ловая, ч…совой, поч…стить, под. . рить, в…зить, г…стиная, б…реговой, ч…нить, зат…нуть, п…хать.

Лото «Наоборот»

Учащиеся вытягивают карточки со словами. необходимо вставить пропущенную гласную, подобрав проверочное слово. Если на карточке записано слово в единственном числе – проверочное должно быть во множественном и наоборот.

Сн…га, п…ля, л…са, ст…лбы, пл…ды, дв…ры, м…сты, кр…ты, в…чера, з…нты, д…ма, сл…ва, цв…та, хл…ба, ст…га, м…ста, б…рега, в…нты; тр…ва, к…са, в…да, н…га, ст…на, с…ва, к…за, с…сна, зм…я, з…мля, сп…на, р…са, св…ча, п…тно, с…мья, зв…зда, ст…кло, бр…вно, з…рно, д…ска.

«Зри в корень»

Даны два «родственника», найдите корень, подберите для проверки слов без приставки или с другой приставкой.

Объед…нять, соед…нение; пост…новка, ост…новился; обв…вает, разв…вается (на ветру); выд…вать, разд…вать,; раск…лить, нак…лить.

Зарисуйте слова, которые не являются проверочными.

Увядать – увял, увядший, вял, увядающий.

Сплотить – плотный, сплоченный, плоть, плотно.

Преломить – преломлять, ломка, ломает, ломкий.

Расколоть – колет, переколоть, расколотый, укол.

Протащить – тащит, вытащит, затащит, протащить.

Поредел – редкий, редчайший, реденький, нередко.

В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой безударной гласной в сильную позицию. Запишите их в словарь.

Протяженность, травоядный, предусмотрительность, кораблекрушение, кровопролитие.

Полнолуние, багровый, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, укротитель, безобразие, безоговорочно, топорный.

Бесконечность, берлога, необъяснимый, балетный, ватага.

Престарелый, ослепительный, компания, вокальный, приближение, доброжелательный.

Укоренившийся, развлечение, воплощенный, ворчание, основательный, скороспелый.

Впечатление, просветитель, преподавание, посвящение, восторженный, отличительный, газета.

Привлечение, гармонист, отдаленный, выдающийся, глагол, гитара.

Бессодержательный, горизонт, очередь, огорчение, оросительный, наслаждение.

Натощак, громадный, роскошный, пригодившийся, утешение, стесняющийся, взволнованный.

Пересадить, ознаменовать, детальный, дразнящий, сумерки, предсказание, дирекция.

В словарную копилку (из истории слова)

Обаятельный – баять;

Благодарить – благо, дар;

Близнецы – близко;

Возразить, заразить – сразу;

До свидания – видеть;

Жилец – жить;

Кора – корка;

Напряженный – пряжка;

Ошеломить – шлем;

Владыка, овладеть – власть;

Вспорхнуть, порошок, пороша – порох;

Перчатка – перст;

Смекалка – намёк;

Сокровенный – сокровище;

Покровительство – кров;

Винтовка – винт.

Печаль, печать – печь(жжет);

Обаятельный – баять .

На основе любого из слов, данных выше, напишите лингвистическую миниатюру. В качестве образца можно использовать мини-сочинение ученицы 6 класса из книги Т. А. Печеневой

Долина и даль

В пятом классе я писала в слове долина букву а, проверяя безударную гласную будто бы однокоренным словом даль.

На занятии кружка «В мире слов» нам рассказали, что в слове долина корень будет дол (низ); долина значит «там, где низко», а не то, что расстилается перед нами вдаль.

Теперь я знаю, что слово долина можно проверить этимологическими «родственниками» дол, вдоль, продольный, и в этом слове уже никогда не допущу ошибки.

Составьте и запишите предложения со словами:

Спеши– спиши ; примирить – примерять; развивается – развевается; поласкать – полоскать; поседеть – посидеть; отварить – отворить; запевать – запивать, посвятить – посветить; умолять – умалять; утешать – утихать; разредить – разрядить, озимь – оземь.

Игра «Букву заменить – смысл слова изменить»

В игре предлагается по описанию слов угадать их и правильно записать.

