Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Концепция воспитательной системы школы толерантности

В России сегодня налицо все признаки отсутствия целостности морального и духовного мировоззрения. Если ранее традиции и государственная идеология задавали направление пути, программу действий, регламентировали самые мелкие правила жизни отдельного человека, то теперь долгожданная свобода обернулась отсутствием ориентиров. Разные системы ценностей, субкультуры, идеологии, образы жизни присутствуют в современной ситуации и задают противоречащие друг другу эталоны, нормы социального поведения. Социальная жизнь неопределенна: в обществе возникает дифференциация на все более мелкие страты со своими нормами жизни. То, что считается эталонным в одной социальной группе, неприемлемо для другой. Всеобщая “маргинальность”, промежуточность социального положения человека, размытость границ нормы, “принятого”, ориентиров в целом порой порождают нравственный релятивизм: вопрос “Что такое хорошо и что такое плохо?” перестал быть риторическим не только для детей, но и для их родителей и учителей. Да и само воспитание давно перестало быть внутренним делом педагогики.

Все чаще в своей жизни мы видим безразличие к людям, недоверие, бессердечность и жестокость, встречаемся: с безответственными и безнравственными людьми. Человек стал интеллектуально мощным, но духовно бедным. Заботы его замкнулись на личном благополучии. Кризисная ситуация в стране в последнее время обострилась обнищанием старых и больных людей, разделением общества на очень богатых и очень бедных. Увеличилось число бездомных детей. Распространяется курение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. По данным городского наркодиспансера средний возраст приобщения к курению в Старом Осколе 10 лет, а употреблять алкоголь подростки начинают уже в 12 лет.

Растет преступность, участились суицидные случаи. Многие молодые люди испытывают трудности в выборе профессии, только 43% девятиклассников нашей школы реально представляют свою будущую профессию.

Отчаяние, неуверенность в завтрашнем дне, апатия и неспособность к активным действиям губит молодежь начала XXI века.

Ситуация в нашем городе осложняется тем, что в него направляются миграционные потоки с севера (Норильск) и из регионов ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Латвия). Дети и подростки тяжело переживают переезд, оказываются вырванными из привычных культурных и социальных слоев, с трудом адаптируются в новых условиях, часто оказываются социально незащищенными.

Все проблемы общества наиболее ярко высвечиваются в школе. Проведенное нами социологическое исследование выявило:

  • только 62% учащихся родились в Белгородской области;
  • 18% – приехали из других областей России;
  • 20% детей из стран ближнего и дальнего зарубежья (Казахстан, Армения, Узбекистан и т.д.).

Это приводит к трудностям адаптации и социализации. А ведь духовная жизнь – это именно тот спасательный круг, который может помочь человеку в такой ситуации.

Чтобы школа не утратила суть духовности и радости, чтобы основы наук проходили через душу и сердце ребенка необходимо построение воспитательной и учебной работы на иной, отличной от традиционной, основе. Мы считаем, что в наших условиях такой основой является принцип толерантности, необходимо:

  • обучение детей конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;
  • развитие социальной восприимчивости учащихся, социального воображения, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию;
  • развитие коммуникативных навыков, укрепляющих социальные связи;
  • обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Способствует улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

Таким образом, актуальность рассматриваемой проблемы связана с:

  • нарастанием маргинальности и девиантного поведения молодежи;
  • утратой духовных ориентиров и связи поколений;
  • нарастанием миграционных процессов в городе и в частности в школе;
  • большим расслоением общества и нарастанием нетерпимости.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать основную проблему концепции: современные воспитательные системы имеют сильный крен в сторону воспитания нейтральных черт, которые с успехом могут служить как целям гуманным, так и асоциальным, а мы считаем необходимым для нашей школы формирование толерантной личности, способной к саморазвитию.

Цель концепции: Создание в школе воспитательной среды, способствующей формированию толерантной личности, способной к саморазвитию.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Выяснить исходное состояние и актуальные проблемы воспитательной среды, формирующей толерантную личность.
  2. Разработать технологию формирования представлений о толерантной личности.
  3. Обосновать формы активной воспитательной работы, направленные на формирование толерантного поведения.
  4. Апробировать предлагаемые активные формы в работе воспитательной системы школы. ( Системы больших психологических игр, создающих условия для “погружения” и создания соответствующего личностного опыта и минитренингов конструктивного общения).

