Конспект урока `Зимушка – зима`
Конспект урока `Зимушка – зима`
Цели урока:
1. Систематизировать представление о зиме на основе изученных произведений.
2. Развивать творческие способности обучающихся.
3. Формировать метапредметные умения и навыки.
Оборудование:
1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых. )
Репродукции картин великих художников: «Зимний сад» Васнецова, «Дети в санях» Пелевина, «Март» Исаака Левитана, «Зимний пейзаж» Алексея Саврасова, «Причуды зимы» Романова .
2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П. И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.
3. Листы формата А-3.
4. Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.
Ход урока:
Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
1. Организационный момент.
– Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…
– Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?
– Как вы это понимаете? ( Снежинка – снег – сугробы – зима)
2. Вступительное слово учителя.
– Зима – одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму – зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.
– Давайте посмотрим « Зимнюю сказку». (1-й слайд)
« Побелели поля и пригорки. (2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. (3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках. (4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. (5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. (6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела. (7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось. (8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. (9-й слайд)
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. (10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. (11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. (12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)
– Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка,(14-й слайд) забавы детей(15-й,16-й,17-й слайды) и даже взрослых. (18-й,19-й слайды)
3. Сообщение темы урока.
– Вам понравилась «Зимняя сказка»?
– Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии – создают произведения. )
– Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему: «Зимушка-зима»
– Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)
– Запомните: проект – дело, в результате которого получается продукт.
– Чем может выражаться наш продукт?(стихотворение, музыка, спектакль, газета…)
– Результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. А знание изученных произведений о зиме поможет вам в создании этой газеты.
– Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: «Здравствуй, матушка Зима!»
– Назовите автора и название произведения.
(Александр Пушкин «Вот север, тучи нагогяя…», Фёдор Тютчев «Чародейкою Зимою…», Сергей Есенин «Берёза», Константин Бальмонт «К зиме», Сергей Маршак «Декабрь», Агния Барто «Дело было в январе…», Сергей Дрожжин «Улицей гуляет…», )
– Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.
Создание продукта проектной деятельности
4. Основная часть урока.
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приложите заготовку на вашу страницу.
Варианты названия странички:
1. Гостья– зима. 2. Волшебница– зима.
3. Матушка – зима . 4. Чародейка-зима. 5. Проказница – зима.
Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.
Задание №2.
Да, зима чародейка, волшебница, матушка, гостья, проказница. Так нежно и ласково называли поэты и писатели зиму. А какие ассоциации у вас вызывает это время года? Откройте конверты под №2. Подумайте и запишите их на заготовке и приложите заготовку на страницу, по вашему усмотрению.
По окончании работы дети зачитывают ассоциации.
Задание №3.
Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, и композиторов. Показ слайдов.
Перед вами репродукции картин Пелевина, Романова, Саврасова, Васнецова, Левитана. На этих картинах каждый художник показывает снег в разные месяцы зимы. У Пелевина, Романова и Саврасова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий нежной свежестью;
у Васнецова – изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого. У И. Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.
Я предлагаю вам одну из картин поместить на свою газету. Для этого вам необходимо выполнить задания. Работа с компьютером.
Приложите картину на свою страничку.
Задание №4.
Зима в России долгая и снег в разное время выглядит по-разному. В каком проиэведении мы с вами об этом читали?
Писатель приглашает нас понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы. Откройте конверты под №3.
Следующее задание называется – “Снежная палитра”. У каждой группы будет свой снег. У одних это октябрьский или апрельский снег, у других январский или февральский. Найдите отрывок из рассказа С. Иванова, “Каким бывает снег”. Прочитайте его, выберите подходящее описание снега к вашей картине и на “Снежную палитру” в виде синквейна.
Расположите палитру на листе.
Проверка работ.
Задание №5.
Вот такая зима бывает у нас в России. За это и любима она многими поэтами, писателями, художниками.
Я предлагаю оформить вашу страничку до конца. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “На тройке”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.
Ребята украшают рисунками свои страницы.
5. Презентация продукта
Представление (защита) работ по плану
План:
1) Представиться. (Авторы работы)
2) Защита работ. ( композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы цитаты из изученных произведений. )
3) Назвать источники информации.
4) Определить, где можно использовать готовый продукт.
6. Итог урока. Рефлексия. Сделать снежинки.
– Подошёл к концу наш урок. Найдите конверт под №4, в нем лежат снежинки. Если вы довольны своей работой, то разукрасьте шапочку снежинки и нарисуйте ей улыбку. Если вы не очень довольны своей работой, то шапочку можете не разукрашивать и нарисовать грустную улыбку. Прикрепите свои снежинки к окну.
Урок окончен. Спасибо!
Метки: Русский язык