  • С е можно что-то сделать с обувью и одеждой, с и можно восстановить согласие (примерять – примирять);
  • С о всегда будешь чистым и опрятным, а с а – нежным и добрым (полоскать – поласкать);
  • С а будешь местным старым жителем, с о – оберегал дом от воров);
  • С о можно отделить воротник от одежды, с а – можно паром сделать одежду прямой;
  • С е можно сделать в комнате светло, с я можно всё свое свободное время отдать любимому увлечению;
  • С о можно достать картошку из земли, с у можно сделать щенка чистым;
  • С о – одно из ласкательных названий домашнего питомца. с а – одно из мест для зимних забав.

Словарный диктант

Зак…лить, зак…лоть, пок…рять, уг…дать, приг…дится, сож…ление, др…жать, др…знить, потр…сение, созр…вание, изм…рение, прим…рение, сост…влять, перед…вать, прис…дание, зас…делся, изв…нение, охр…нять, огр…дить, вл…стелин, затв…рять, пот…желел.

Придумайте и запишите грамматическую сказку на одну из тем:

  • Заколдованные буквы.
  • Ударный и безударный.
  • Страна ошибок.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

– Спишите их. Только не спешите.

Все пишут, а Коля – нет…

– Почему ты не работаешь, Коля?

– Я не знаю, что делать. То вы говорите «спишите», то – «не спишите»…

Как вы думаете, почему растерялся Коля?

Какие ошибки можно допустить в данном предложении? Как их можно избежать?

Деревенский старожил сад колхозный сторожил.

Гласные звуки купили когда-то

По два нарядных костюма на брата.

– По два костюма на брата?!

Не много ли?!

Гласные звуки, я думаю, щёголи,

Франты, лентяи, гуляки…

– Да что ты?

Звукам костюмы нужны для работы!

А для чего им переодеваться –

В этом попробуй-ка сам разобраться. (В. Левин)

Ответьте на поставленный вопрос.

Почему мама «не поняла» записку дочери?

Мамы не было дома, и Наташа оставила на столе записку:

«Пошла в ателье примирять платье». Когда она вернулась, мама спросила: «С кем же твое платье поссорилось?»

Попытайтесь к данным словам подобрать сложносокращенные слова, в которых безударная гласная в корне слова слышится ясно.

Математика – физмат, корабль, батальон, натуралист, велосипед, дивизия, информация, корреспондент, команда, комитет, магазин, промышленность, ремонт, специалист, факультет, бригада, хозяйство.

«Соколиный глаз».

Выпишите из текста слова с данной орфограммой. Подберите проверочные слова. Кто самый внимательный(заметит все слова)?

Вариант 1

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое усыпительное и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно, поэтому после него начинают буйно лезть грибы. (К. Паустовский)

Вариант 2

Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам, понеслись куницами по земле. Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)

Правописание проверяемых

согласных в корне слова

«Отыщите родственников»

Запишите данные ниже слова вместе с двумя-тремя проверочными словами (слова записаны на карточках в форме листочков, цветов, звездочек и др. )

Оши…ка, коро…ка, фура…ка, руба…ка , канн…ка , укла…кА, стару…кА, пого…кА, зама…кА, ни…кий, у…кий, про…ба, ро…кий, тетра…кА, застё…кА, лоды…кА, коври…кА, сма…кА, сладкое…кА, фля…кА, сороконо…кА, площа…кА, развя…кА, вя…кий.

Решите орфографические задачи.

Кузнечный моло… – совсем еще моло…; мелкая изморо…ь – серебристая изморо…ь; глубокий пру… – гибкий пру…; приехал на съе… – он быстро съе…; све…ти по лес…нице – све…ти сено; ве…кий довод – вя…кий грунт; громко свис…нуть – свис…нуть с ветки; искус…ный мастер – искус…венный цветок; ше…. ствовать над малышами – важно ше…ствовать.

Словарный диктант

Счетовод, украдкой, площадка, объездчик, завод, дождь, соседка, молодцы, посадка, молотьба, загадка, ходьба, бородка, городской, вход, погодка, зубцы, перчатки, посадка, изредка, накидка, гребцы, беседка, под уздцы, ягодка, дудки, находка, увядший, юбка, голубчик, губка, улыбка, столб, кнопка, озноб, прорубь.

Помогите Незнайке найти и исправить ошибки.

Ленивцы, скорлупка, останофка, ручка, булафка, диктовка, филосовский, пристафка, жираф, травка, круг, изгороть, лягушка, лодка, крушка, укаска, хлеб, овраг, немношко, скольско, навясчивый, коротышка, сапошки, шупка, вниз, кокти, прышки.

