Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Лингвистический турнир `Своя игра`, 9 класс

Лингвистический турнир `Своя игра`, 9 класс

Цель: повторить материал по русскому языку; повторить основные разделы лингвистики; прививать интерес к русскому языку; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: игровые места; раздаточный материал; сигнальные карточки; бумага, расчерченная по разделам, указана стоимость вопросов.

. Условие игры. В игре участвует весь класс. Игра состоит из 3 раундов. В первом раунде играет 5 учеников, во втором 3 ученика, в третьем 2 ученика. Перед началом игры у каждого игрока по 50 очков. За правильный ответ очки приплюсовываются, за неправильный вычитаются.

. Первый раунд.

Лексика

10 (очков) Слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению. (синоним)

20 (очков) Она бывает длинная, густая, русая или острая, блестящая, или песчаная, узкая. (коса)

30 (очков) Какое средство русской лексики использует автор в стихотворении:

Вечером девочка Мила

В садике клумбу разбила.

Брат ее, мальчик Иван,

Тоже разбил стакан. (многозначность слова)

40 (очков) Словарный запас одного человека. (лексика)

Словообразование

10 Говорят: Приставки пра– не бывает. А ведь бывает же! Приведите пример. (прадед, праязык)

20 Как правильно: придавать или предавать. (оба варианта правильны)

30 Перечислите способы образования слов в русском языке. (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части в другую)

40 Расшифровать аббревиатуры (по 10 очков за каждое слово). ООН, МГП, БГУ, МЧС. (Организация Объединенных Наций, Международное гуманитарное право, Бурятский государственный университет, Министерство чрезвычайных ситуаций)

Фонетика

10 Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. (день)

20 Являются ли родственными слова: фонетика и телефон? (Этимологически да, фон звук)

30 С каким языковым явлением сталкиваемся при подборе однокорневых слов к слову друг? (друг, дружба, друзья чередование звуков г//ж//з)

40 С какого звука не могут начинаться слова в русском языке? (Ы)

Фразеология

10 Вспомните фразеологический оборот со значением молчать. (Держать язык за зубами, воды в рот набрать)

20 О чем идет речь: не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. (уши)

30 Что означает выражение как пить дать? (точно, наверняка)

40 от аза до ижицы – устаревший фразеологизм (до 1928г. до реформы азбуки). Назовите современный аналог. (от А до Я)

Морфология

10 Какого рода существительное тюль? (мужской род)

20 Назовите неизменяемые части речи. (Наречие, деепричастие, союз, частица, предлог, междометие)

30 Эту часть речи В. И. Даль охарактеризовал: это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. Что это за часть речи? (причастие)

40 Роман Л. Н. Толстого, в названии которого существительные-антонимы. Назовите произведение. (Война и мир)

Словари

10 Чем знаменит В. И. Даль? (Автор словаря Толковый словарь живого великорусского словаря, более 200000 слов)

20 Что можно узнать в этимологическом словаре? (о происхождении слов)

30 Какой школьный словарь содержит информацию о правописании слов? (орфографический)

40 Назовите известные вам виды лингвистических словарей. (За каждый вид 10 очков). Задание выполняют все участники на листочках.

. Второй раунд

Синтаксис словосочетания

20 Продолжите фразу-определение: Словосочетание это (сочетание двух и более слов по смыслу и грамматически)

40 Как определить в словосочетании главное слово? (задать вопрос)

60 Определите вид связи в словосочетании: вязаный шарфик. (согласование)

80 Перечислите основные способы связи слов в словосочетании. (Согласование, управление, примыкание)

Синтаксис простого предложения

20 Привести пример нераспространенного простого предложения. (Идет урок)

40 Чем отличаются предложения: Рассвет. Рассвело. (1 назывное, 2 безличное)

60 Найдите подлежащее в предложении: Юннаты, оберегайте птиц! (Нет подлежащего)

80 Предикативность это 1 из главных признаков предложения. Подберите синоним к предикативная основа. (грамматическая)

Пунктуация простого предложения

20 На конце простого предложения могут стоять сразу два знака препинания. Какие? (Или! Или? )

40 Когда деепричастный оборот не выделяется на письме запятыми? (Фразеологический оборот)

60 Когда не обособляется определение, выраженное причастным оборотом? (Если оборот располагается перед определяемым словом)

80 Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (сущ. сущ. , сущ. н. ф. глагола, н. ф. глагола сущ. , числ. числ. , числ. сущ. , сущ. числ. , н. ф. глагола н. ф. галагола)

Синтаксис сложного предложения

20 Чем отличается сложное предложение от простого? (Наличием двух и более основ)

40 Какие знаки препинания ставятся между частями сложного предложения? (, ; : -)

60 В чем особенность предложения: Обогащайте себя знанием русского языка, – писал М. Горький. (предложение с прямой речью)

80 Нужна ли запятая перед союзом И? Почему? Ее провожают березы и ясень встречает в пути. (запятая не ставится, т. к. есть общий член предложения ее)

Орфография

20 Почему в слове юный одна Н, а в слове юннат – НН? (юннат сложное слово)

40 Как пишется слово сп. . ртакиада: с О или с А? (с А: г. Спарта)

60 Нужен ли мягкий знак в слове плач(ь)? (да, если это глагол; нет, если это существительное)

80 Выбрать правильный вариант написания слова (все выполняют по карточке задание): военачальник, военоначальник, военноначальник. (военачальник)

Стилистика

20 Найдите ошибку в предложении: Когда я кушаю, я говорю и слушаю. (при подлежащем Я кушаю лучше не употреблять, т. к. это считается недостатком воспитания и говорит о культуре человека)

40 Почему предложение звучит двусмысленно? Сергей подарил другу щенка, и он был очень доволен. (Сергей, друг, щенок?) (Неуместное использование личного местоимения ОН)

60 Перечислите основные стили русского языка. (разговорный, книжный: научный, художественный, публицистический, официально-деловой).

80 Почему данное предложение было помещено в рубрике Нарочно не придумаешь? Подъезжая к дому, у меня слетела шляпа (Комичная ситуация, представленная в предложении, вследствие неправильного употребления деепричастного оборота)

. Третий раунд.

Два участника должны ответить на вопрос: Как называется наука о языке? (лингвистика) + 20 очков за правильный ответ.

V. Итог игры.

Подведение итогов. Выявление победителя.

Вопросы:

– Понравилась ли вам игра? Почему?

– Что было трудным? легким? интересным?

Метки: Русский язык