Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Резервы обучения чтению младших школьников

Резервы обучения чтению младших школьников

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

1. Формирование техники чтения и приёмов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

3. Приобщение детей к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной.

4. Развитие устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представления в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Учёные, опираясь на опыты учителей, отобрали 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость, ввели их в тесты, анкеты, протестировали более 200 учащихся. Оказалось, что существует фактор №1, который воздействует на успеваемость, – скорость чтения.

К концу 4 – го класса ученик должен осознанно, правильно, выразительно читать подготовленный текст. Темп чтения вслух – 85 – 90 слов, про себя – 100 – 140 слов. Почему? Именно в этом темпе достигается лучшее понимание текста ребёнком. Если скорость чтения повышена до 180 слов в минуту, то понимание текста ухудшается. Ухудшается оно и при пониженной скорости чтения до 120 слов в минуту. Ученику приходится возвращаться к началу текста дважды, трижды. Ребёнок, который не умеет читать, испытывает большие затруднения при выполнении домашних заданий. Ему неинтересно на уроках, он неусидчив, вертится, не хочет посещать библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не удовольствие, а мука.

Быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.

Как же добиваться скорости чтения?

Работу по формированию навыков чтения я начала с того, что в начале 2-го класса провела собрание для родителей по теме «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка».

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

В ходе подготовки собрания было проведено анкетирование среди детей (Приложение 1), родителей (Приложение 2). На собрании выступила библиотекарь школы. Она сообщила результаты исследования читательских интересов по классу и рассказала о культуре чтения школьника и в чём она заключается. Затем я познакомила родителей с выставкой рекомендуемой литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке, вручила список обязательной и рекомендуемой литературы для чтения в начальной школе. В ходе собрания родители обменивались мнениями по развитию читательского интереса и умений в семье, работали с памятками (Приложение 3). В конце собрания родители приняли решение:

1. Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ними прочитанное. (Приложение 4)

2. Каждой семье найти время для организации семейного чтения.

3. Помогать ребёнку вести читательский дневник.

Читательский дневник дети веду с родителями на протяжении всей начальной школы.

Очень нужно, чтобы родители слушали, как читает их ребёнок, исправляли ошибки, следили за чёткостью произношения, за выразительностью. Совместное чтение вслух, беседа о прочитанном, приближают ребёнка к родителям, помогают быстрее преодолеть нежелание читать.

Работа над техникой чтения – процесс длительный и не всегда привлекательный для детей. Чтобы ребёнок научился нормально читать и его интерес к учению повышался, я использую следующие рекомендации наших учёных.

Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Человеческая память устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькнёт и исчезнет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие – то умения, довести их до автоматизма, до навыка, то мы не должны проводить длинные упражнения по времени, а короткие, но с большей частотой. Т. е. , например, в 1 классе читать текст по абзацам с перерывами в 1 – 2 минуты. Такое чтение будет наиболее эффективным.

Жужжащее чтение (вслух вполголоса в школе, вслух дома).

Первоклассники ещё только учатся читать по слогам. Для них это трудная задача. Совершенно необходимо, чтобы ребёнок читал вслух очень медленно по слогам, вглядываясь в каждое слово, не пропуская букв и не заменяя их. Конечно, в школе на уроках учитель следит за этим.

С этой целью я перед изучением нового произведения выписываю на доску трудные для произношения слова. Ребята прочитывают их по слогам, объясняют значение и уже потом, встретив в тексте, прочитывают без затруднений.

Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Поэтому, стихотворение лучше учить перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Если ребёнок не любит читать, необходим режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребёнок, прочитав 2 – 3 строчки, получает короткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы: две строчки прочитал, отдохнул. В диафильме почти 40 кадров, это 80 строк. Поэтому, читать надо поочерёдно. Родители читают, помогая ребёнку преодолеть трудности. Хорошо бы просмотр диафильмов проводить перед сном.

Развитие техники чтения тормозится из – за слабо развитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребёнок читает предложение из 6 – 8 слов. Дочитав до 3 – 4 слова, забыл первое. Поэтому он никак не может уловить смысл предложения, увязать всё воедино. Необходимо поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработал профессор И. Т. Федоренко. Особенность предложений такова: если первое содержит 2 слова – 8 букв, то последнее – 8 – 9 слов – 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1 – 2 буквы. Время работы составляет 2 месяца. Таким образом, за 2 месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может запомнить предложение из 6 – 8 слов, но при условии, что работа будет вестись ежедневно. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее. (Приложение 5)

На своих уроках я применяю очень эффективные 3 упражнения из системы Федоренко:

– многократное чтение;

– чтение в темпе скороговорки;

– выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.

При проведении многократного чтения следует учитывать, что темп чтения детей разный. Нужно давать одинаковый промежуток времени, например 1 минуту. После того, как я прочитала начало нового рассказа, а затем осознано, осмысленно ученики, мы читаем вместе в течение 1 минуты. Ученик отмечает до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик видит, что во второй раз он прочитал больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции, ему хочется читать ещё раз. Однако читать более 3 –х раз один текст не следует. Лучше изменить характер упражнения. Например, поупражнять на этом же тексте артикуляционный аппарат. Вот для этого и предназначено следующее упражнение – чтение в темпе скороговорки.

При чтении в темпе скороговорки не надо требовать выразительности чтения, но зато повысить требования к чёткости произношения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 секунд. (Приложение 6)

Начинается 3 – е упражнение. Теперь этот же текст я прошу прочитать медленнее, но красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть и переходят на незнакомую часть текста. И здесь совершается маленькое чудо. Состоит это в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший отрывок, выработавший повышенный темп чтения, продолжает читать и новую часть в повышенном темпе.

