Урок русского языка в 4 классе по теме: «Именительный и винительный падежи имён существительных»
Урок русского языка в 4 классе по теме: «Именительный и винительный падежи имён существительных»
Цель: формирование умения различать именительный и винительный падежи;
Задачи:
– показать отличие винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения,
– развивать наблюдательность, внимание, самоконтроль;
– воспитывать аккуратность, взаимовежливость.
I Оргмомент.
– Как ваше настроение? Готовы работать? Улыбнёмся друг другу и начнём урок.
Садитесь, проверьте осанку. Откройте тетради, положите их под наклоном. Запишите число, классная работа.
II Мотивация на учебную деятельность.
– Что изучали на прошлом уроке? (падежи имён существительных)
– Сколько падежей в русском языке? Назовите их.
– Что значит просклонять имена существительные? ( изменить по падежам)
– Что значит изменить по падежам? (изменить окончания)
– Для чего нужно уметь склонять имена существительные? ( для связи слов в предложении)
– На этом уроке мы продолжим работу над изменением имён существительных по падежам.
III Минутка чистописания.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
бор т рубка
зал п овод
зуб р оса
– Какие буквы нужно поставить между этими словами, чтобы образовались новые?
– Эти три буквы вы запишите в тетрадь. Как вы думаете, почему именно эти три буквы вместе? ( у них одинаковые элементы)
– Припишите на строке соединение букв тпр.
– Разгадайте анаграммы:
потеха – пехота
лапоть – пальто
– К какой части речи относятся эти слова? ( существительные)
– Запишите эти имена существительные на следующей строке.
( Один ученик комментирует с места орфограммы в этих словах)
IV Словарная работа.
– Приготовьте цветные карандаши. Вспомните, каким цветом, какую безударную гласную обозначаем ( синим – а, красным – о, зелёным – е)
– Слушаем и рисуем:
Газета, корабль, металл, рояль, тревога, камыш, костёр, ремонт, машина.
– Посмотрите на доску.
Проверьте себя: в таком ли порядке расположены цвета у вас? У кого так же поднимите руку. Поставьте себе на полях оценку «5». У кого одно исправление – «4».
V Открытие новых знаний.
1. Наблюдение над употреблением имён существительных в В. п. и в И. п.
– Вспомните, какие слова я называла?
– Составьте с любым из них предложение. Записать, прокомментировать.
Пример:
Корабль ( И. п. ) сел на мель.
Далеко в море мы увидели корабль ( В. п. ).
– Определите падеж имён существительных в предложении. Подчеркните главные члены в этом предложении.
Вывод: имя существительное, которое в предложении является главным членом предложения (подлежащим), всегда стоит в И. п.
Схема на доске
И. п. В. п.
– Как в предложении отличить И. п. имени существительного от В. п. ? (Надо определить каким членом предложения оно является. )
– Какая же цель сегодняшнего урока? (Научиться отличать И. п. от В. п. в предложении)
– Как сформулировать тему урока? (Отличие И. и В. падежей имён существительных)
Тема записана на доске, но закрыта до этого момента.
VI. Физминутка
Дети выполняют движения под «Танец маленьких утят»
VII. Формирование умений
2. Работа с учебником.
– Откройте учебник на стр. 86 и выполните упр. №134.
– Прочитайте задание.
– Первые два предложения прокомментирует… (один из учеников)
Вторую пару предложений самостоятельно запишет и разберёт 1 ряд, третью пару – 2 ряд.
– Какими членами предложения являются выделенные слова?
– Какой вывод можно сделать? (см. схему на доске)
– Следующее упражнение №135 выполните устно.
2 четверостишие – 1 ряд
3 четверостишие – 2 ряд
Комментирование
– Как различили падежи И. и В. имён существительных? ( определили, каким членом в предложении является. Если подлежащим – И. п, если второстепенным – В. п.
– Прочитайте, как об этом говорится в правиле (с. 87)
VIII Физминутка.
Один ученик показывает движения в каком-либо виде спорта, остальные повторяют ( бокс, плавание, бег, лыжи, карате)
3. Творческое задание.
– Теперь поработайте в парах. Составьте предложения, в которых имена существительные употребляются в И. п. и В. п.
Взаимопроверка.
– Проверьте друг у друга предложения.
Чтение и комментирование предложений.
– Утром выпал снег. Я взял в руки снег.
IX Итог урока.
– Продолжите предложения:
1. Чтобы не путать И. и В. падежи имён существительных нужно определить… (каким членом предложения оно является)
2. Имена существительные в И. п. в предложении всегда… (являются главным членом предложения)
3. Имена существительные в В. п. в предложении всегда … (является второстепенным членом предложения)
4. На уроке я понял…
5. Мне надо …
X Домашнее задание.
Стр. 97 №4
– Спишите предложения и определите падеж имён существительных.
Метки: Русский язык