«Волшебная полянка»

На доске размещены бумажные цветы со словами. Нужно найти и «сорвать» (выписать) только цветы со словами, в которых вместо пропуска нужно вставить з.

Обо…, га…, водола…, гру…, заказ…, шлюз…, арбу…, расска…, моро…, гла…ки, обра…цы, выпол…, вё…, исче…, ро…, проле…, выро…, спа…, гры…, унё…, увя…. , сле… , свя…ь, запи…ь, ло…ь.

Непроизносимые согласные

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И, что писать,

Неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять,

Чтоб за звуком непонятным

Гласная стояла. (Радионяня)

Игра «Прятки»

Помогите отыскать в некоторых словах непроизносимые буквы.

Прелес…ный, извес…ный, опас…ный, радос…ный, ше…ствие, наез…ник, сверс…ник, трос…. ник, доблес…ный, грус…ный, влас…ный, поверхнос…ный, пас…бище, ус…ный, гиган…ский, лес…ница, учас…ник, поз…ний, ужас…но, ровес…ник,.

В словарную копилку

Слова сверстник и ровесник образованы с помощью суффикса – ик от исчезнувших прилагательных со значениями соответственно , «одинаковый по возрасту» и «одинаковый по годам». Их дальние «родственники» живут в современном языке. У слова сверстник – это тот, кто прошел с тобою одинаковые жизненные версты. А у слова ровесник в «родственниках» прилагательное ровный и существительное ровня. Слово весна ни в каком родстве со словом ровесник не стоит, но для запоминания можно предложить такие фразы:

Сверстник вырастает с версту( в каждом слове т).

Рос ровесник всю весну (нет т ни в одном слове).

Письмо по памяти

Вариант 1

И опасно, и ужасно

Букву т писать опасно.

Всем известно,

Как прелестно

Букву т писать уместно.

Вариант 2

Грустный, радостный, несчастный

И прелестный, и ненастный,

Злостный, постный, частный, местный,

Неизвестный, устный, честный.

Этих слов не забывайте,

При письме в них т вставляйте.

Игра «Попугай»

Ученик вытягивает карточку, называет слово(с пропущенной буквой) и подбирает проверочное.

Ужасный – ужасен, безопасный – безопасен, праздник – празден, прелестный, честный, радостный, ненастный, чудесный, гнусный, безвыездно, вестник, гигантский, пастбище, несчастный, окрестный, шестнадцать, словесный, телесный, небесный, тростник, резцы, брусчатка, хлёсткий, явственно, совместно, областной.

Игра «Кто больше»?

Напишите как можно больше слов с непроизносимыми согласными.

т

д

в

л

лестница

праздник

чувство

солнце

Домино «Подбери антонимы»

Учащиеся вытягивают карточки из шкатулки. Необходимо подобрать антонимы с орфограммой непроизносимого согласного.

Письменная речь – устная, будничные дни, просторная изба, печальное известие, ранняя весна, ясный день, мягкие волосы, небольшой стадион, неумелый оратор, скучное занятие, знаменитый художник, веселая песня, счастливый случай, знакомый человек, хитрое поведение.

Домино «Подбери синонимы»

Учащиеся вытягивают карточки из шкатулки. Необходимо подобрать синонимы с орфограммой непроизносимого согласного.

Молчать – безмолвствовать, знаменитый поэт, умелая мастерица, всадник, ровесник, пропасть, дождливая погода, великолепный вид, страшная картина, рискованное предприятие, неглубокий ответ, печальное лицо, огромное здание, жестокий человек, мужественный воин, тяжелая и занимающая много места мебель, равнодушный человек, предвидеть события, правдивый мальчик, торжественно идти, очаровательная девушка, наглый лжец, оставшееся в памяти людей имя, пасмурное утро, лишенное способности речи существо, непорядочный поступок.

Распределительный диктант

Учитель предлагает карточки в форме грибов либо ягод. На обратной стороне слова с пропущенной орфограммой . Необходимо разложить в нужное лукошко.

есть непроизн. согл. нет непроизн. согл.

Вес?ник, выс?лать, скорос?ной, вирус?ный, влас?ный, возрас?ной, глас?ность, жалос?ный, живопис?ный, искус?ный, лес?ный, ненас?но, небес?ный, неснос?но, отвес?ный, поверхнос?но, победонос?ный, прихвас?нуть, телес?ный, ужас?нуться, тяжеловес?ность, хлес?нуть, целос?ность, час?ный, чес?вовать.

Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

1. День торжества, установленный в честь или память кого-нибудь.

