Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Русский язык
  • Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имени сущ." (4-й класс)

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имени сущ." (4-й класс)

Тема:

Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Цели:

  • на основе понимания подвести к выведению правила правописания безударных падежных окончаний;
  • составить алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных;
  • формировать компоненты учебной деятельности через индивидуальную и групповую работу.

Оборудование:

Листы-пособия для работы в группах, фломастеры, карточки со словами-помощниками, карта-опора с алгоритмом проверки.

Ход урока

Организационный момент.

Итак, урок русского языка. Запишите число. Обратите внимание на орфограммы. Что должно быть на второй строке?

Я надеюсь, что в ходе урока вы сумеете определить его тему и цель.

Актуализация знаний.

Прочтите слова.

П…латка, к…стер, к…пыто, м…етель, л…донь, к…орзина.

Какое слово вы посчитали “лишним”? (“Лишнее” слово - “метель”).

Почему? (Это слово с безударной гласной, проверяемой ударением).

Как правильно написать слова с безударной гласной, проверяемой ударением.

Подберите проверочное слово.

Какая орфограмма объединяет остальные слова? (Это слова с безударной гласной, не проверяемой ударением).

Что же делать? (Запоминать).

А вы запомнили? Сейчас проверим “Цепочкой”.

Вставьте пропущенные буквы.

К какой части речи относятся все слова?

На сколько групп можно разбить данные слова? (На три группы).

Почему? (Существительные можно разделить по склонениям).

Что объединяет существительные каждого склонения? (У существительных каждой группы однотипное окончание в одинаковых падежах в ед.ч., во мн.ч., в Н.ф.).

Определите слова 1, 2, 3 склонения. Запишите.

Индивидуальная работа.

Просклоняй существительные вода, ведро, любовь.

Выдели окончания

И.п. – вода ведро  любовь

…. .… ….

…. .… .…

Вызывало ли у тебя сомнение написание окончаний? (Нет).

Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

Всегда ли легко определить, какую букву писать в окончании? (Предположения детей).

Запишем под диктовку слова. Выделим окончания.

На окне, по земле, к зиме, о мор…, на ел…, на улиц….

В каких словах окончание не вызвало затруднений? (На окне, по земле, к зиме).

Почему? (В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук).

на окне – Е

по земле – Е

к зиме – Е

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? (О море, на ели, на улице).

Почему? (Окончания безударные, звук может не соответствовать букве). А какую букву вы могли бы написать?

о мор… – Е ... И

на ел… - ЕИ

на улиц… - ЕИ

В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, в корне, в суффиксе, в окончании).

Как мы ее проверяем в корне?

Как мы ее проверяем в приставке? В суффиксе?

А в окончании? (У детей возникает затруднение в ответе).

Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (Нет).

Почему? (Мы не знаем правила проверки безударной гласной в окончании существительного).

Формулирование цели урока.

Определите цель нашего урока. (Узнать правило написания безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных).

Физминутка.

Открытие детьми нового знания.

Появилось ли у вас какое - либо предположение? (Дети высказывают свои мнения).

Предлагаю провести работу одновременно над существительными всех трех склонений с ударными и безударными окончаниями.

Работать будем в группах.

Распределимся на три группы в соответствии с количеством склонений.

Внимательно читайте задание и “шаг за шагом” выполняйте работу.

Работа в группе.

Прочтите “шаги”:

  1. Просклоняйте устно данные существительные.
  2. Впишите только окончания. Если не знаете, какую букву писать в окончании, ставьте знак “?”.
  3. Поставьте ударения.
  4. Сравните ударные и безударные окончания в одном и том же падеже.
  5. В каких падежах легче всего допустить ошибку?
  6. Подумайте, как проверить безударную гласную в окончаниях имен существительных.
  7. Ваш вывод.

Каждой группе предлагается лист-пособие со словами.

1 группа – слова 1 скл. – река, речка, земля, яблоня.

2 группа – слова 2 скл. – конь, олень, окно, дерево.

3 группа – слова 3 скл. - любовь, осень.

Обсуждение итогов работы каждой группы у доски.

К какому выводу вы пришли? (В пределах одного склонения в каждом из падежей безударные окончания такие же, как ударные. Безударные окончания проверяются ударением).

Какие слова стали бы ключом к решению проблемы для определения безударных окончаний существительных 1 скл., 2 скл., 3 скл. (Для 1 скл. – река, земля, для 2 скл. – окно, конь, для 3 скл. – любовь). Почему? (В этих словах окончания всегда ударные).

Возвращение к проблеме (убрать “?”).

Определите, как проверить написание безударных окончаний в именах существительных:

На улиц…; о мор…; на ели…

Дети проверяют написание окончаний в данных словах, используя слова-помощники для каждого склонения.

Определение темы урока.

Так какова же тема сегодняшнего урока? (Правило проверки безударных падежных окончаний имен существительных).

Запись темы урока в тетрадь.

Составление алгоритма.

Работа с учебником: сверим полученные знания с правилом в учебнике (с. 109). (Дети читают правило и сравнивают свои выводы с ним).

Обратим внимание на образец обозначения орфограмм. (Знакомство с графическим обозначением орфограммы).

Составим алгоритм.

Заметили ли вы одинаковые действия при определении безударных окончаний существительных 1, 2 и 3 склонений. (Да).

Определим их:

  1. Ставлю существительное в начальную форму.
  2. Определяю склонение.
  3. Подбираю слово-помощник.
  4. Ставлю слово-помощник в ту же форму.
  5. Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.
  6. Обозначаю орфограмму.

(Появляется карта-опора с алгоритмом проверки)

Первичное закрепление.

Опираясь на алгоритм, учащиеся выполняют учебное упражнение с комментированием на определение безударных окончаний у имен существительных 1, 2 и 3 склонений.

Итог урока:

-Что нового вы узнали на уроке? (Дети называют правило).

Домашнее задание: выучить правило, алгоритм.

Метки: Русский язык, Начальная школа