Путешествие по океану Орфографии. Конспект урока
Путешествие по океану Орфографии. Конспект урока
1. Постановка задачи урока
У: Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана
Орфографических знаний. Во время нашего путешествия мы встретимся с законами
орфографии и постараемся доказать знания этих законов. И так в путь!
2. Подготовка к плаванию. Лексико-орфографическая работа.
У: Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие
овощи мы возьмем с собой? Попробуйте отгадать!
Словарь:
– итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком
– название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит голова
– этот овощ получил свое название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят
неспелым
– огородное растение с крупными семенами-горошенами
– этот овощ был завезен из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель; как и
трюфель они растут в земле.
– про этот овощ сложена загадка “Красная девица сидит в темнице, люди в руки брали, косы
срывали”.
(помидор, капуста, огурец, горох, картофель, морковь)
Вопросы:
1. Назовите слова, в которых надо запомнить две безударные гласные.
2. Найдите и назовите слова, в которых надо запомнить безударную гласную О.
3. В каком слове надо запомнить безударную гласную А.
4. Почему написание подчеркнутых букв в данных словах надо запомнить.
3. Введение нового слова.
У: Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы нам сопутствовали солнечные безветренные дни. А
такие дни раньше называли словом погода Когда шел дождь, мела метель, то говорили, что на
улице непогода. Сейчас словом погода называется любое состояние атмосферы.
Можно ли проверить безударную гласную в каждом из этих слов?
Вывод: безударную гласную О в словах погода и непогода надо запомнить.
У: Разгадайте по схемам и запишите какие слова слова, однокоренные данным, спрятались в схемах,
Погода , кА, ушка, ный, жий.
_Как пишутся корни в однокоренных словах?
5. На острове Безударных гласных. Упражнение в написании слов с безударными гласными.
У: Мы в океане Орфографических Знаний, приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их нам поможет только королева Ударение. Как вы думаете, почему?
– Освободите жителей острова от злых медуз в данных сочетаниях слов:
– Убрать медузу и вставить нужную безударную гласную.
Вывод:
– Какие гласные чаще всего бывают ошибкоопасными в безударном положении?
– Как проверить безударную гласную в корне, проверяемую ударением?
6. На острове Непроизносимых согласных. Письмо по памяти.
– У. Смотрите, вот ещё один остров! Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в корне которых есть сочетание согласных , то один из согласных звуков теряется, как будто бы в этом слове его и нет. Это остров Непроизносимых согласных. Что нужно сделать, чтобы при написании слов не потерять букву, обозначающую непроизносимый согласный звук или не написать лишнюю букву?
– Нужна ли на месте вопросительного знака (?) в словах предложения какая-либо буква? Докажите правльность своего ответа.
– Записать предложения по памяти.
– Взаимопроверка.
Вывод:
– Как же проверить непроизносимую согласную в корне слова?
7. На острове Парных согласных по глухости-звонкости .
– Плавание продолжается. На нашем пути остров Парных согласных по глухости-звонкости. Здесь ещё утро, некоторые из звуков ещё не проснулись. Произнесите звуки парами, и они тут же проснутся.
– Правит этим островом господин Гласный и его помощники– добрые волшебники– звонкие согласные р л м н
– Кто догадался почему?
– Сейчас вы должны доказать умение обозначать на письме буквами парные согласные звуки в ошибкоопасных местах в слове. А задание для вас следующее:
Я буду читать предложение, а вы в них находите слова с парными согласными , требующим проверки , и напишете их в тетрадь
Легко , как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка улитка.
– Прочитайте, какие слова вы выписали. Попробуйте восстановить (устно) предложения по опорным словам и озаглавить текст.
Вывод:
– Как же проверить на письме буквы, обозначающие парный согласный по глухости-звонкости на конце слов и в середине перед другими согласными.
8. Остров Пиратов. Самостоятельная работа.
– Наш корабль приближается ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает. Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты предлагают вам записать текст. Тех, кто напишет с ошибками, пираты завтра найдут и возвратят на свой остров. Докажем ,что мы хорошо знаем правила орфографии, запишем предложения.
– Проверьте своё написание предложений.
9. Домашнее задание.
– Продолжите текст про морских жителей.
– Экзамен капитана. ( сочинение)
10. Подведение итога урока.
– Мы отправляемся домой через узкий пролив. Огромные скалы , как океанические ворота, задают вам вопрос:
– Какие три правила учат правильно писать буквы в корне слова?
Метки: Русский язык