Основным планируемым результатом является наличие у учащихся следующих поведенческих навыков:

В области обучения:

  • сотрудничество, дух партнерства;
  • признание многообразия;
  • признание равенства других.

В области воспитания:

  • уважение человеческого достоинства;
  • уважение прав других;
  • терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.

В области психического развития:

  • способность поставить себя на место другого;
  • уважение права быть иным.

В области социализации:

  • готовность мириться с чужим мнением;
  • принятие другого таким, какой он есть;
  • отказ от доминирования, причинения.

Научная-практическая новизна.

  1. Разработана воспитательная программа “Я – толерантная личность”, направленная на формирование коммуникативной толерантности.
  2. Разработаны формы активной воспитательной работы, способствующие
  3. созданию субъектного опыта толерантности.
  4. Создана система мониторинга воспитательного процесса и личностного роста учащихся.
  5. Создан “Центр здоровья”, позволяющий скоординировать работы по воспитанию здорового образа жизни и восприятия здоровья как жизненной ценности.
  6. Условия для самоутверждения и самораскрытия личности создает детская республика “Эльдорадо”, система самоуправления учащихся.
  7. Разработана система ранней профилактики девиантного поведения.
  8. Использование технологий саморазвития личности школьника Г.К. Селевко, формирования жизненного опыта у школьников Н.Е. Щурковой, личностно-ориентированной воспитательной системы Е.Н. Степанова для формирования толерантной личности.
  9. Разработано модульное планирование воспитательной работы.

Знать особенности мотивационной сферы и системы отношений ребенка к миру и самому себе необходимо для создания условий успешного развития и личностного роста каждого школьника.

Отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного обучения в нашей школе занимается психологическая служба в ходе реализации психолого-педагогического сопровождения (см. приложение). Собирается и накапливается информация о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Диагностический минимум, адаптированный к нашим условиям, позволяет условно разделить всю обследованную группу детей на две подгруппы – “психологически благополучных” детей и детей “с проблемами обучения и развития”. По данным диагностики выводится психологический статус ребенка, включающий следующие характеристики:

  • особенности познавательной сферы;
  • особенности поведения и общения школьников;
  • особенности личностно-мотивационной сферы;

На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы, психологического развития ребенка, определяются условия его успешного обучения и воспитания. Это предполагает, что учебно-воспитательный процесс может гибко изменяться в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться в данную школу. Результаты помогают педагогам ориентироваться на конкретных детей, с их реальными возможностями и потребностями.

Изучение степени и особенности приспособления школьников к новым социально-педагогическим условиям в 1, 5, 10 классах позволяют создавать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в адаптации, психологическом развитии, обучении. Таких детей, по результатам исследования, бывает от 4 до 17% в 1-х и 5-х классах и почти не бывает в 10-х классах. Разрабатывается система действий, конкретных мероприятий, которые помогают преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы. Коллективные рисунки, большие психологические игры, тренинг психологической безопасности в школе – все это помогает преодолеть трудности в адаптации учащихся. К концу первой четверти дезадаптированных детей не остается.

Программа ранней профилактики девиантного поведения включает:

  • первичную профилактику, т.е. формирование устойчивой мотивации на здоровый образ жизни, через деятельность Центра здоровья, волонтерских групп,
  • вторичную профилактику, включающую выявление группы риска через систему социально-педагогического сопровождения, работу с этой группой и родителями этих детей.

Внедрять здоровьесберегающие технологии и отслеживать их эффективность позволяет мониторинг уровня утомляемости, который проводится два раза в год, при необходимости чаще. Изучение отношения школьников к вредным привычкам по результатам анкетирования позволяет подобрать мероприятия для эффективной работы с данными детьми.

Эффективность воспитательного процесса отслеживается с помощью технологических карт оценки и самооценки уровня воспитанности. Один раз в год отслеживается уровень коммуникативной толерантности. Раз в пять лет проводится расширенное анкетирование учащихся, родителей и учителей с целью определения актуальной проблематики.