2. Небесное тело, самая близкая к Земле звезда.

3. Сооружение в виде ряда ступеней для подъема и спуска.

4. Тот, кто участвует в чем-либо.

5. Пространство, определенное место, участок на земной поверхности.

6. Водяное или болотное растение из семейства злаков с коленчатым твердым стволом.

7. Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка.

8. Одинаковый по возрасту.

Игра «Кто больше»?2 команды. Учащиеся поочередно выходят к доске и записывают прилагательные с орфограммой непроизносимого согласного. Слова не должны повторяться.

Чередование о-а в корне слова

Гор/гар, зор/зар, клон/клан, твор/твар

Загорелый, наклоненье, озарить и озаренье –

Что писать под удареньем,

Что писать без ударенья?

Мы под удареньем пишем

Без сомненья то, что слышим.

Если ж звук без ударенья,

Вызывает он сомненье. (С. Бондаренко)

Письмо по памяти

С безударной в озарить –

Зар тут надо утвердить!

Зор всегда под удареньем.

Это легкое ученье!

С безударной в загореть

Гор тут надобно иметь.

С удареньем будет гар,

Если черен твой загар!

Только о без ударенья

В корне клон и корне творю

Утварь – это исключенье.

Так осталось до сих пор. (З. Мороз)

Скороговорка

Головешки догорали , да не выгорели.

Папа с мамой горевали, да не выгоревали.

Узелок на память

Рисуем пейзаж с заходом солнца и на нем записываем монолог светила:

Клонюсь,

Горю,

Творю

Зарю.

Корни, правописание которых зависит от ударения. (С. Г. Зелинская)

Загадки

Отгадайте загадки. Выпишите слова с изучаемой орфограммой, объясните правописание.

Без огня г…рит, без крыльев л. . . тит, без ног бежит. (Солнце, туча, река. ) что без огня г…рит? (Солнце. ) По з…ре з…рянкой к…тился шар вертлянский: никому его не обойти, ни объехать. (Солнце. ) Захочу, так покл…нюсь, а поленюсь, так пов…люсь. (Топор. )

Пословицы

Вставьте в пословицы недостающие слова с изучаемой орфограммой. Как вы понимаете смысл данных пословиц?

Кто добро…(творит), того Бог благословит.

Исподволь и сырые дрова… (загораются).

Чем лаптю …(кланяться), так уж … (поклонюсь) сапогу.

Древо доброе и плоды добрые …(творит).

У работящего в руках дело огнем …(горит).

…(Зарю) проспать – рубля не достать.

Куда дерево …(клонилось), туда и повалилось.

Чего себе не хочешь, того и другому не … (твори).

«Волшебное» предложение для правописания корней плав/плов:

Пловец и пловчиха плывут на восток, туда, где мигает маяк-ПОПЛАВОК.

Третье «лишнее»

Сотв…рение, утв…рь, тв…рец.

Попл…вок, пл…вунец, пл…вец.

Приг…рь, уг…рел, г…рение.

З…ревать, зрницы, оз…рилось.

Четвертое «лишнее»

Горе, горелый, горевать, огорчиться.

Гористый, горка, горелка, горный.

Загорать, гора, пригорок, гористый.

Зоркий, зорька, прозорливый, взор.

Перфокарта

Запишите номера слов, в которых в корне будем писать о.

  1. пок…н
  2. пл…вник
  3. пл…вучесть
  4. дог…рает
  5. заг…релый
  6. скл…нение
  7. накл…нение
  8. з…рянка
  9. кл…няться
  10. утв…рь
  11. тв…рец
  12. з…ренька

Распределительный диктант.

Скл…ниться над ручьем, накл…нить голову, накл…няться над вышиванием, прекл…няться перед гением, прекл…нить колени, откл…нение в сторону, затв…рить дверь, затв…рять калитку, чудесное тв…рение, раств…рить окно, раств. . рять ворота, нераств…римые вещества, раств…ритель металлов, домашняя утв…рь, хорошо заг…рать, заг…реть на берегу моря, медленно сг. . рать, красивый заг…р.

Графический диктант

Сг…реть до тла, двигатель внутреннего сг…рания, заг…релая женщина, дог…равший костер,стойкий з…гар, усилить г…рение, наг…рает немного, каша приг…рела, сг…рает от любопытства, старик уг…рел, оз…рять пламенем, оз…рить солнцем, оз…ренный молнией, яркие з…рницы, пение з. . рянки, тихие з…ри.

