Материнская любовь. Конспект урока
Материнская любовь. Конспект урока
Урок – мастерская.
Тема: «Материнская любовь»
на основе рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник».
Цель:
1. Обобщить знание произведения Д. Мамина-Сибиряка «Емеля-охотник» на основе сравнения.
2. Формировать умения работать в группе, взаимодействовать со сверстниками.
3. Развивать речь детей, обогащать их словарный запас.
4. Развивать творческие способности обучающихся.
5. Воспитывать чувства любви к матери, семье.
1. Организационный момент.
– --– Поприветствуем гостей на нашем уроке-мастерской.
– --– Итак, девиз урока литературного чтения:
(слайд 1) «Читаем быстро, уверенно, лучше чем вчера»
2. Введение в тему (индукция)
(слайд 2): ненависть, любовь, сострадание, грусть.
– --– Как назвать эту группу слов одним словом? (Чувства)
– --– Назовите самое светлое, на ваш взгляд, чувство. (Любовь)
– --– Предлагаю вам обсудить понятие «любовь». Каждому ряду я приготовила вопрос для обсуждения, чтобы его получить вам придётся выполнить задание. Прошу за ноутбуки, возьмите листок и ручку.
1 ряд – «К кому может быть направлена любовь?»
2 ряд – «Как выражают любовь?»
3 ряд – «Какой может быть любовь?»
– --– Для решения этих задач вам даётся несколько минут.
(Дети в группах обсуждают задания, готовят ответы. )
Затем заслушивается выступление каждой группы.
1группа (выступают все желающие дети группы).
Мы считаем, что любовь может быть направлена к маме, папе, брату и сестре, к бабушке и дедушке. Мы очень любим своих домашних кошечек и собачек. У нас есть любимые вещи, игрушки, книги и диски с фильмами. Мы должны любить природу, т. к. от неё зависит наша жизнь. И т. д.
2группа.
Мы думаем, что свою любовь нужно выражать красиво. Взрослые дарят друг другу цветы. Мама ласкает и целует ребёнка. Дети помогают старшим. На праздники дарят подарки. Часто говорят нежные слова. Бабушки нас балуют. Животные тоже любят своих детёнышей. Они их облизывают, кормят, охраняют. И т. д.
3группа.
Мы хотим сказать, что любовь может быть очень сильной. Мама и папа живут вместе. И тогда это счастливая любовь. А иногда слабой, тогда папа уходит в другую семью. Эта любовь несчастливая. Ещё такую любовь можно назвать честной и нечестной. Честную мы бы нарисовали яркой, красивой, а нечестную – тёмной, серой. И т. д.
– --– Исходя из сказанного вами, дайте определение понятию «любовь» по опорным словам.
(слайд 3) Любовь – это чувство, которое направлено на……………
выражается………………….
и может быть ……………………
3. Определение темы урока.
---– Как вы думаете, к кому направлена самая – самая сильная любовь. Подумайте, потом отвечайте
(самая сильная любовь направлена к маленькому, к ребёнку. )
– --– Из данных слов выберите те, которые подходят к самой сильной любви.
(слайд 4)
Чистая, сильная, безответная, крепкая, постоянная, взаимная.
---– Эту любовь можно назвать материнской любовью. Она самая сильная, чистая. Итак, тема нашего урока.
(слайд 5) --– «Материнская любовь»
3. Работа по теме.
– ---Мы с вами прочитали рассказ Д. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник». Найдите и выделите маркером в тексте отрывки, в которых говорится о любви матери к Гришутке и любви мамы – оленихи к оленёнку.
– ---Зачитайте их.
Мать – человек.
«Припомнил Емеля, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. Её заели волки, когда она с маленьким Гришуткой зимним вечером возвращалась из деревни в свою избушку. Ребенок спасся чудом. Мать, пока волки грызли ей ноги, закрыла ребенка своим телом, и Гришутка остался жив. »
Мать – животное.
«Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями. «Это матка меня от теленка отводит», – думал Емеля, подползая все ближе и ближе … Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося олененка. Старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы. Ведь все равно она не уйдет от него. Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собой мать.
Еще одно мгновение – и маленький олененок покатился бы по траве с жалобным, предсмертным криком, но именно в это мгновенье старый охотник припомнил, с каким геройством защищала теленка его мать. »
– --Давайте сравним эти две любви.
(на доске прикрепляются картинки , идёт обсуждение – запись маркером)
Мать – человек. Мать – животное.
любила любила
защищала защищала
охраняла охраняла
берегла как самое ценное берегла как самое ценное
жертвовала собой жертвовала собой
– --– Внимательно посмотрите на сравнение, которое мы провели и дайте определение понятию «материнская любовь».
(Материнская любовь – это бескорыстное, очень сильное, способное на самопожертвование чувство. )
– --– Почему Емеля не убил животное?
(Его остановила материнская любовь. )
4. Творческая работа.
– --– Какое чувство возникло у вас к маме Гришутки и маме – оленихе?
(Чувство благодарности и уважения за такую сильную любовь. )
– --– Попробуем выразить это чувство в творческой работе.
Открой те конверты. Прочитайте задания для каждой группы:
*** отредактировать стихотворный текст (работа за ноутбуком);
*** из пластилина вылепить скульптуру мамы и ребёнка;
*** нарисовать борьбу белого и чёрного,
добра и зла.
– --– Что значит --– отредактиравать?
– --– Кто такой редактор?
(прочитать в словаре)
5. Защита детских работ.
– --– Посмотрим, что у нас получилось.
– --– Зачитаем текст.
– --– Покажите скульптуру мамы и ребёнка.
– --– Как вы выразили борьбу белого и чёрного, добра и зла.
6. Подведение итогов работы.
– --– Как выражается материнская любовь в рассказе «Емеля-охотник»?
– --– Чему учит нас это произведение?
– --– Давайте выстроим цепочку от слова – мама.
(слайд 6) (Мама – ребёнок – семья – дом – Родина– мир. )
– -– – А бережёт и хранит всё это, дети, (слайд 7) «ЛЮБОВЬ»!
7. Рефлексия.
– --– Оцените солнышком свою работу, работу групп и всего класса.
( солнышки – жёлтое – я доволен,
белое – не очень)
Метки: Русский язык