Во многом работа школы зависит от сплоченности педагогического коллектива и готовности каждого в отдельности гибко менять формы и методы работы, поэтому ежегодно проводится мониторинг взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Ценностные ориентиры. Для воспитания толерантной личности способной к саморазвитию необходимо: научиться завязывать и поддерживать отношения с людьми, правильно принимать чужие эмоции и уметь выражать собственные, извлекать пользу из одиночества и понимать разных людей, разрешая им быть разными. Важно постепенно начать принимать себя таким, какой ты есть вместе с историей своего рода, семьей, национальностью, характером, внешностью и “сильными сторонами”, важно доверять себе и извлекать из ошибок не только боль, но и опыт. Это очень краткий список. За ним – восхождение к индивидуальности личности.

Принципы воспитательной системы: целесообразность, непрерывность, учет психологических особенностей возраста и социума. Учитывая проблемы современного социума, считаем, что надо развивать личность и учить детей решать жизненные задачи, начиная с первого класса. Побудить учителей всех без исключения предметов делать это, используя в качестве примера собственный предмет и собственный жизненный опыт.

Умения, навыки или поведение – в целом наблюдаемая часть человеческой жизни. Она может стать предметом психологической экспертизы, и даже направленного формирования. Конечно, вряд ли удастся за один урок научить поддерживать других людей ребенка, который не чувствовал этой поддержки даже от собственных родителей. Однако рано или поздно этому научить можно, просто для “благополучных” и “трудных” учеников нужно затратить разное количество усилий. Вообще, рассматривая ребенка сквозь призму навыков, начинаешь по-новому относиться к понятиям “трудный” и “благополучный”.

Предлагаемая система имеет и тот плюс, что она не требует обязательной перестройки основ жизни школы. Главное – сделать шаг от создания условий для личностного роста вообще к созданию условий для формирования привычек вести себя достойно, решая конкретную задачу, выдвинутую собственной жизнью.

Заложенный в воспитательную систему психологический мониторинг позволяет отслеживать и при необходимости корректировать воспитательный процесс.

В основе построения воспитательной системы лежит технология саморазвития личности школьника Германа Константиновича Селевко. В соответствии с классификацией образовательных технологий она имеет следующие характеристики. По уровню применения – общепедагогическая, охватывающая весь образовательный процесс. По философской основе – гуманистическая, делающая ставку на внутреннюю нравственно-волевую мотивацию деятельности школьников.

По подходу к ребенку – личностно-ориентированная. По преобладающему методу – развивающая и саморазвивающая. По характеру содержания – обучающее – воспитательная, массовая, применяемая ко всем категориям и группам детей.

На общепедагогическом уровне технология саморазвития личности включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы:

  • Подсистема “Теория”. Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на самое себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. Серия специальных предметов и курсов знакомит ученика с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания и самообразования.
  • Подсистема “Практика” охватывает всю внеклассную составляющую работы школы, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Эта деятельность реализуется во внеурочных занятиях ребенка, дает тренинг жизненно важных умений и навыков, приносит опыт успеха и убеждает ребенка в больших возможностях его личности.
  • Подсистема “Методика” представляет реализацию идеи воспитания и саморазвития толерантной личности в преподавании основных наук. В содержании учебных предметов особо акцентируются разделы, которые имеют большее значение для саморазвития (проблемы нравственности, мировоззрения, общения и др.) Каждая педагогическая технология объективно имеет свои методические возможности для формирования умений и навыков самосовершенствования, качеств самостоятельной и творческой личности, создания климата саморазвития. Максимально отвечают этой цели: методика развивающего обучения в начальной школе, методика перспективно-опережающего обучения с комментированным управлением Лысенковой, методы групповых и коллективных способов обучения, игровые методики, проблемные, поисковые, исследовательские методы, модульная технология, воспитательные технологии Н.Е. Щурковой, И.П. Иванова.

В технологии саморазвития личности используется система планирования образовательных технологий и методик в учебном процессе.

Планирование применения методик исходит из того, что каждый школьник на протяжении обучения должен поработать во всех важнейших педагогических технологиях и методиках. При этом учитываются:

  • возрастные особенности детей;
  • преемственность методик и технологий;
  • постепенное убывание помощи учащимся в овладении способами самостоятельной работы;
  • особенности классных групп в параллелях; уровень мастерства и желание преподавателей;
  • учебно-методическая база.