Ключ:

ооооаоооооааааао

Придумайте и запишите загадку, используя слово(а) с чередующимися о,а в корне , написание которых зависит от ударения.

Придумайте и запишите любой совет, используя слово (а) с чередующимися о, а в корне слова, написание которых зависит от ударения.

«Волшебная ромашка»

Учитель предлагает бумажный цветок, на каждом лепестке которог с обратной стороны записаны слова с пропущенными буквами. Ученики срывают лепестки и правильно записывают слова.

Г…релка, з…рница, уг…реть, подг…ревший, пог…релец, несг…раемый, заг…р, выг…ранние, покл…няться, скл…ниться, прикл…нить, накл…ненный, тв…рец, оз…ренный, з…ревой, оз…рять, з…ька, откл…няться, укл…няться, скл…нение, г…рят, разг…рается, приг…реть, г…рящий, наг…реть, сотв…рила, раств…рение, натв…рить, сг…ряча, вытв…рять, стихотв…рение.

Лаг/лож, скак/скоч, рос/раст/ращ

Невесть что растет в болоте –

Заросло.

Подрастал он без заботы –

Не везло.

Вырос парень,

Хоть куда.

Да с учебою беда –

Стыд на все село.

В телевизор нос уткнул.

Над учебником заснул.

Ерунда.

Вырастала лень его

Выше парня самого –

Вот беда. Так уж беда. (З. Мороз)

Игра «Узнай себя»

– Ребята, в стране Орфография в лесу Чередующихся Корнев потерялись буквы А и О. Помогите их отыскать.

Учащиеся получают карточки с буквами. Учитель называет или показывает словосочетание с орфограммой. Если нужно вставить букву А – поднимают карточки те ученики, которые «узнали» себя, т. е. получили карточку с данной буквой. Так же и с буквой О.

Сберегли р…стение, небольшой р…сток, возр…ст дерева, выр…сла за год, р…стут около дома, богатая р…стительность, густые зар…сли, надо повзр…соеть, подр…сли на грядке, выр…щенный нами сад, произр…стать в пустыне, водор…сли слева от меня, выр…стет из почки, новая отр…сль промышленности, деревья ср…слись, обр…стает мхом, молодая пор…сль, кустарники разр…слись.

«Лови ошибку»

Предлагается записать словосочетания, решив орфографические задачи. Побеждает тот, кто «поймает» все ошибки( т. е. исправит).

Скокал рядом, выскочил из-под стола, поскокали на конях, поскокала прочь, поскачил высоко, доскакал до дерева, наскочил на камень, стал выскочкой, купил скокуна, проскачил поворот, сделал скочок, прискакала к нам.

Придумайте и запишите сказку о маленьком росточке, употребляя слова с изучаемой орфограммой.

Словарный диктант

Заложить, росли, излагать, изложение, вырос, растительное, поросль, проросли, предлагать, росток, нарастает, сложить, подросли, уложить, Ростислав, предложение, заскочить, заросло, полагать, сращение, вырастет, располагать, прилагательное, водоросли, срослись, выскочить, зарастает.

Графический диктант

Зарисуйте цветным карандашом слова, в которые нужно вставить букву а.

Подл…жить, перр…сли, перел…жить, возр…стной, наск…чить, прил…гать, прир…сли, заск…катьт, прил…жжение, Р…стов, выл…жен, переел…жили, сл…жжение, безотл…гательный, распол…гали, выр…стить, ск…кать.

«Корректор»

Задача учащихся записать все слова правильно, исправив ошибки. Сколько ошибок допустил ученик? Почему он не прав?

Возлогать, возложить, возложение, отлагать, отложить, отлажение, разлажить, разложение, пазлогаться, пологать, положить, полажение, предлогать, предложить, предложение, предпологать, предположить, предположение, прилагать, прилажить, прилажение, предполажить, предполажение, прилагать, прилажить, приложение, располагать, располажить, располажение, слогать, слогаемое, сложить, сложение, уложить, уложение, низлогать, низложение, низложить.

Кос/кас, мок/мак, равн/ровн

«Следствие ведут знатоки»

Буква О поссорилась с корнем КОС. Теперь невозможно отличить КОС от КАС. Нужно провести научный эксперимент. В этом нам поможет суффикс А. наша задача отыскать корень КОС.