Его возможностей не надолго хватает: на полстрочки, на строчку. Но ежедневные тренировки ребёнка увеличивают длительность чтения в повышенном темпе и через 2 – 3 недели улучшается чтение.

Последняя рекомендация: самозамер скорости чтения. Ребёнок в течение 1 минуты читает текст, пересчитывает слова и отмечает на диаграмме. Эта работа проводится 1 раз в неделю дома под контролем родителей.

В начале каждого урока чтения ученики выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастики. (Приложение 7)

Таким образом, на уроках чтения происходит формирование ученика как грамотного читателя. В нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в чтении, в использовании приёмов понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Приложение 1.

Анкета для учеников

1. Как ты считаешь, может ли человек жить без книги? _______________________

2. Нравится ли тебе читать книги?________________________________________

3. Какие книги ты читаешь с удовольствием?_______________________________

_____________________________________________________________________

4. Нравится ли тебе получать книги в порядок?_____________________________

5. Какую книгу ты читаешь сейчас?

_____________________________________________________________________

6. Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?__________________________

7. У вас дома много книг?_______________________________________________

8. Какие детские книги есть в вашей библиотеке?_______________________________________________________________________________

Приложение 2.

Анкета для родителей

1. Нравится ли вашему ребёнку читать книги? ______________________________

2. Сколько времени он проводит за книгой?_________________________________

3. Вы убеждаете своего ребёнка читать или это он делает без принуждения? ______________________________________________________________________

4. Какие книги он предпочитает?__________________________________________

5. Как вы поощряете его читательские стремления?__________________________

_____________________________________________________________________

6. Дарите ли вы своему ребёнку книги? ___________________________________

7. Есть ли у вас на этот счёт какие-то убеждения?___________________________

8. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанное?_______________________

9. Считаете ли вы себя активным читателем?_______________________________

10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?______________

Приложение 3.

Памятка 1. Правила чтения для учащихся

1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.

2. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.

3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты это не сделаешь, твой труд будет напрасен.

4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл прочитанного.

5. Если тебя эта книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физической паузы.

6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.

7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.

8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять её в руки чистой и опрятной.

9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.

10. Если тебе встретились в книге интересные фразы, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка 2. Как готовить домашнее задание по чтению.

1. Внимательно прочитай название произведения, которое тебе необходимо прочитать.

2. Посмотри, кто автор произведения.

3. Внимательно прочитай весь текст.

4. Отметь карандашом смысл непонятных тебе слов.

5. Найди объяснение непонятных тебе слов в словаре или спроси у взрослых.

6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.

7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.

8. Составь план пересказа текста.

9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).

10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.

11. Дай им характеристику, учитывай и собственное время.

12. Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Приложение 4.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей

– Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

– Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

Систематически читайте ребёнку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

– Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов семьи.

– Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

– Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

– Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

– Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

– Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

– Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

– Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

– Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Приложение 5.

Тексты зрительных диктантов.

(По И. Т. Федоренко)

№п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции

Набор №1

1

Тает снег.

8

4

2

Идёт дождь.

9

4

3

Небо хмурое.

10

5

4

Коля заболел.

11

5

5

Запели птицы.

11

5

6

Поле опустело.

12

6

Приложение 6.

ГИМНАСТИКИ

№ П/П

ДЫХАТЕЛЬНАЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

1

(Стоя и сидя).

1. И. П. – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плечи.

2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение 1– 2 сек.

3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4. Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

(Стоя и сидя).

«Губы»:

1. Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд, фиксируя положение.

2. Не разжимая их, растянуть в улыбке.

3. Повторить 2 – 3 раза.

2

(Стоя и сидя).

1. И. П. – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плечи.

2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение 1– 2 сек.

3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4. Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

(Стоя и сидя).

«Губы»:

1. Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд, фиксируя положение.

2. Не разжимая их, растянуть в улыбке.

3. Повторить 2 – 3 раза.

3

(Стоя и сидя).

1. И. П. – встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плечи.

2. С закрытым ртом втянуть носом воздух, разворачивая плечи и грудь. Задержать это положение 1– 2 сек.

3. Сделать шумный выдох через рот и занять исходное положение.

4. Повторить 2 – 3 раза стоя и сидя. В исходном положении «сидя» плечи и руки опущены вниз.

(Стоя и сидя).

«Губы»:

1. Плотно сжав губы, вытянуть их вперёд, фиксируя положение.

2. Не разжимая их, растянуть в улыбке.

3. Повторить 2 – 3 раза.

4

1. Повторить из №1.

2. «Свеча – 1»

(Встать, принять И. П. , сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание и выдохнуть ртом, задувая воображаемое пламя свечи – полоска бумаги).

1. «Губы».

2. «Щёчки»

(Сидя – поочерёдно надувать каждую щёку, перемещая поток воздуха с одной щеки на другую, затем заполнить воздухом обе щёки. 5 – 7 раз).

Литература.

1. Дереклеева Н. И. Родительские собрания. 1 – 4 классы. «Вако». Москва. 2005.

2 Лагутина Е. В. Чтение. Сборник текстов для проверки техники чтения. 1 – 4 классы. «Издат – Школа 2000». Москва

3. Леонтьев А. А. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. ООО «Баласс», Москва. 2004.

4. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Творческий центр «Сфера». Москва. 2004.

Метки: Русский язык