Технология Г.К. Селевко не разделяет учебную и внеурочную деятельность школьников. Именно это свойство позволяет использовать ее для формирования толерантной личности. Невозможно сформировать толерантное мировоззрение или даже поведенческие навыки, если ребенок на уроках сталкивается с условиями деятельности, противоречащими принципам толерантности. Однако технология самосовершенствования личности не подразумевает целенаправленного формирования определенных мировоззренческих принципов, а мы считаем необходимым наличие цели. В нашем случае – это формирование толерантности.

Что бы добиться эффективной реализации программы отдельно разрабатываются блоки для младших школьников, младшего подросткового возраста (5-7 кл.), старшего подросткового возраста (8-9 кл.), и старшеклассников.

Различные методики предоставляют варианты деятельности, в которых формируются различные умения и навыки самосовершенствования.

Учащийся узнает о том, какое поведение, какие способы работы для него наиболее эффективны и желательны и какими условиями они обеспечиваются. Так, например, застенчивым и недостаточно общительным детям для развития и саморазвития рекомендуется включаться в групповые формы работы, рассеянным и недостаточно внимательным – работать в условиях жесткого и четкого алгоритма деятельности.

Поскольку большинство качеств толерантной личности невозможно сформировать “в лоб” каким-либо прямым воздействием, мы включаем детей в определенные виды деятельности, позволяющие пережить им субъективный опыт толерантных отношений. Для этого разрабатываются психологической службой и апробируются творческой группой учителей большие психологические игры (БПИ), ролевые и психодраматические игры, мини-тренинги, КТД. Большая психологическая игра предполагает: погружение ребенка на несколько часов ( в зависимости от возраста) в определенную проблему; знакомство с теорией; прохождение определенных психологических этапов и ее решение.

Все эти формы работы внедряются в жизнь в ходе реализации программы “Я – толерантная личность”. Данная программа охватывает весь период обучения ребенка в школе. Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс всех педагогов школы, родителей и ученических коллективов. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов. Программа включает 5 воспитательных модулей (как относительно самостоятельных" частей воспитательного процесса), так как они позволяют комплексно воздействовать на коллектив и отдельную личность, в них участвуют практически все ученики с 1-й по 11-й класс и определенные разновозрастные объединения ( в зависимости от тематики).

1 модуль "Истина"

Позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка и подростка, формирует "Я - концепцию" как систему представления личности о себе).

2 модуль "Интеллект"

Помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания , самообразования и межличностного взаимодействия формам самоопределения личности в самых различных жизненных обстоятельствах.

3 модуль"Творчество"

Включает учащихся в творческую деятельность, ученики получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой и эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности.

4 модуль "Добро"

Способствует формированию гуманистического, демократического мышления, высоконравственного отношения личности к себе и к миру, толерантности и экологическому мышлению.

5 модуль "Здоровье"

Реализует воспитание устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.Для этого в школе создан центр "Здоровье", который непосредственно участвует в работе. Это позволяет систематически вести профилактику девиантного поведения, формировать социальную активность, воздействовать на сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Для реализации программы организуется работа постоянно действующего методического семинара по изучению технологии ССЛ для педагогов школы; сформировано клубное пространство школы, организовано " Научное общество учащихся"; введены в учебный план школы спецкурсы "ФЛП" и "ССЛ", "Валеология". Соблюдается преемственность от одной возрастной ступени к другой, ребенок остается все время в среде, которая представляет для него опыт творчества, достижения, самоутверждения и самореализации.

"Истина"

Для толерантной личности необходимо умение владеть собой. Освоить это качество можно в ходе изучения основ Самосовершенствования личности. Этот спецкурс предполагает знакомство с основами психологии личности; обучение методам самоанализа; способам целенаправленного развития определенных качеств. Это одно из главных направлений; так как идет целенаправленное и системное обучение детей основам теории ССЛ:

  • 1–4 классы "Начало этики";
  • 5 классы "Познай себя";
  • 6 классы "Сделай себя сам";
  • 7 классы "Научи себя учиться";
  • 8 классы "Утверждай себя";
  • 9 классы "Найди себя";
  • 10 классы "Управляй собой";
  • 11 классы "Реализуй себя".

В ходе работы по этому направлению проходят: классные часы по темам ССЛ, "Презентации личности", праздники открытия новых традиций, заседания клуба интересных встреч; организуется: помощь родителям, пожилым людям; знакомство со своими правами во время изучения конвенции о правах ребенка, с "Обязанностями и правами ученика", с историей города, семьи. Учащиеся создают летопись классов, школы, заботятся о благоустройстве школы, разводят цветники.