К…саться, к…снуться, прик…саться, прик…снуться, к…сательная, прик…сновение, соприк…саться, соприк…сновение, неприк…сновенный, к…сание, неук…снительно, неприк…сновенность.

Придумайте и запишите сказку о корнях, которыми командует суффикс –А-.

Узелок на память

рАвнина пишется с буквой А.

для равнины нужно, чтобы место было горизонтально-плоское, т. е. чтобы все ее точки были на равном расстоянии от уровня моря. На РА-А-А-ВНОМ! Поэтому она – равнина (По М. Панову)

Запомните!

РАвнина, рАвнение, рАвняйтесь, подрАвняться в шеренгах, порАвняться с кем-либо, все рАвно.

УрОвень, порОвну, рОвесник.

Карточка для проверки

Выпишите слова с пропущенными буквами, обозначьте орфограмму.

Он подр…внял ножницами бахрому воротничка. Дыши р…внее. Р…внодушие – это безразличие. Три плюс два р…вняется пяти. Он сохранял устойчивое р…вновесие. Я предлагаю р…вноценную услугу. Нельзя всех р…внять при оценке знаний. Надо выр…внить дорожки в саду. Это р…внозначные величины. Данное ур…внение решается легко. Необходимо зар…внять участок и подр…внять клумбы. Р…вномерное движение машины вызывало спокойные мысли.

Обобщение изученного

о чередовании о-а в корне слова

Продолжите сказку. Подчеркните орфограмму «Чередование о-а в корне слова».

Муравей Ростислав пробирался сквозь густые заросли травы, взбирался на холмики, смело шел к блестевшей, как алмаз, росинке. Заря окрасила ее в алый цвет. Прикоснувшийся луч солнца заставил загореться огнем. «Кто положил туда эту капельку? Вот дойду и разберусь». – думал муравей.

Орфографические пятиминутки

Наклониться, изложить, слагаемые, зарница, сгореть, обложить, приросли, гореть, непромокаемый , озарять, вытворять, равновесие, подровнять, плавники, сплавлять, поплавки, претворить.

Отрасль сельского хозяйства, красивое растение, зеленые водоросли, заросло травой, непромокаемый плащ, несгораемый шкаф, преклонный возраст, выращенная яблоня, прорастание семян, предположение отпадает, выскочил неожиданно, заря занимается, уровнять в правах, от зари, промочить сапоги, макать хлеб в молоко, уложить чемодан, излагать материал, ситец выгорел.

Изложение, растение, гореть, заря, зарница, отросток, слагаемое, пригорелый, наложение, росток, сращение, Ростов, заросли, водоросли, уложить, полагать, отложить, растительный, наклонить.

Помочил, догорать, притворился, подскочить, подложить, отклонение, переложить, соскочить, неукоснительно, прирастает, разложили, доросли, обросли, озарение, проскочить, переросли, догорает.

Предложить, поклонение, выросли, проложила, благотворительность, облагать, наложить, возрастной, прикосновение, намочили, подрастает, пригореть, сплавлять, кланяться, коснуться.

Чередование е/и в корне слова

«Волшебные фразы»

Если видим суффикс а – в корне пишем и всегда.

Ноги вытер? Вытирай!

«Дерево мудрости»

На доске изображено дерево с бумажными листочками. На каждом листочке с обратной стороны написана пословица. Учащиеся поочередно срывают листочки.

– Выпишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание. Как вы понимаете смысл пословиц?

Из двух зол выб…рай меньшее.

Не все то золото, что бл…стит.

Ранняя птичка носок проч…щает, а поздняя глаза прод…рает.

Ешь горькое, доб…решься и до сладкого.

Долги помнит не тот, кто б…реет, а кто отдает.

Не боги горшки обж…гают.

Скупые, что пчелы: мед соб…рают, да сами ум…рают.

Добрые люди ум…рают, да дела их живут.

Соб…рай по ягодке – наб…реешь кузовок.

За все б…реется, да не все ему удается.

Одной рукой соб…рай, другой раздавай.

Малая искра города подж…гает, а сама прежде всех пом…рает.

Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.

Так работаем, что недосуг носу ут…реть.

Кого слова не б…рут, с того шкуру д…рут.

Долго журавль летает, а мозолей не нат…рает.

Всякий гриб в руки б…рут, да не всякий гриб в кузов кладут.

«Следопыты»

Помогите найти потерявшуюся букву Е

Уб…раю комнату – уб. . ру комнату, отп…рать замок – отп…реть замок, зам…реть от восторга – зам…рать от восторга, раст…реть сахар в ступке – раст…рать сахар в ступке, уд…рает без оглядки – уд…рет без оглядки. , разж…гать костер – разж…чь костер, выч…тать одно число из другого – выч…сть одно число из другого.

Заж…гать елку, заж…гание спички, фитиль заж…галки, выж…г цифры, расст…лать лен, ярко бл…стеть, бл…снуть знаниями, бл…стящие глаза, бл…стать опрятностью, бл…стательный успех.

Письмо по памяти

Люди пишут, а время стирает,

Все стирает, что может стереть.

Но скажи, если слух умирает,

Разве должен и звук умереть? (С. Маршак)

Понятен ли вам смысл стихотворения?

Орфографическая минутка

Расст…лать, разб…ру, проб…раться, заж…гать, забл…стел, зам…рать, бл…стеть, зап…реть, уд…рать, зам…рло, зат…реть, наб…рать, выд…рать, расст…лил, заб…рем.

«Грамматический магазин»

На столе учителя лежат картинки с изображением различных продуктов. На обратной стороне слова с пропущенными буквами. Ученики только в том случае «покупают» понравившийся продукт, если правильно вставят букву и объяснят правописание слова. Победит тот, кто сможет сделать больше покупок.

Зан…мать, бл…стательный, обж…гание, прот…реть, пост…лать, выч…тать, заст…лить, отж…мать, выб…рать, зат…реть, зам…реть, выч…тание, отн…мать, предпр…ниматель, расст…лить, переб…рают, приж…гание.

Правописание о, е(ё) после шипящих и ц

Письмо по памяти

Преступник ночью дом поджег,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе обжег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог. (Е. А. Дмитриева)

«Толковый словарь»

Узнайте слово по толкованию запишите, обозначьте орфограмму.

  1. Наездник на скачках, бегах .
  2. Глухой шум от трения .
  3. Детеныш галки.
  4. Общее расстройство функций организма.
  5. Ощущение жжения в пищеводе.
  6. Сделанный из холста.
  7. Мощеная щебнем дорога.
  8. Водитель автомобиля.
  9. Ярко-красный, багровый.
  10. Цирковой артист, подбрасывающий и ловящий одновременно несколько предметов.
  11. Сделанный из камыша.

1. ж

о

к

е

й

2. ш

о

р

о

х

3. г

а

л

ч

о

н

о

к

4. ш

о

к

5. и

з

ж

о

г

а

6. х

о

л

щ

о

в

ы

й

7. ш

о

с

с

е

8. ш

о

ф

ё

р

9. к

у

м

а

ч

о

в

ы

й

10. ж

о

н

г

л

ё

р

11. к

а

м

ы

ш

о

в

ы

й

Скороговорки

Щетинка у чушки, а чешуя у щучки.

Шла Саша по шоссе.

«Детективы»

Продолжите детективную историю. Выпишите слова с изучаемой орфограммой. Объясните их правописание.

Рано утром черный чопорный Кот , сверкая свежевымытой шёрсткой, шел по дороге, размахивая ключом от большого дома. Было свежо. Кот был голоден: только корка черствого хлеба торчала из кармана его пиджака. Хотелось чего-нибудь свежего и вкусного. Но надо было спешить на встречу с товарищем. В это время тень чужого существа метнулась за угол, а через минуту чей-то недобрый голос сказал : «Всё, Кот, пришел. Заходи».

«Четвертое «лишнее»

Ш…пот, ш…рох, щ…тка, щ…чка.

Ш…ссе, ш…фер, ш…в. ш…лк.

Ч…рствый, ч…портный, ч…рный, расч…ска.

Пощ…чина, ж…лтый, ж…нглер, ж…сткий.

«Соколиный глаз»

Выпишите все слова с орфограммой «Правописание о-е (ё) после шипящих и ц». Объясните правописание данных слов. У кого соколиный глаз? Кто заметит все нужные слова?

Мой дедушка работает врачом. Он живет в деревне. Его уютный домик с красной крышей стоит в саду. Здесь всегда хорошо.

Прямо перед крыльцом замерла белоствольная березка. Ее листья кажутся золотыми, а вся она – огромной свечой. Рядом густым багрянцем пламенеют высокие клены. А чуть подальше под густой зеленью красавцев дубов спряталась беседка, обвитая плющом. (Е. А. Дмитриева)

«Наоборот»

Напишите слова, по смыслу противоположные данным прилагательным. Обозначьте в них изучаемую орфограмму. Объясните правописание.