"Интеллект"

Толерантная личность должна обладать высоким интеллектуальным уровнем, чтобы всецело осознавать богатое многообразие культуры нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности, ей способствуют знания. Это направление "Интеллект" помогает раскрыть личность каждого ребенка, проявить свои способности

  • 1-4 классы "Презентация наук";
  • 5 классы "Я стараюсь, развиваюсь";
  • 6 классы "От знания к поступку";
  • 7 классы "Осознанное познание";
  • 8 классы "Я знаю, что я знаю";
  • 9 классы "Мыслю, следовательно существую";
  • 10 классы "Юные интеллектуалы";
  • 11 классы "Прикосновение к науке".

Осуществляя данное направление, проводят: олимпиады по предметам, турнир эрудитов, вечера вопросов и ответов; помогают своим товарищам проявить свои способности в одном из конкурсов; участвуют в конкурсе "Ученик года"; знакомятся с друзьями во время рингов "Презентация личности"; создают "Книгу школьных рекордов"; заботятся о том, чтобы об успехах ребят знали родители, жители города.

"Творчество"

Творчество – это наиболее широкая сфера проявления толерантности. Именно в нем глубоко раскрывается индивидуальность каждого творца. Совместное творчество предполагает: воспитанное терпимости к чужим мнениям, уважения человеческого достоинства, духа партнерства. Это направление выбрано потому, что ССЛ предполагает развитие творческих качеств личности:

  • 1-4 классы "Творить – это здорово";
  • 5 классы "Творческий калейдоскоп";
  • 6 классы "Какой я интересный человек";
  • 7 классы "Создаем себя";
  • 8 классы "Как стать интересным";
  • 9 классы "Жизнеутверждающий мажор";
  • 10 классы "Дом, который построим мы";
  • 11 классы "Мой прекрасный мир"

Проводят День открытых дверей, праздник Песни, экскурсии, походы, недели истории, географии, МХК, выставки прикладного творчества, рисунков; помогают младшим школьникам в проведении игр; знакомятся с мастерами-умельцами Староосколья, с жизнью разных людей на уроках, классных часах, через посещение творческих вечеров преподавателей школы и школы искусств; создают альбомы, "раскладушки" о мастерах; заботятся о пополнении фонда библиотеки через акцию "Подари книгу школе".

"Добро"

Несомненно, это – одно из главных направлений в работе, так как исключительной ценностью для развития личности выступают нравственное начало в ребенке: доброжелательность, способность к сопереживанию, способность поставить себя на место другого, снисходительность и терпение.

  • 1–4 классы "Я помогаю маме";
  • 5 классы "Какого ты рода – имени";
  • 6 классы "Чью старость ты утешил";
  • 7 классы "Суд над сквернословием";
  • 8 классы "Путешествие в свое прошлое";
  • 9 классы "Цветок человеколюбия";
  • 10 классы "Соблазны и ошибки (духовное самоопределение)

Проводят акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для города", вечера встречи с интересными людьми; помогают родителям, ветеранам; знакомятся с историей своей семьи и пишут сочинения "Моя семья", с потребностями города в профессиях; создают и организуют праздничную почту; заботятся о благоустройстве школы.

"Здоровье"

Отсутствие здоровья часто лежит в основе отчуждения, ограниченной коммуникации, недостаточного самоуважения. Сохранение здоровья каждого – залог здоровья нации.

  • 1–4 классы "Азбука здоровья";
  • 5 классы "Здоровье – счастье человека";
  • 6 классы "Золотые правила здоровья";
  • 7 классы "Спортивная гостиная";
  • 8 классы "Суд над...";
  • 9 классы "Важные мелочи";
  • 10 классы "Саморегуляция. Быть здоровым и красивым";
  • 11 классы "Искусство жить".

Проводят спартакиады, соревнования "День туриста", конкурсы плакатов "Нет наркотику, сигарете"; помогают организовывать походы, экспедиции; знакомятся с приемами релаксации; создают летний оздоровительный лагерь и трудовой отряд; заботятся о сохранении здоровья.

Метки: Внеклассная работа, Администрирование школы