Мягкий диван (жесткий). Свежая булочка. Белый хлеб. Дорогая ткань. Легкая ноша.

«Волшебный сундучок»

Учитель предлагает учащимся отгадать загадки, приготовленные волшебным сундучком (красиво украшенной коробкой). ребята поочередно вытягивают карточки со словосочетаниями. Вставляют нужную букву, объясняют правописание.

Ж…ский диван, боч…нок с водой, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесня трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, ч…порный человек, тяж…лый груз, сильный ож…г, борьба с саранч…й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, смешная собач…нка. Жж…ный кофе, ноч…вка в лесу, вооруж…нное нападение, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, мягкая ш…рстка, ц…канье копыт, идти с отц…м, превосходный танц…р, глянц…витая бумага, танц…вать вальс, склониться над криниц…й, гарц…вать на лошади, облиц…вка здания, облиц…вать стены, погрозить пальц…ем.

Игра «Волшебная палочка»

– Давайте представим, что ваши ручки для письма – это волшебные палочки. Давайте взмахнем ими и превратим все данные слова в малышей. В этом помогут нам суффиксы –ок, -ек, -онк-, -онок-.

Грач –грачонок, сынок, петух, собака, душа, знак, бумага, снег, мышь, сапог, река, заяц, друг, звонок, пух, клубок, сук, пирог, старуха, флаг, юбка, берег, кулак, порог, ящик, замок, волк, индюк, кукушка, червяк, язык.

«Интеллектуальный марафон»

Нашу грамматическую дистанцию «пробежит» тот из вас быстрее, кто сможет первым поставить существительные в т. падеж, записать, обозначить орфограмму.

Пуща, туча, ландыш, пляж, жилище, душ, падеж, кожа, марш, душа, чертеж, ханжа, каша, шпионаж, чудовище, баржа, пища, шалаш, овца, палач, лапша, гуляш, госпожа, крепыш, морж, стужа, луч, малыш, письмецо, чаща, продажа, задача, багаж, скрипач, мятеж, пейзаж, продавец, персонаж, силач, спартаковец, реванш, пловец, камыш.

«Море Ошибок»

Помоги Незнайке удачно переплыть море Ошибок. Найдите слова с ошибками и запишите правильные варианты.

Дача, скрытая плюющем, не заманишь калачём, с зажженной свечёй, укрыться плащом, работать врачём, плечом к плечу, открыть ключом, четкий рисунок, отчет о работе, дешовый билет, черпать ковшом, замшевое платье, веселая девченка, мелкая душонка, ландышевый запах.

Диктант наоборот

Преобразуйте словосочетания по образцу. Объясните изучаемую орфограмму.

Мешок из холща – холщовый мешок, запах ландышей, заросли камыша, маленький медведь из плюша, примочки из свинца, блок для пищи, дорога в форме кольца, ус моржа, сустав плеча, старик с сединой, варенье из груш, мех песца, площадь у дворца. Игрушка из плюша, сок груши, клык моржа, мешок для вещей, занавеска из ситца, иглы ежа, вода из ключа, руда кварца, пули из свинца, отбросы пищи.

«Магазин слов»

Учащиеся вытягивают картинки и записывают название изображенных предметов словами с изучаемой орфограммой, аргументируя правильное написание.

2 команды. На доске записаны слова в два столбика (либо тянут карточки). Представители каждой команды записывают слово, правильно решив орфографическую задачу. Кто быстрее доберется до вершины?

Щ…чка, щ…тка, беч…вка, ш…лк, ш…к, ш…ссе, скрипач…м. ландыш…м, ож…г руки, ож…г руку, ж…лоб, ч…рствый, прич…ска, верблюж…нок, ч…рточка, еж…нок, крыж…вник, грач…м, овощ…м, тираж…м, рубаш…нка, снеж…к, свеч…й, старич…к, башмач…к, кож…й, реч…нка, реш…тчатый, ш…пот, Ш…тландия, жж…ный, ж…кей, воротнич…к, мальч…нка, рощ…й, мозжеч…к, страниц…й.

Перечислите блюда, которые вы приготовите на обед (ужин), используя слова с изучаемой орфограммой.

Напишите небольшой текст на тему «В саду», используя данные слова.

Реш…тка, ш…пот, ш…рох, ш…лковый, ж…лтый, крыж…вник.

Метки: Русский язык